Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Что такое маркировка товаров и как с ней работать продавцам на маркетплейсе

Набор товаров

С 2017 года государство стало пристальнее следить за качеством товаров, поэтому появились правила, обязывающие производителей и продавцов маркировать некоторые категории. К 2023 году в списке уже более 10 категорий, среди которых обувь, парфюмерия, продукты питания и другие, и он продолжает расширяться. Если вы продаёте что-то из этого списка, вам нужно научиться работать с маркировкой — в этой статье расскажем основные моменты.

Зачем нужна маркировка и на каких товарах её ставят

Маркировка — это процесс нанесения этикетки с кодом маркировки (КиЗ или Data Matrix код) на каждую единицу товара. В коде зашифрована информация о производителе, дате выпуска и других характеристиках товара. Обычно это чёрно-белый квадрат. 

Маркировке подлежат товары, которые находятся в своеобразной группе риска — их подделывают чаще всего. Сканируя КиЗ, можно проследить весь путь товара от производства до конечного потребителя.

Вот как обычно выглядит эта цепочка: 

Маркировка защищает всех участников товарооборота от подделок и убытков: 

ПроизводителиПродавцыПотребители
Могут отслеживать, когда и сколько товаров было продано, чтобы планировать объём производства следующих партийМогут проверить качество продукции и при необходимости вернуть её поставщикуМогут убедиться, что товар подлинный и не ввезён в страну контрабандой
Например, на крышку этой бутылки кефира наклеен КиЗ, который за полминуты можно проверить в приложении «Честный знак», и убедиться, что продукт безопасен 

Систему ввели в 2017 году, и изначально она касалась только меховых изделий. С каждым годом список пополняется, и в августе 2023 года он выглядит так: 

Контролирует движение маркированного товара Министерство промышленности и торговли. При его поддержке была создана единая система, куда должны загружаться все контрольно-идентификационные знаки — «Честный знак». 

Почему маркетплейс следит за маркировкой

С 1 марта 2023 года маркетплейсы обязали проверять наличие кодов у всех товаров из списка и передавать их в систему «Честный знак». При этом нанесение маркировки на товар и загрузка данных в систему — ответственность продавцов.

нам пишут

Пять футболок — это пять разных кодов в «Честном знаке» или один для всех?

Прочитать ответ

Как продавцу работать с маркированными товарами

Коды маркировки наносит производитель: их нужно заказать в личном кабинете «Честного знака», распечатать и наклеить на упаковку товара. После этого товар в системе получает статус «В обороте». 

Чтобы заказать коды маркировки, нужно ответить на несколько вопросов о товарах на сайте «Честный знак»

Например, если продавец самостоятельно шьёт постельное бельё, то маркировка изделий — его забота. Если он перепродаёт комплекты от производителя, ему нужно только проверить, что на каждой упаковке проставлена маркировка и все товары в системе числятся «В обороте».

Затем каждый последующий участник цепочки — сначала оптовый продавец, затем розничный — сканирует его при получении товара и загружает данные об этом в систему «Честный знак». Маркетплейс тоже является одним из участников этой цепочки, поскольку принимает товары на хранение у розничных продавцов и занимается их продажей клиентам. Когда товар оказывается у покупателя, его код помечают как «Вышедший из оборота». 

Когда продавец маркетплейса делает закупку у поставщика, вместе с самим товаром через ЭДО он должен получить универсальный передаточный документ (УПД). С помощью УПД продавец подтверждает, что принял товар. 

Продавец маркированных товаров обязательно должен зарегистрироваться в «Честном знаке» и пользоваться системой электронного документооборота (ЭДО).

Порядок отгрузки маркированных товаров при продаже со склада Ozon (FBO)

Если продавец размещает товар на складах Ozon, то перед отгрузкой он должен нанести маркировку на каждую единицу, если её там ещё нет, и отвезти товар на склады маркетплейса. После приёмки Ozon пришлёт в ЭДО отдельный файл — УПД-2: он покажет, какие товары были приняты на складе. 

Подробнее о работе с маркировкой при продаже со склада Ozon (FBO).

Порядок отгрузки маркированных товаров при продаже со своего склада (FBS или realFBS)

Продавцу нужно:

  1. Наклеить код на упаковку или убедиться, что он там уже есть.
  2. Передать код маркировки в электронном виде Ozon через личный кабинет. Маркетплейс обязан напечатать его на чеке покупателя. 
  3. Собрать заказ.
  4. Передать его в доставку.
  5. Вывести код маркировки из оборота в «Честном знаке». 

Подробнее о работе с маркировкой при продаже со своего склада доставкой Ozon (FBS) и при продаже со своего склада с доставкой своими силами (realFBS).

Штраф за отсутствие маркировки

За нарушение норм маркировки можно получить штраф с последующей конфискацией товара: до 4000 ₽ — для ИП и до 300 000 ₽ — для юрлиц. 

Это значит, что если передать на склад Ozon товар без маркировки или не загрузить коды в систему, то оштрафуют маркетплейс, а он в свою очередь удержит эту сумму из прибыли продавца — этот пункт указан в договоре.

Как вывести коды маркировки из оборота

Если продавец доставляет товары со своего склада, после передачи заказа покупателю он должен самостоятельно подать информацию обо всех проданных единицах товара в «Честный знак».

Для этого нужно создать в приложении специальный документ «Вывод из оборота», а в качестве причины указать «Дистанционная продажа».

Если покупатель вернул товар, то его нужно ввести в оборот заново. Для этого создаётся документ «Возврат при дистанционном способе продажи». Подробную инструкцию по заполнению этих документов можно найти в «Базе знаний».

При продаже товара по FBO все данные в «Честный знак» передаёт Ozon в момент пробивания чека. Продавцу ничего делать не нужно.

Поделиться:

Содержание статьи

Катя Равальдини

Катя Равальдини

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также