Как понять, что вам нужен ассистент, и нанять его
Ошибка выжившего: в чём опасность чужих историй успеха
И почему Стив Джобс не идеальный пример для предпринимателя
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Планировать нагрузку так, чтобы достигать целей, и при этом ни вы, ни команда не выгорали, — искусство. К счастью, им можно овладеть. В статье рассказали о главных принципах и четырёх техниках эффективного планирования.
Планировать задачи полезно и в личной жизни, но особенно важно делать это в бизнесе. План действий помогает:
В предпринимательстве без планирования невозможно соблюсти баланс между текущими задачами и стратегическим развитием, из-за чего бизнес может затормозить или погрузиться в хаос.
Эксперты по продуктивности и тайм-менеджменту сходятся во мнении, что планирование должно проходить регулярно, вписываться в рабочий процесс и не занимать слишком много времени.
Все планируют свои дни по-разному: кому-то достаточно примерного списка дел, а другие предпочитают жёсткую дисциплину. В любом случае важно придерживаться нескольких принципов.
1. Регулярность
Стоит зафиксировать время, когда вы занимаетесь ежедневным, еженедельным и ежемесячным планированием, и придерживаться этого расписания.
Представим, что Дмитрий продаёт одежду на Ozon. Бизнес уже достаточно большой: у Дмитрия 15 работников. Он завёл Google-документ, в котором каждый сотрудник с утра пишет планы на день утром и подводит итоги вечером. Каждый понедельник в 9 утра ― командная планёрка, на которой обсуждают прошлую неделю и цели на следующую. Раз в месяц Дмитрий подводит финансовые итоги, смотрит, что нужно продолжать делать, что стоит начать и от чего отказаться, учитывая сезонность и изменения на рынке, а также распределяет крупные задачи по исполнителям и назначает сроки.
2. Приоритизация
Стоит разделить задачи по важности и срочности, чтобы в первую очередь выполнять важные и срочные дела, которые принесут максимальный эффект в ближайшем будущем или перспективе.
3. Делегирование
Один человек не может выполнить всё, поэтому в определённый момент жизненно необходимо научиться передавать задачи сотрудникам или коллегам.
Эффективно делегировать помогают шаблоны, инструкции и чётко сформулированные ожидания. Если задача большая, стоит определить контрольные точки и промежуточные результаты, которых нужно достичь. Так сотрудникам будет легче брать ответственность за новые направления.
4. Гибкость
На выполнение планов сильно влияют внешние обстоятельства. Поэтому лучше предусмотреть возможные изменения в расписании и выделить запас времени на непредвиденные задачи.
Например, контент-менеджер Павел готовит карточки товаров для нескольких бизнесов на Ozon. Он знает, что клиенты возвращаются с правками, и специально выделяет на это полтора часа в день. Кроме того, может прилететь срочная задача — и на это Павел тоже закладывает полтора часа. Если таких запросов нет, он работает по плану. Этот подход помогает избежать авралов.
Примерно 60% времени стоит заложить на запланированные задачи, а 40% — на непредвиденные. В зависимости от типа работы эти цифры могут меняться.
Дэвид Аллен, американский консультант по продуктивности, в своих книгах советует использовать системы планирования или хотя бы просто переносить все задачи и планы на бумагу. Он говорит: «Освободите свой ум от обязательств и оставьте место для творчества. Составьте чёткий план, запишите задачи, чтобы мозг работал для идей, а не для запоминания».
Вот четыре метода, которые могут помочь в этом деле.
Этот метод помогает ставить задачи и визуально отслеживать их выполнение. Для этого используют доску — физическую или в специальной программе. Пространство разбивают на колонки, например «В ожидании», «В работе», «На проверке», «Выполнено», и приклеивают в эти колонки стикеры с задачами. По мере выполнения стикеры перемещаются из первой колонки в последнюю, чтобы команда могла следить за прогрессом в реальном времени. Какой онлайн-сервис подходит для планирования по Канбану, можно узнать из этой статьи.
Представим Алексея — он со своей командой планирует вывести новую линейку смартфонов на Ozon. Алексей разбил проект на задачи и назначил их каждому работнику. На доске появились стикеры, среди них: «поставить товары на склад», «провести фотосессию», «написать тексты», «собрать карточки», «настроить продвижение». Это помогло команде увидеть весь объём задач, скоординировать работу и завершить проект без задержек.
Техника заключается в том, чтобы каждый день выделять от одной до трёх ключевых задач. Вместо того чтобы погружаться в длинный список дел, вы сосредотачиваетесь на самых важных, что позволяет сконцентрироваться и избежать перегруза. К тому же к концу дня уже есть повод для гордости, ведь самое важное сделано.
Алексей раньше каждое утро начинал с ответов на сообщения и комментарии к товарам. В итоге он испытывал эмоциональное истощение уже к обеду. Алексей пересмотрел свой подход к дневному планированию и ввёл новое правило: сначала выполнять две главные задачи, например анализ продаж и поиск нового поставщика. Менее важными делами предприниматель занимается в оставшееся время или делегирует их.
Вместо того чтобы переходить от одной задачи к другой хаотично, стоит назначить конкретное время для каждого дела. Это помогает не переключаться и задаёт структуру всему дню.
Определите очерёдность задач и время на каждую из них: например, 30 минут, чтобы ответить на почту, час — чтобы проверить новые карточки товаров. Расставьте задачи в календаре и заранее запланируйте перерывы на восстановление сил. Следуйте плану, а если появляются новые неожиданные дела, также вносите их в календарь.
Чтобы всё успевать, контент-менеджер Павел использует технику «Блоки времени». Утро он выделяет на исследование и анализ рынка, сбор информации. С середины дня активно пишет контент для соцсетей и описания товаров. Вечером занимается более машинальной работой ― загружает карточки на маркетплейс.
Согласно методу гибкого планирования, вам нужно проанализировать свои задачи и распределить их на три временны́х горизонта:
Такой подход позволит держать баланс между текущими задачами и стратегическим развитием.
Например, Мария продаёт на Ozon товары для детей и использует гибкое планирование по горизонтам. В горизонте 1 она сосредотачивается на сезонные распродажи и пополнение склада. В горизонте 2 — планирует сотрудничество с новым поставщиком развивающих игрушек. А в горизонте 3 — исследует возможности выхода на рынки других стран через Ozon.
Техники планирования помогают грамотно распределять задачи и избегать хаоса. А чтобы не только ставить цели, но и достигать их, важно подходить к делу реалистично. Закладывайте время на форс-мажоры и человеческий фактор, будьте готовы при необходимости пересмотреть расписание и нагрузку — и тогда вам не придётся винить себя и сотрудников в срыве сроков.
Содержание статьи
Почему важно планировать
Сколько времени нужно на планирование
Главные принципы эффективного планирования
4 техники планирования
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Ошибка выжившего: в чём опасность чужих историй успеха
И почему Стив Джобс не идеальный пример для предпринимателя
Нужно ли обновлять личные данные при смене фамилии?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
10 красных флагов при выборе менеджера маркетплейсов
Может ли подросток продавать товары на Ozon?
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе