Как Ozon Open.Data может облегчить жизнь селлерам

April 23, 20
Читать 6 минут

Рассказываем про платформу маркетплейса, которая помогает продавцам находить новые ниши и лучше оценивать спрос.

Что такое Ozon Open.Data

Итак, Ozon Open.Data — это общедоступная база статистики поиска и выбора товаров потенциальными покупателями маркетплейса Ozon. Ozon Open.Data поможет тем, кто уже продает на площадке — они смогут решить, как лучше всего расширить или скорректировать ассортимент. Новичкам и тем, кто только принимает решение о продажах на Ozon, сервис поможет подобрать позиции для старта и тестовых продаж.

Сейчас регулярно обновляются 4 набора данных — «Что не находят на Ozon», «Просмотры товаров в категориях», «Что добавляют в избранное» и «Просмотры товаров, которых нет в наличии». Площадка постоянно добавляет новые категории данных, которые будут вам полезны, поэтому следите за обновлениями. Все открытые данные доступны на Ozon.OpenData

Теперь о каждом наборе открытых данных подробнее.

Что не находят на Ozon

Это самый интересный отчет. Он показывает, чего не хватает клиентам и что можно и нужно выводить на площадку.

В отчете содержится информация о поисковых запросах, по которым покупатели не нашли товары, либо нашли то, что не вызвало интереса (возможно, покупателей просто не устроили характеристики товара). Например, россияне хотят видеть на Ozon крупные мировые бренды одежды.

Мы собрали такие запросы в отдельный файл и разбили на три группы:

Нет результатов — по поисковому запросу нет товаров. Только похожие — подходящих результатов нет, но есть похожие товары. Не подошли — результаты таких поисковых запросов не заинтересовали покупателей.

Посмотреть, что не находят на Ozon

Просмотры товаров в категориях

В интерактивном отчете можно увидеть:

Как часто ищут товары определенной категории или подкатегории. Информация ценна для анализа спроса на товары вашей ниши и сравнения ее с конкурентами. Можно сравнивать и оценивать как разные категории товаров между собой, так и подкатегории товаров.

Например, вам нужно узнать, востребованы книги (это категория) или нехудожественная литература (это уже подкатегория). Можно уйти и глубже — уточнить спрос на книги по психологии (категория 3 уровня) или вовсе книги по психологии для детей (4 уровень). Все четыре уровня категорий представлены в виде круговых диаграмм. Они показывают общую долю просмотров категорий, за 100% берется сумма всех просмотров за выбранный период времени.

**Как меняются соотношения категорий и подкатегорий в динамике. **Другой график, который отличается от первого наличием временной шкалы, показывает, как менялась доля просмотров в течение выбранного периода. То есть можно отследить, как меняются запросы потребителей на те или иные категории товаров в разное время. Например, весной 2020 года вырос спрос на антисептики.

Если вас интересует конкретная подкатегория или группа товаров — используйте фильтры для их поиска. Например, из категории «Одежда» можно углубиться до подкатегорий «Женская и мужская одежда» → «Домашняя одежда» → «Домашний женский комплект». Так можно сравнивать и анализировать данные по всей категории и внутри нее.

Статистика показывает интерес аудитории Ozon к какой-либо категории товаров в разные периоды времени. Она доступна для любого из четырех уровней дерева категорий товаров Ozon.

Данные в отчете дают представления не о структуре продаж Ozon, а о том, что интересует клиентов площадки..

Узнать просмотры товаров в категории

Что добавляют в избранное Отчет помогает оценить, насколько товар востребован среди покупателей. В базе открытых данных собраны товары, которые пользователи чаще всего добавляли в избранное, и которых уже более 15 дней нет в наличии. Мы их разбили на две группы:

  • Товары, добавленные в избранное наибольшее количество раз по итогам последнего месяца, которых нет в наличии более 15 дней;
  • Товары, которые пользователи больше всего добавляли в избранное за всю историю и которых нет в наличии более 15 дней.

Посмотреть, что добавляют в избранное

Просмотры товаров не в наличии

Верный способ узнать, какие товары нужны пользователям – отследить, что они смотрели чаще всего из отсутствующего в наличии. Здесь представлена информация о популярных товарах, которых уже более 15 дней нет в наличии. Данные собраны в файлы по месяцам, где для каждого товара указано:

  • Дата последнего появления товара в наличии (на остатках);
  • Сколько дней товар был в наличии и не в наличии на Ozon за выбранный период;
  • Сколько просмотров у страницы товара за период, когда товар был в наличии и не в наличии;
  • Среднее количество просмотров страницы товара в день за периоды, когда товар был в наличии и не в наличии.

Посмотреть товары не в наличии

Сергей Попов, директор по аналитике цен и ассортимента Ozon: Ozon ежемесячно посещает более 40 млн клиентов, и все они хотят получить как можно больший выбор товаров. Конечно, основной вклад в этот выбор делают предприниматели — уже более 90% ассортимента Ozon составляют товары продавцов. Проект OpenData поможет бизнесу в поиске перспективных товарных категорий, в том числе для начала первых продаж на маркетплейсе.

Статистика по поискам содержит данные начиная с сентября 2020 года. Графики о просмотрах в категориях обновляются ежедневно. Данные интерактивных отчетов можно при необходимости выгрузить файлом в Excel. Информацию с Ozon Open.Data можно использовать на своем сайте и иных площадках, нужно указать ссылку на источник opendata.ozon.ru.