Пять футболок — это пять разных кодов в «Честном знаке» или один для всех?
Что изменится для малого и среднего бизнеса до конца года
Главные законы этой осени для продавцов и агентов ПВЗ
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
С 2017 года государство стало пристальнее следить за качеством товаров, поэтому появились правила, обязывающие производителей и продавцов маркировать некоторые категории. Сначала под маркировку попали более 10 групп, включая обувь, парфюмерию и молочную продукцию. В 2025 году требований стало больше, и теперь маркировать нужно также снеки, БАДы, бытовую химию, моторные масла и другие товары. Если вы продаёте что-то из этого списка, вам нужно научиться работать с маркировкой — в этой статье расскажем основные моменты.
Маркировка — это процесс нанесения этикетки со специальным кодом маркировки Data Matrix на каждую единицу товара. Обычно код выглядит как группа чёрно-белых квадратов, объединённых по определённым правилам. В нём зашифрована информация о товаре — вес, номер партии и серии, дата изготовления и срок годности.
Маркировке подлежат товары, которые находятся в своеобразной группе риска — их подделывают чаще всего. Сканируя код Data Matrix, можно проследить весь путь товара от производства до конечного потребителя.
Вот как обычно выглядит эта цепочка:
Маркировка защищает всех участников товарооборота от подделок и убытков:
Производители | Продавцы | Потребители |
---|---|---|
Могут отслеживать, когда и сколько товаров было продано, чтобы планировать объём производства следующих партий | Могут проверить качество продукции и при необходимости вернуть её поставщику | Могут убедиться, что товар подлинный и не ввезён в страну контрабандой |
Систему маркировки начали тестировать в 2017 году, а с 2019 года некоторые товары попали под обязательную маркировку и производителей обязали наносить этикетки с идентификатором Data Matrix. С каждым годом список категорий пополняется, и в марте 2025 года с учётом ограничений дистанционной продажи он выглядит так:
Весной 2025 года продавцы могут добровольно маркировать сладости, стройматериалы, книги, игрушки и другие товары. Группы товаров, которые участвуют в пилотных проектах «Честного знака», позже часто пополняют обязательный список.
Полный список товаров, которые нужно маркировать, можно посмотреть здесь.
Контролирует движение маркированного товара Роспотребнадзор.
Маркетплейсы обязали проверять наличие кодов у всех товаров из списка и передавать их в систему «Честный знак». При этом нанесение маркировки на товар и загрузка данных в систему — ответственность продавцов.
Коды маркировки наносит производитель: их нужно заказать в личном кабинете «Честного знака», распечатать и наклеить на упаковку товара. После подачи сведений в «Честный знак» товар в системе получает статус «В обороте».
Маркетплейс тоже является одним из участников этой цепочки, поскольку принимает товары на хранение у розничных продавцов и занимается их продажей клиентам. Когда товар оказывается у покупателя, его код помечают как «Вышедший из оборота».
Когда продавец маркетплейса делает закупку у поставщика, вместе с самим товаром через ЭДО он должен получить универсальный передаточный документ (УПД). С помощью УПД продавец подтверждает, что принял товар.
Продавец маркированных товаров обязательно должен зарегистрироваться в «Честном знаке» и пользоваться системой электронного документооборота (ЭДО).
Помимо «Честного знака», есть и другие государственные системы, которые контролируют безопасность, подлинность и движение товаров. Но каждая из них касается только отдельных видов продукции. Например, ФГИС «Меркурий» отслеживает товары животного происхождения, ГИИС ДМДК фиксирует данные о ювелирных украшениях из драгметаллов и драгкамней, а ФГИС «Зерно» — о зерновых культурах.
Иногда товар подлежит двойному контролю. Так, весной 2025 года продавцы Ozon работают одновременно с двумя системами, если реализуют продукцию животного происхождения, которая обязательно сертифицируется в «Меркурии» и маркируется в «Честном знаке». К таким товарам относятся:
Если продавец торгует этими товарами, он должен соблюдать требования сразу двух систем — «Меркурия» и «Честного знака»: проверять документы, наносить маркировку, подтверждать движение продукции и передавать данные о реализации.
Подробнее о работе в системе сертификации «Меркурий» и передаче эВСД.
Если продавец размещает товар на складах Ozon, то перед отгрузкой он должен нанести маркировку на каждую единицу, если её там ещё нет, и отвезти товар на склады маркетплейса. После приёмки Ozon пришлёт в ЭДО отдельный файл — УПД-2: он покажет, какие товары были приняты на складе.
Подробнее о работе с маркировкой при продаже со склада Ozon (FBO).
Продавцу нужно:
Подробнее о работе с маркировкой при продаже со своего склада с доставкой Ozon (FBS) и при продаже со своего склада с доставкой своими силами (realFBS).
Если не соблюдать правила маркировки, можно получить штраф с последующей конфискацией товара: от 1000 до 50 000 ₽ — для должностных лиц и от 25 000 ₽ до 500 000 ₽ — для юрлиц. Если правила нарушили в сговоре или отсутствие правильной маркировки нанесло большой ущерб рынку, то могут оштрафовать на 1 млн ₽ и лишить свободы на 5 лет.
Если передать на склад Ozon товар без маркировки или не загрузить коды в систему, то оштрафуют маркетплейс, а он в свою очередь удержит эту сумму из прибыли продавца — этот пункт указан в договоре.
Содержание статьи
Зачем нужна маркировка и на каких товарах её ставят
Почему маркетплейс следит за маркировкой
Как продавцу работать с маркированными товарами
В каких случаях одной маркировкой не обойтись
Порядок отгрузки маркированных товаров при продаже со склада Ozon (FBO)
Порядок отгрузки маркированных товаров при продаже со своего склада (FBS или realFBS)
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Что изменится для малого и среднего бизнеса до конца года
Главные законы этой осени для продавцов и агентов ПВЗ
Этикетки и штрихкоды на Ozon
Зачем нужны и как их правильно использовать
Можно ли совмещать работу в найме и бизнес с Ozon?
Как маркировать товары зарубежного производства
Могут ли иностранцы вести бизнес на Ozon в России?
Как продвигать товары через Трафареты
Всё об инструменте для продавцов
Как продавать саженцы
и рассаду на Ozon?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса