Как уменьшить количество невыкупов и возвратов
Какую роль играет процент выкупа на маркетплейсах
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Клиенты возвращают товар по разным причинам: не подошёл размер или цвет, комплектация неполная или брак. Правда, отправить назад можно не всю продукцию и не всегда. В статье рассказали, какие товары и в каком состоянии можно вернуть и как выглядит эта процедура для покупателя и для продавца.
Товары можно поделить на три большие группы: невозвратная продукция, товары надлежащего качества, брак или заказы, к исполнению которых есть претензия (нет части товара, упаковка испорчена при транспортировке и другие). Для каждой из трёх групп действуют свои правила ― рассказываем.
Это цифровые продукты надлежащего качества, например полные версии электронных книг, а также товары, сделанные на заказ, например посуда с гравировкой.
Согласно условиям возврата на Ozon, товар считают браком, если:
Сроки, в которые можно вернуть бракованные товары, зависят от категории продукции.
В течение 3 дней | В течение 7 дней | В течение 15 дней | В течение 30 дней (с подпиской Premium — 60 дней) |
---|---|---|---|
Цифровые товары |
| Технически сложные товары ― например, часы или электротехника
| Все оставшиеся товары, кроме тех, которые не подлежат возврату |
В отличие от шопинга в офлайн-магазине, где больше ограничений относительно возврата, по закону о дистанционной торговле клиент может вернуть на маркетплейс любые товары надлежащего качества. На Ozon — в течение 30 дней. А если он подключил подписку Ozon Premium, то в течение 60 дней. Но есть несколько исключений.
В течение 1 дня* | В течение 3 дней | В течение 7 дней | В течение 15 дней |
---|---|---|---|
*при условии, что привезли не тот товар, размер или цвет; не хватает части комплекта; истёк срок годности или товар повредили при доставке | Любой товар, если проблема заключается не в продукции, а в том, как исполнен заказ: привезли не ту позицию, повредили во время доставки или недостаёт комплекта ― например, три бокала вместо четырёх
|
| Технически сложные товары — например, часы или электронные приборы |
По гарантийному сроку товар можно вернуть в течение года или двух, если продавец указал это в карточке товара.
Если на товар не действует гарантия продавца или производителя, Ozon устанавливает свою ― 365 дней. Для продавца это значит, что меньше года гарантии быть не может, а для покупателя — что если такая продукция сломается, в течение года он может бесплатно отремонтировать её в партнёрских сервисных центрах Ozon или оформить возврат, если такой центр выдаст акт о неремонтопригодности.
В случае с исправными товарами для возврата нужно, чтобы:
Если нужно вернуть брак, упаковку маркетплейса сохранять не обязательно ― можно без неё, но важно, чтобы сам товар был в той же таре, в какой его купили. Например, если это шампунь с истёкшим сроком годности, то во флаконе.
Клиенту нужно будет доказать в заявке на возврат брака, что товар ненадлежащего качества: не работает, подделка или сильно повреждён. Например, сравнить даты на упаковке шампуня и день создания заказа, показать, что фен не включается или одежда серьёзно отличается от модели на сайте производителя.
Сначала нужно заполнить заявку на возврат, дождаться решения по ней и только потом оформлять обратную доставку товара.
Подать заявку можно на сайте или в приложении маркетплейса. Для этого нужно:
После этого заявку могут либо одобрить, либо отклонить, а также ― предложить частичный возврат средств. Следить за статусом можно в разделе «Возвраты». Если заявку одобрят, дальше нужно следовать инструкциям по передаче товара — в email или в личном кабинете.
Если заявку отклонил продавец, клиент может открыть спор. Если это сделал маркетплейс, то нет.
Все данные для оформления почтового отправления будут в ответе на заявку. Деньги вернутся и за товар, и за пересылку. Подробнее в «Базе знаний»
В течение 2–10 дней с того момента, как товар вернулся на маркетплейс или к продавцу, покупатель получает полную сумму, которую заплатил за товар. Деньги поступают на тот же счёт, с которого была совершена покупка.
Процедура включает в себя работу с заявкой, подготовку документов и поездку за возвращёнными товарами.
Продавец может принять заявку на возврат либо отказать покупателю, а также ― оставить товар у клиента, вернув при этом деньги ― все или какую-то часть. В последнем случае продавец сам выбирает сумму, которую готов предложить.
Эта опция называется полная или частичная компенсация. Подходит для тех случаев, когда товар невыгодно везти обратно, а дефект напрямую не влияет на его работу, например это царапина или небольшая вмятина.
Процедура получения возвратов, список документов, которые нужно предоставить, и сроки отличаются для продавцов разных схем. Лучше прочитать про это в «Базе знаний» маркетплейса: для FBO, для FBS и для realFBS.
В случае возврата продавец получит перерасчёт как за товары надлежащего качества, так и за брак: маркетплейс вернёт вознаграждение за продажу и стоимость изделия, но вычтет цену обратной логистики. Подробнее о расходах при возвратах
Стоимость, количество и другую статистику по возвратам можно посмотреть в ежемесячном отчёте по продажам.
Содержание статьи
Условия возврата товара на Ozon
В каком состоянии клиент может вернуть товар
Как клиенту Ozon оформить возврат
Как продавцу Ozon забрать возврат
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как уменьшить количество невыкупов и возвратов
Какую роль играет процент выкупа на маркетплейсах
8 книг для
предпринимателей
Чтобы узнать больше о продажах и ведении бизнеса
Как правильно упаковать товары на маркетплейсе
Исследование категорий «Мебель», «Дом и сад», «Строительство и ремонт»
Что продавать в высокий сезон
Дайджест рекламной платформы: август 2024 года
Новое в продвижении к старту высокого сезона
Пять частых ошибок при оформлении карточки товара
И как их исправить