Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Зачастую схемы «разводов» на маркетплейсах настолько наивные, что опомнившись жертвы обманщиков только и спрашивают «как мы могли на это купиться?». А формула у злоумышленника простая: отвлечь — обрадовать или огорчить, предложить — подарок или решение проблемы и увести с безопасной площадки — на фишинговый сайт или в мессенджер. В этой статье вместе с Кириллом Мякишевым, директором по инфобезопасности Ozon, обсуждаем основные уловки мошенников и как на них не попасться во время онлайн-шопинга.
К сожалению, мошенники нередко прикрываются брендом Ozon: притворяются продавцами и сотрудниками компании. Реже — чтобы установить вредоносные программы на компьютер или телефон, чаще — чтобы узнать данные банковской карты, получить денежный перевод или доступ к счёту.
Мошенники присылают сообщение в мессенджере, СМС или в электронной почте, в нём может быть ссылка, адрес которой будет похож на настоящий. Например, https://www.ozoon.ru/1123 или https://www.0zon.ru/1123. А там — аукцион невиданной щедрости: дисконты от 50% — только успевай добавлять товары в корзину и оставлять данные банковской карты. В лучшем случае спишут деньги и не отправят товар, в худшем — обчистят счёт.
Правдивые же скидки и специальные предложения приходят либо в приложении, либо на email с официального адреса маркетплейса. Адресов несколько для разных целей:
Письма | |
---|---|
mailer@ozon.ru | О доставке заказа и о входе в аккаунт |
news@news.ozon.ru | Об акциях |
noreply@ozon.ru | С чеками по заказу |
marketplace@seller.ozon.ru | С уведомлениями и новостями для продавцов площадки |
info@performance.ozon.ru | С новостями для пользователей рекламного кабинета |
bestseller@ozon.ru | С ответом на вопрос или приглашением на интервью |
Мошенники пытаются обмануть и клиентов, и продавцов, и тех, кто заинтересован в работе на маркетплейсе: предлагают стать тайным покупателем, сообщают о проблеме с товарами или блокировке или «нанимают» сотрудников на склад.
В любом случае злоумышленники попробуют получить доступ к вашему личному кабинету или вытянуть деньги под разными предлогами. Например, клиентам предлагают оплатить товары сторонними путями из-за проблем с доставкой, будущим «сотрудникам» — внести взнос за оформление или обучающий курс, а продавцам навязывают несуществующие услуги.
Настоящие сотрудники никогда не будут интересоваться вашим логином и паролем или данными банковской карты. Все необходимые доступы у них уже есть.
Сотрудники могут написать вам лично — например, чтобы пригласить на интервью или поучаствовать в спецпроекте, но сделают это:
Мошенники всегда пишут первыми и очень торопятся. Главная их задача — заставить другого человека принимать необдуманные и спонтанные решения, чтобы он ничего не заподозрил, не заметил неправильную ссылку или орфографические ошибки на поддельном маркетплейсе.
Для этого злоумышленники:
Если вы общаетесь внутри личного кабинета Ozon и не переходите в WhatsApp, Viber, Telegram и соцсети, то ваши платежи защищены маркетплейсом: площадка может их проверить и отследить.
Затем злоумышленники просят данные: логин, пароль, номер банковской карты, код CVV, проверочный код из СМС, номер или скан паспорта и других бумаг. Обещают, что всё решат в ближайшее время, и исчезают.
Пока это остаётся задачей для правоохранительных органов и банков: в течение суток после сообщения о списании денег человек, ставший жертвой мошенников, может написать в отделениe банка о несогласии с операцией и обратиться с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.
Но законотворцы тоже не стоят на месте — в последние два года были приняты несколько важных решений, которые должны уменьшить число мошенничеств.
21 ОКТЯБРЯ 2022 ГОДА
вступили в силу поправки в закон, по которому МВД получило доступ в реальном времени к операциям по любому счёту в сервисе Банка России «ФинЦЕРТ».
15 МАРТА 2023 ГОДА
утверждён новый стандарт правил информационного обмена в финансовой сфере, в котором банки обязаны передавать сведения обо всех участниках подозрительных операций, а не только о конечном получателе денег.
11 ИЮЛЯ 2023 ГОДА
Госдума приняла закон, по которому обязала банки приостанавливать все подозрительные операции даже при согласии клиента, иначе банку придётся вернуть похищенное владельцу в течение 30–60 дней.
Продавцу | Покупателю |
---|---|
Проверьте, что вам пишут не с официальных аккаунтов или электронных адресов маркетплейса. Вот их список. | |
Напишите о том, что случилось на marketplace@ozon.ru. | Напишите о том, что случилось на help@ozon.ru. |
Если передали номер карты — заблокируйте её в приложении банка. Если передали доступ в личный кабинет:
| Если передали номер карты — заблокируйте её в приложении банка. Если передали доступ в личный кабинет — смените пароль. |
Содержание статьи
Распространённые сценарии мошенничества
Как общаются мошенники
Правила безопасности для продавцов и покупателей
Можно ли вернуть потерянные деньги
Что делать, если вас обманули или пытаются обмануть
экс-главред журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как собрать первые отзывы на товары
Эффективный способ от Ozon
Нужно ли обновлять личные данные при смене фамилии?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Как продавать живые ёлки на Ozon?
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе