Бестселлер

Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами

Что такое маркировка товаров и как с ней работать продавцам на маркетплейсе

Набор товаров

С 2017 года государство стало пристальнее следить за качеством товаров, поэтому появились правила, обязывающие производителей и продавцов маркировать некоторые категории. Сначала под маркировку попали более 10 групп, включая обувь, парфюмерию и молочную продукцию. В 2025 году требований стало больше, и теперь маркировать нужно также снеки, БАДы, бытовую химию, моторные масла и другие товары. Если вы продаёте что-то из этого списка, вам нужно научиться работать с маркировкой — в этой статье расскажем основные моменты.

Зачем нужна маркировка и на каких товарах её ставят

Маркировка — это процесс нанесения этикетки со специальным кодом маркировки Data Matrix на каждую единицу товара. Обычно код выглядит как группа чёрно-белых квадратов, объединённых по определённым правилам. В нём зашифрована информация о товаре — вес, номер партии и серии, дата изготовления и срок годности.

Маркировке подлежат товары, которые находятся в своеобразной группе риска — их подделывают чаще всего. Сканируя код Data Matrix, можно проследить весь путь товара от производства до конечного потребителя.

Вот как обычно выглядит эта цепочка: 

Маркировка защищает всех участников товарооборота от подделок и убытков: 

ПроизводителиПродавцыПотребители
Могут отслеживать, когда и сколько товаров было продано, чтобы планировать объём производства следующих партийМогут проверить качество продукции и при необходимости вернуть её поставщикуМогут убедиться, что товар подлинный и не ввезён в страну контрабандой
Например, на крышку этой бутылки кефира нанесён код-идентификатор, который за полминуты можно проверить в приложении «Честный знак» и убедиться, что продукт безопасен

Систему маркировки начали тестировать в 2017 году, а с 2019 года некоторые товары попали под обязательную маркировку и производителей обязали наносить этикетки с идентификатором Data Matrix. С каждым годом список категорий пополняется, и в марте 2025 года с учётом ограничений дистанционной продажи он выглядит так: 

Весной 2025 года продавцы могут добровольно маркировать сладости, стройматериалы, книги, игрушки и другие товары. Группы товаров, которые участвуют в пилотных проектах «Честного знака», позже часто пополняют обязательный список.

Полный список товаров, которые нужно маркировать, можно посмотреть здесь.

Контролирует движение маркированного товара Роспотребнадзор.

Почему маркетплейс следит за маркировкой

Маркетплейсы обязали проверять наличие кодов у всех товаров из списка и передавать их в систему «Честный знак». При этом нанесение маркировки на товар и загрузка данных в систему — ответственность продавцов.

нам пишут

Пять футболок — это пять разных кодов в «Честном знаке» или один для всех?

Прочитать ответ

Как продавцу работать с маркированными товарами

Коды маркировки наносит производитель: их нужно заказать в личном кабинете «Честного знака», распечатать и наклеить на упаковку товара. После подачи сведений в «Честный знак» товар в системе получает статус «В обороте». 

Чтобы заказать коды маркировки, нужно ответить на несколько вопросов о товарах на сайте «Честный знак». Научиться создавать заявки можно в виртуальном обучающем пространстве системы

Маркетплейс тоже является одним из участников этой цепочки, поскольку принимает товары на хранение у розничных продавцов и занимается их продажей клиентам. Когда товар оказывается у покупателя, его код помечают как «Вышедший из оборота». 

Когда продавец маркетплейса делает закупку у поставщика, вместе с самим товаром через ЭДО он должен получить универсальный передаточный документ (УПД). С помощью УПД продавец подтверждает, что принял товар.

Продавец маркированных товаров обязательно должен зарегистрироваться в «Честном знаке» и пользоваться системой электронного документооборота (ЭДО).

В каких случаях одной маркировкой не обойтись

Помимо «Честного знака», есть и другие государственные системы, которые контролируют безопасность, подлинность и движение товаров. Но каждая из них касается только отдельных видов продукции. Например, ФГИС «Меркурий» отслеживает товары животного происхождения, ГИИС ДМДК фиксирует данные о ювелирных украшениях из драгметаллов и драгкамней, а ФГИС «Зерно» — о зерновых культурах.

Иногда товар подлежит двойному контролю. Так, весной 2025 года продавцы Ozon работают одновременно с двумя системами, если реализуют продукцию животного происхождения, которая обязательно сертифицируется в «Меркурии» и маркируется в «Честном знаке». К таким товарам относятся:

  • молочная продукция;
  • мясные и рыбные консервы;
  • икра;
  • корма для животных с добавлением мяса или рыбы.

Если продавец торгует этими товарами, он должен соблюдать требования сразу двух систем — «Меркурия» и «Честного знака»: проверять документы, наносить маркировку, подтверждать движение продукции и передавать данные о реализации.

Подробнее о работе в системе сертификации «Меркурий» и передаче эВСД.

Порядок отгрузки маркированных товаров при продаже со склада Ozon (FBO)

Если продавец размещает товар на складах Ozon, то перед отгрузкой он должен нанести маркировку на каждую единицу, если её там ещё нет, и отвезти товар на склады маркетплейса. После приёмки Ozon пришлёт в ЭДО отдельный файл — УПД-2: он покажет, какие товары были приняты на складе. 

Подробнее о работе с маркировкой при продаже со склада Ozon (FBO).

Порядок отгрузки маркированных товаров при продаже со своего склада (FBS или realFBS)

Продавцу нужно:

  1. Наклеить код на упаковку или убедиться, что он там уже есть.
  2. Передать код маркировки в электронном виде Ozon через личный кабинет. Маркетплейс обязан напечатать его на чеке покупателя. 
  3. Собрать заказ.
  4. Передать его в доставку.
  5. Вывести код маркировки из оборота в «Честном знаке». 

Подробнее о работе с маркировкой при продаже со своего склада с доставкой Ozon (FBS) и при продаже со своего склада с доставкой своими силами (realFBS).

Штраф за отсутствие маркировки

Если не соблюдать правила маркировки, можно получить штраф с последующей конфискацией товара: от 1000 до 50 000 ₽ — для должностных лиц и от 25 000 ₽ до 500 000 ₽ — для юрлиц. Если правила нарушили в сговоре или отсутствие правильной маркировки нанесло большой ущерб рынку, то могут оштрафовать на 1 млн ₽ и лишить свободы на 5 лет.

Если передать на склад Ozon товар без маркировки или не загрузить коды в систему, то оштрафуют маркетплейс, а он в свою очередь удержит эту сумму из прибыли продавца — этот пункт указан в договоре.

Поделиться:

Содержание статьи

Катя Равальдини

Катя Равальдини

автор «Бестселлера»

Поделиться:

Читать также