Пять футболок — это пять разных кодов в «Честном знаке» или один для всех?
Как увеличить конверсию: способы продавать больше
Как превратить посетителя в покупателя
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
С 2017 года государство стало пристальнее следить за качеством товаров, поэтому появились правила, обязывающие производителей и продавцов маркировать некоторые категории. К 2023 году в списке уже более 10 категорий, среди которых обувь, парфюмерия, продукты питания и другие, и он продолжает расширяться. Если вы продаёте что-то из этого списка, вам нужно научиться работать с маркировкой — в этой статье расскажем основные моменты.
Маркировка — это процесс нанесения этикетки с кодом маркировки (КиЗ или Data Matrix код) на каждую единицу товара. В коде зашифрована информация о производителе, дате выпуска и других характеристиках товара. Обычно это чёрно-белый квадрат.
Маркировке подлежат товары, которые находятся в своеобразной группе риска — их подделывают чаще всего. Сканируя КиЗ, можно проследить весь путь товара от производства до конечного потребителя.
Вот как обычно выглядит эта цепочка:
Маркировка защищает всех участников товарооборота от подделок и убытков:
Производители | Продавцы | Потребители |
---|---|---|
Могут отслеживать, когда и сколько товаров было продано, чтобы планировать объём производства следующих партий | Могут проверить качество продукции и при необходимости вернуть её поставщику | Могут убедиться, что товар подлинный и не ввезён в страну контрабандой |
Систему ввели в 2017 году, и изначально она касалась только меховых изделий. С каждым годом список пополняется, и в августе 2023 года он выглядит так:
Контролирует движение маркированного товара Министерство промышленности и торговли. При его поддержке была создана единая система, куда должны загружаться все контрольно-идентификационные знаки — «Честный знак».
С 1 марта 2023 года маркетплейсы обязали проверять наличие кодов у всех товаров из списка и передавать их в систему «Честный знак». При этом нанесение маркировки на товар и загрузка данных в систему — ответственность продавцов.
Коды маркировки наносит производитель: их нужно заказать в личном кабинете «Честного знака», распечатать и наклеить на упаковку товара. После этого товар в системе получает статус «В обороте».
Например, если продавец самостоятельно шьёт постельное бельё, то маркировка изделий — его забота. Если он перепродаёт комплекты от производителя, ему нужно только проверить, что на каждой упаковке проставлена маркировка и все товары в системе числятся «В обороте».
Затем каждый последующий участник цепочки — сначала оптовый продавец, затем розничный — сканирует его при получении товара и загружает данные об этом в систему «Честный знак». Маркетплейс тоже является одним из участников этой цепочки, поскольку принимает товары на хранение у розничных продавцов и занимается их продажей клиентам. Когда товар оказывается у покупателя, его код помечают как «Вышедший из оборота».
Когда продавец маркетплейса делает закупку у поставщика, вместе с самим товаром через ЭДО он должен получить универсальный передаточный документ (УПД). С помощью УПД продавец подтверждает, что принял товар.
Продавец маркированных товаров обязательно должен зарегистрироваться в «Честном знаке» и пользоваться системой электронного документооборота (ЭДО).
Если продавец размещает товар на складах Ozon, то перед отгрузкой он должен нанести маркировку на каждую единицу, если её там ещё нет, и отвезти товар на склады маркетплейса. После приёмки Ozon пришлёт в ЭДО отдельный файл — УПД-2: он покажет, какие товары были приняты на складе.
Подробнее о работе с маркировкой при продаже со склада Ozon (FBO).
Продавцу нужно:
Подробнее о работе с маркировкой при продаже со своего склада доставкой Ozon (FBS) и при продаже со своего склада с доставкой своими силами (realFBS).
За нарушение норм маркировки можно получить штраф с последующей конфискацией товара: до 4000 ₽ — для ИП и до 300 000 ₽ — для юрлиц.
Это значит, что если передать на склад Ozon товар без маркировки или не загрузить коды в систему, то оштрафуют маркетплейс, а он в свою очередь удержит эту сумму из прибыли продавца — этот пункт указан в договоре.
Если продавец доставляет товары со своего склада, после передачи заказа покупателю он должен самостоятельно подать информацию обо всех проданных единицах товара в «Честный знак».
Для этого нужно создать в приложении специальный документ «Вывод из оборота», а в качестве причины указать «Дистанционная продажа».
Если покупатель вернул товар, то его нужно ввести в оборот заново. Для этого создаётся документ «Возврат при дистанционном способе продажи». Подробную инструкцию по заполнению этих документов можно найти в «Базе знаний».
При продаже товара по FBO все данные в «Честный знак» передаёт Ozon в момент пробивания чека. Продавцу ничего делать не нужно.
Содержание статьи
Зачем нужна маркировка и на каких товарах её ставят
Почему маркетплейс следит за маркировкой
Как продавцу работать с маркированными товарами
Порядок отгрузки маркированных товаров при продаже со склада Ozon (FBO)
Порядок отгрузки маркированных товаров при продаже со своего склада (FBS или realFBS)
Как вывести коды маркировки из оборота
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как увеличить конверсию: способы продавать больше
Как превратить посетителя в покупателя
Соцконтракт: как получить от государства 350 000 ₽
Стартовый капитал на открытие бизнеса на Ozon
Нужно ли обновлять личные данные при смене фамилии?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Что изменится для малого и среднего бизнеса до конца года
Как работает фотоворонка на маркетплейсе
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе