Как принимать платежи от партнёров из СНГ
Без задержек и с минимальным пакетом документов
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Зачастую схемы «разводов» на маркетплейсах настолько наивные, что опомнившись жертвы обманщиков только и спрашивают «как мы могли на это купиться?». А формула у злоумышленника простая: отвлечь — обрадовать или огорчить, предложить — подарок или решение проблемы и увести с безопасной площадки — на фишинговый сайт или в мессенджер. В этой статье вместе с Кириллом Мякишевым, директором по инфобезопасности Ozon, обсуждаем основные уловки мошенников и как на них не попасться во время онлайн-шопинга.
К сожалению, мошенники нередко прикрываются брендом Ozon: притворяются продавцами и сотрудниками компании. Реже — чтобы установить вредоносные программы на компьютер или телефон, чаще — чтобы узнать данные банковской карты, получить денежный перевод или доступ к счёту.
Мошенники присылают сообщение в мессенджере, СМС или в электронной почте, в нём может быть ссылка, адрес которой будет похож на настоящий. Например, https://www.ozoon.ru/1123 или https://www.0zon.ru/1123. А там — аукцион невиданной щедрости: дисконты от 50% — только успевай добавлять товары в корзину и оставлять данные банковской карты. В лучшем случае спишут деньги и не отправят товар, в худшем — обчистят счёт.
Правдивые же скидки и специальные предложения приходят либо в приложении, либо на email с официального адреса маркетплейса. Адресов несколько для разных целей:
Письма | |
---|---|
mailer@ozon.ru | О доставке заказа и о входе в аккаунт |
news@news.ozon.ru | Об акциях |
noreply@ozon.ru | С чеками по заказу |
marketplace@seller.ozon.ru | С уведомлениями и новостями для продавцов площадки |
info@performance.ozon.ru | С новостями для пользователей рекламного кабинета |
bestseller@ozon.ru | С ответом на вопрос или приглашением на интервью |
Мошенники пытаются обмануть и клиентов, и продавцов, и тех, кто заинтересован в работе на маркетплейсе: предлагают стать тайным покупателем, сообщают о проблеме с товарами или блокировке или «нанимают» сотрудников на склад.
В любом случае злоумышленники попробуют получить доступ к вашему личному кабинету или вытянуть деньги под разными предлогами. Например, клиентам предлагают оплатить товары сторонними путями из-за проблем с доставкой, будущим «сотрудникам» — внести взнос за оформление или обучающий курс, а продавцам навязывают несуществующие услуги.
Настоящие сотрудники никогда не будут интересоваться вашим логином и паролем или данными банковской карты. Все необходимые доступы у них уже есть.
Сотрудники могут написать вам лично — например, чтобы пригласить на интервью или поучаствовать в спецпроекте, но сделают это:
Мошенники всегда пишут первыми и очень торопятся. Главная их задача — заставить другого человека принимать необдуманные и спонтанные решения, чтобы он ничего не заподозрил, не заметил неправильную ссылку или орфографические ошибки на поддельном маркетплейсе.
Для этого злоумышленники:
Если вы общаетесь внутри личного кабинета Ozon и не переходите в WhatsApp, Viber, Telegram и соцсети, то ваши платежи защищены маркетплейсом: площадка может их проверить и отследить.
Затем злоумышленники просят данные: логин, пароль, номер банковской карты, код CVV, проверочный код из СМС, номер или скан паспорта и других бумаг. Обещают, что всё решат в ближайшее время, и исчезают.
Пока это остаётся задачей для правоохранительных органов и банков: в течение суток после сообщения о списании денег человек, ставший жертвой мошенников, может написать в отделениe банка о несогласии с операцией и обратиться с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.
Но законотворцы тоже не стоят на месте — в последние два года были приняты несколько важных решений, которые должны уменьшить число мошенничеств.
21 ОКТЯБРЯ 2022 ГОДА
вступили в силу поправки в закон, по которому МВД получило доступ в реальном времени к операциям по любому счёту в сервисе Банка России «ФинЦЕРТ».
15 МАРТА 2023 ГОДА
утверждён новый стандарт правил информационного обмена в финансовой сфере, в котором банки обязаны передавать сведения обо всех участниках подозрительных операций, а не только о конечном получателе денег.
11 ИЮЛЯ 2023 ГОДА
Госдума приняла закон, по которому обязала банки приостанавливать все подозрительные операции даже при согласии клиента, иначе банку придётся вернуть похищенное владельцу в течение 30–60 дней.
Продавцу | Покупателю |
---|---|
Проверьте, что вам пишут не с официальных аккаунтов или электронных адресов маркетплейса. Вот их список. | |
Напишите о том, что случилось на marketplace@ozon.ru. | Напишите о том, что случилось на help@ozon.ru. |
Если передали номер карты — заблокируйте её в приложении банка. Если передали доступ в личный кабинет:
| Если передали номер карты — заблокируйте её в приложении банка. Если передали доступ в личный кабинет — смените пароль. |
Содержание статьи
Распространённые сценарии мошенничества
Как общаются мошенники
Правила безопасности для продавцов и покупателей
Можно ли вернуть потерянные деньги
Что делать, если вас обманули или пытаются обмануть
экс-главред журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как принимать платежи от партнёров из СНГ
Без задержек и с минимальным пакетом документов
Как разместить ВКонтакте карточки товаров с Ozon
Самый быстрый способ
Семь ИИ-решений для работы с карточками товаров
Инструкция от эксперта
Закон о регистрации блогеров
Что делать, если у вас больше 10 000 подписчиков
Соцконтракт: как получить от государства 350 000 ₽
Стартовый капитал на открытие бизнеса на Ozon
Как продавать живые ёлки на Ozon?
На вопрос читателя отвечает Юлия Федирко, эксперт маркетплейса