Как понять, что вам нужен ассистент, и нанять его
Как вести бизнес
с родственниками
Советы, которые помогут сохранить отношения
и защитить интересы партнёров
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Планировать нагрузку так, чтобы достигать целей, и при этом ни вы, ни команда не выгорали, — искусство. К счастью, им можно овладеть. В статье рассказали о главных принципах и четырёх техниках эффективного планирования.
Планировать задачи полезно и в личной жизни, но особенно важно делать это в бизнесе. План действий помогает:
В предпринимательстве без планирования невозможно соблюсти баланс между текущими задачами и стратегическим развитием, из-за чего бизнес может затормозить или погрузиться в хаос.
Эксперты по продуктивности и тайм-менеджменту сходятся во мнении, что планирование должно проходить регулярно, вписываться в рабочий процесс и не занимать слишком много времени.
Все планируют свои дни по-разному: кому-то достаточно примерного списка дел, а другие предпочитают жёсткую дисциплину. В любом случае важно придерживаться нескольких принципов.
1. Регулярность
Стоит зафиксировать время, когда вы занимаетесь ежедневным, еженедельным и ежемесячным планированием, и придерживаться этого расписания.
Представим, что Дмитрий продаёт одежду на Ozon. Бизнес уже достаточно большой: у Дмитрия 15 работников. Он завёл Google-документ, в котором каждый сотрудник с утра пишет планы на день утром и подводит итоги вечером. Каждый понедельник в 9 утра ― командная планёрка, на которой обсуждают прошлую неделю и цели на следующую. Раз в месяц Дмитрий подводит финансовые итоги, смотрит, что нужно продолжать делать, что стоит начать и от чего отказаться, учитывая сезонность и изменения на рынке, а также распределяет крупные задачи по исполнителям и назначает сроки.
2. Приоритизация
Стоит разделить задачи по важности и срочности, чтобы в первую очередь выполнять важные и срочные дела, которые принесут максимальный эффект в ближайшем будущем или перспективе.
3. Делегирование
Один человек не может выполнить всё, поэтому в определённый момент жизненно необходимо научиться передавать задачи сотрудникам или коллегам.
Эффективно делегировать помогают шаблоны, инструкции и чётко сформулированные ожидания. Если задача большая, стоит определить контрольные точки и промежуточные результаты, которых нужно достичь. Так сотрудникам будет легче брать ответственность за новые направления.
4. Гибкость
На выполнение планов сильно влияют внешние обстоятельства. Поэтому лучше предусмотреть возможные изменения в расписании и выделить запас времени на непредвиденные задачи.
Например, контент-менеджер Павел готовит карточки товаров для нескольких бизнесов на Ozon. Он знает, что клиенты возвращаются с правками, и специально выделяет на это полтора часа в день. Кроме того, может прилететь срочная задача — и на это Павел тоже закладывает полтора часа. Если таких запросов нет, он работает по плану. Этот подход помогает избежать авралов.
Примерно 60% времени стоит заложить на запланированные задачи, а 40% — на непредвиденные. В зависимости от типа работы эти цифры могут меняться.
Дэвид Аллен, американский консультант по продуктивности, в своих книгах советует использовать системы планирования или хотя бы просто переносить все задачи и планы на бумагу. Он говорит: «Освободите свой ум от обязательств и оставьте место для творчества. Составьте чёткий план, запишите задачи, чтобы мозг работал для идей, а не для запоминания».
Вот четыре метода, которые могут помочь в этом деле.
Этот метод помогает ставить задачи и визуально отслеживать их выполнение. Для этого используют доску — физическую или в специальной программе. Пространство разбивают на колонки, например «В ожидании», «В работе», «На проверке», «Выполнено», и приклеивают в эти колонки стикеры с задачами. По мере выполнения стикеры перемещаются из первой колонки в последнюю, чтобы команда могла следить за прогрессом в реальном времени. Какой онлайн-сервис подходит для планирования по Канбану, можно узнать из этой статьи.
Представим Алексея — он со своей командой планирует вывести новую линейку смартфонов на Ozon. Алексей разбил проект на задачи и назначил их каждому работнику. На доске появились стикеры, среди них: «поставить товары на склад», «провести фотосессию», «написать тексты», «собрать карточки», «настроить продвижение». Это помогло команде увидеть весь объём задач, скоординировать работу и завершить проект без задержек.
Техника заключается в том, чтобы каждый день выделять от одной до трёх ключевых задач. Вместо того чтобы погружаться в длинный список дел, вы сосредотачиваетесь на самых важных, что позволяет сконцентрироваться и избежать перегруза. К тому же к концу дня уже есть повод для гордости, ведь самое важное сделано.
Алексей раньше каждое утро начинал с ответов на сообщения и комментарии к товарам. В итоге он испытывал эмоциональное истощение уже к обеду. Алексей пересмотрел свой подход к дневному планированию и ввёл новое правило: сначала выполнять две главные задачи, например анализ продаж и поиск нового поставщика. Менее важными делами предприниматель занимается в оставшееся время или делегирует их.
Вместо того чтобы переходить от одной задачи к другой хаотично, стоит назначить конкретное время для каждого дела. Это помогает не переключаться и задаёт структуру всему дню.
Определите очерёдность задач и время на каждую из них: например, 30 минут, чтобы ответить на почту, час — чтобы проверить новые карточки товаров. Расставьте задачи в календаре и заранее запланируйте перерывы на восстановление сил. Следуйте плану, а если появляются новые неожиданные дела, также вносите их в календарь.
Чтобы всё успевать, контент-менеджер Павел использует технику «Блоки времени». Утро он выделяет на исследование и анализ рынка, сбор информации. С середины дня активно пишет контент для соцсетей и описания товаров. Вечером занимается более машинальной работой ― загружает карточки на маркетплейс.
Согласно методу гибкого планирования, вам нужно проанализировать свои задачи и распределить их на три временны́х горизонта:
Такой подход позволит держать баланс между текущими задачами и стратегическим развитием.
Например, Мария продаёт на Ozon товары для детей и использует гибкое планирование по горизонтам. В горизонте 1 она сосредотачивается на сезонных распродажах и пополнении склада. В горизонте 2 — планирует сотрудничество с новым поставщиком развивающих игрушек. А в горизонте 3 — исследует возможности выхода на рынки других стран через Ozon.
Техники планирования помогают грамотно распределять задачи и избегать хаоса. А чтобы не только ставить цели, но и достигать их, важно подходить к делу реалистично. Закладывайте время на форс-мажоры и человеческий фактор, будьте готовы при необходимости пересмотреть расписание и нагрузку — и тогда вам не придётся винить себя и сотрудников в срыве сроков.
Содержание статьи
Почему важно планировать
Сколько времени нужно на планирование
Главные принципы эффективного планирования
4 техники планирования
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как вести бизнес
с родственниками
Советы, которые помогут сохранить отношения
и защитить интересы партнёров
Как предпринимателю поддерживать мотивацию
6 способов вернуть вдохновение
Ошибка выжившего: в чём опасность чужих историй успеха
Как начать продавать бижутерию на Ozon?
Соцконтракт: как получить от государства 350 000 ₽
Стартовый капитал на открытие бизнеса на Ozon
Закон о регистрации блогеров
Что делать, если у вас больше 10 000 подписчиков
Как продавать живые ёлки на Ozon?
На вопрос читателя отвечает Юлия Федирко, эксперт маркетплейса