Бестселлер

Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами

Как правильно давать фидбек

Девушка с воздушными шарами

Фидбек, или обратная связь, — это не искусство или талант, с которым надо родиться, а приобретённый навык. Обратная связь может стать основой роста команды и бизнеса, но может и разрушить доверие. Всё зависит от того, как именно вы её даёте. В этой статье вместе с Оксаной Бобрышевой, менеджер по оценке и развитию персонала в Ozon, разобрались, как сделать фидбек грамотным и конструктивным.

Что такое фидбек и зачем он нужен

Слово feedback ― «обратная связь» ― пришло из кибернетики. Эта наука изучает, как функционируют системы: машины, живые организмы и общество. Изначально фидбеком называли алгоритм, который помогает таким системам корректировать свои действия, реагировать на изменения и сохранять жизнеспособность. В корпоративном понимании — это отклик от коллег или руководителя: профессиональная похвала, конструктивная критика или любой другой комментарий.   

Фидбек касается производительности, стиля работы или распределения ролей в команде и помогает налаживать бизнес-процессы. Это может быть единичный комментарий или плановый «разбор полётов». 

У фидбека три функции:

  • Корректировка по ходу работы. Это основной посыл ― помочь человеку действовать эффективнее.
  • Саморазвитие и профессиональный рост. Исходя из принципа «70/20/10», сотрудники развиваются на 70% через выполнение профессиональных задач, на 10% через обучение ― различные курсы, тренинги и мастер-классы, и на 20% — через фидбек.
  • Поддержка. Правильно построенный разговор помогает вдохновить человека, придать ему сил и уверенности в своих действиях, показать, что он движется в нужном направлении, даже если результат ещё не очевиден.

Может быть интересно

7 ошибок мышления, которые мешают зарабатывать больше

Прочитать

Почему фидбек важен для бизнеса

Обратная связь нужна для профилактики сбоев в работе и конфликтов. И это важно как для крупных компаний, так и для команды из двух человек. Если люди регулярно сверяются друг с другом, им проще избежать недопонимания и быстрее прийти к нужному результату. 

Ответственные сотрудники сами настроены на то, чтобы получить информацию, которая расширит их возможности и потенциал, ― так они будут более уверены в себе и в завтрашнем дне.

Кто может давать фидбек и как часто это делать

Фидбек можно получить от любого сотрудника, но в зависимости от корпоративной культуры и зрелости команды это происходит по-разному. В иерархических структурах принято, чтобы фидбек шёл сверху вниз: от руководителей к подчинённым. Но часто лидеры рынка, например Netflix, строят культуру обратной связи по принципу, что она возможна в любую сторону. 

Можно дать фидбек сразу после критичной ошибки или нарушения. В таком случае важно, чтобы комментарий помог оперативно скорректировать ситуацию. 

Ещё один вариант — давать обратную связь после определённого периода времени. Например, в конце квартала. Такой формат подходит для развития: помогает проанализировать сильные стороны и зоны роста. 

Важно выбрать удобный формат:

  • Разговор один на один ― если речь о паре руководитель/сотрудник или коллега/коллега.
  • Опрос ― если вы хотите получить обратную связь от команды. Желательно анонимный, чтобы люди говорили искренне.

Форма обратной связи может быть любой: живое общение, письмо, сообщение в мессенджере — голосовое или текстовое. 

Пять правил хорошей обратной связи

1. Ведите диалог, а не монолог

Фидбек — это не нотация, а разговор. Нужны открытые вопросы (такие, на которые нельзя дать односложный ответ «да» или «нет»), важна возможность выслушать друг друга — тогда фидбек будет эффективным.

2. Будьте конкретны и объективны

Размытые формулировки не работают. «Ты ведёшь себя странно» — не фидбек. А вот «ты дважды перебил клиента» — уже факт. Приводите примеры и указывайте, что именно пошло не так, когда, в каком контексте. И обязательно отмечайте то, что было сделано хорошо. Иначе можно легко обесценить всю работу человека, демотивировать его и потерять фокус на улучшение.

3. Говорите своевременно

Чем ближе фидбек к моменту события — тем он эффективнее. Не накапливайте «снежный ком» недовольства месяцами, чтобы потом вывалить всё сразу. Чем дольше мы сдерживаемся, тем тяжелее даётся конструктивный диалог. Говорить витиевато тоже не надо, как и спорить на повышенных тонах, ― пользы от фидбека в этом случае не будет. Своевременная, прямая, уважительная обратная связь бережёт и время, и отношения. 

4. Сохраняйте позицию «я ок — и ты ок»

Даже если нужно что-то поправить, важно помнить: это корректировка работы, а не личная оценка человека. Вы хотите улучшить работу команды, а не показать, что коллега вам не подходит. Важно идти на обратную связь с мыслью: с человеком всё в порядке, просто у него что-то получается, а что-то нет. Фраза «я вижу, что тебе важно справляться, и хочу обсудить, как можно улучшить...» куда продуктивнее, чем «ты всё испортил».

5. Предлагайте пути решения

Не просто указывайте на проблему, но и предлагайте, как её решить. Плохой фидбек заканчивается словами «разберись» или «это неправильно». Обратная связь должна быть ориентирована на рост, а не на обвинение. Спросите, какие пути решения видит сам человек, а потом предложите свой вариант. Это покажет ваше уважение и интерес к улучшениям. 

Может быть интересно

6 головоломок, чтобы прокачать предпринимательское мышление

Прочитать

Покажем на примерах, как стоит и как не стоит говорить: 

Не говорите:Вместо этого:
«Ты вечно всё портишь»«В этом проекте были сложности, давай обсудим, как их избежать в следующий раз»
«Ты просто не понимаешь»«Давай проясним, что именно было непонятно»
«С тобой невозможно работать»«Вот это получилось хорошо, а вот здесь стоит доработать»
«Ты ничего не сделал»«Мне важно понять, чего тебе не хватило для решения этого вопроса»
«Я не хочу это обсуждать, просто делай, как сказано»«Предлагаю попробовать сделать так, как мы договорились, а потом обсудим результат и подумаем, что можно улучшить»
«Тебя постоянно нужно контролировать»«Давай сверимся, в каких моментах нужно моё участие, а какие будут полностью на тебе»

Фидбек требует не только честности, но и бережного отношения к собеседнику. При этом важно не только качество обратной связи, но и её уместность. Есть моменты, когда человек не может воспринять даже самый корректный фидбек:

  • после потерь, эмоциональных срывов, глубоких личных переживаний;
  • во время праздников, в том числе внутрикомандных, и на выходных.

Как реагировать на фидбек

Каждый человек время от времени даёт и сам получает фидбек. Мы уже разобрали, как правильно давать обратную связь, а теперь подскажем, как правильно на неё реагировать самому. 

Если фидбек вам неприятен

Не важно, от кого вы получили неприятный фидбек ― от коллеги, босса или от подчинённого. В каждом случае исходите из того, что это информация, в которой надо найти здравое зерно. 

Для этого действуйте по следующему алгоритму:

  1. Отделите факт от эмоций. Что именно вам сказали? Можно ли извлечь из этого пользу?
  2. Возьмите паузу, если нужно. Скажите: «Спасибо, что делишься. Я сейчас растерян, мне нужно время осмыслить, давай вернусь с ответом позже».
  3. Не воспринимайте все слова буквально. Если вы с чем-то не согласны, уточните: «Я понял это вот так, правильно ли я трактую?», «Что именно ты имел в виду, когда сказал...?».

Негативная обратная связь — это не приговор, а возможность для роста. Но если вы чувствуете, что слишком остро реагируете, — это повод обратиться за поддержкой к специалисту и проработать возможные триггеры. 

Если фидбек позитивный

Не меньше вопросов возникает, когда вам говорят что-то хорошее. Как поблагодарить искренне и не испытывать неловкость? Вот несколько способов ответить на приятный отзыв.

  1. Поблагодарить. Вы можете ограничиться фразой «Спасибо, мне очень приятно это слышать».
  2. Признать усилия команды, если это уместно. Если вы действительно работали над проектом не в одиночку и хотели бы отметить вклад коллег, скажите: «Спасибо! Это результат общей работы» или «Я рад(а), что получилось, — команда очень помогла».
  3. Отметить, что вам важна обратная связь. «Спасибо! Для меня важно понимать, что это работает» или «Благодарю! Ваш фидбек помогает мне развиваться».
  4. Проявить заинтересованность. Если вы хотите продолжить диалог или получить больше деталей о результатах своей работы, спросите: «Спасибо! А есть ли что-то, что можно улучшить?» или «Благодарю! Что именно, по вашему мнению, получилось особенно хорошо?».

Как запросить обратную связь у коллеги, руководителя или подчинённого

Для начала задайте себе вопрос: зачем вам нужен фидбек и что вы сделаете с той информацией, которую получите. Подготовьте себя к тому, что обратная связь может оказаться не так приятна, как вы ожидаете. О том, как реагировать на негативный фидбек, мы рассказали в предыдущей главе. 

Может быть интересно

7 задач бизнеса, с которыми не справится ИИ

Прочитать

Не спрашивайте про свою личность, например «Что ты обо мне думаешь?», ― лучше поинтересуйтесь, как человек оценивает ваши действия в конкретных ситуациях и что он мог бы посоветовать.

«Привет, Лена! Я сейчас задумался над тем, что мне стоит поменять в своём подходе к работе, чтобы достигать классных результатов. Мне важно понимать, как мои действия выглядят со стороны. Поэтому обращаюсь к тебе как к коллеге и руководителю, который видит меня в рабочих задачах с разных сторон. Буду очень благодарен, если ответишь на четыре вопроса ниже. Письменно, голосовым сообщением или при личной встрече.

  • Что, по твоему мнению, у меня получается особенно хорошо?
  • Какие зоны роста ты видишь?
  • Есть ли что-то, что мешает нашей совместной работе?
  • Я хочу понять, как мне стать эффективнее в работе, ― что я могу изменить прямо сейчас?»

Добавьте, что вам очень ценна обратная связь именно от этого человека (если это действительно так): «Мне будет полезно знать твоё мнение, потому что я многому у тебя уже научился». 

Можно сформулировать вопросы несколько иначе — например, вот так: 

«Сейчас я работаю над задачей А, не всё получается гладко. Я проанализировал все моменты и понимаю: есть что-то, чего я не вижу. Мне нужен и полезен взгляд со стороны. Можешь в любом удобном формате ответить на эти вопросы? 

  • Как ты оцениваешь результат, который получается по этой задаче?
  • Что я делаю верно, а что должно быть по-другому ― по твоему опыту или подходу? 
  • Что стоит поменять прямо сейчас, а что в будущем, в других задачах?» 

Обратная связь ― полезный навык и для руководителя, и для исполнителя. Он требует такта, конкретики, времени — но взамен даёт то, что невозможно получить иначе: реальную информацию о себе, своих сильных сторонах и точках роста. Не бойтесь говорить и слушать. Это главное условие роста — и компаний, и команд, и каждого из нас.

Подпишитесь на наши сообщества в сети «ВКонтакте» и в Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.

Подписаться на сообщество в Telegram

Подписаться на сообщество в сети «ВКонтакте» 

Поделиться:

Содержание статьи

Дарина Земляных

Дарина Земляных

автор «Бестселлера»

Поделиться:

Читать также