Стартовый набор агента ПВЗ для заботы о себе
Добавит комфорт и повысит продуктивность
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Прежде чем начать любой бизнес, нужно чётко распланировать все расходы. У продавцов на маркетплейсе они тоже есть — от тарифов на логистику до услуг по продвижению товаров. В статье рассказываем о вознаграждении за продажу и других затратах на Ozon.
За каждый проданный товар на маркетплейсе Ozon берёт процент от стоимости — это и есть вознаграждение за продажу. Этот процент зависит от категории товара и схемы работы — со склада маркетплейса (FBO) или со своего склада (FBS или realFBS).
Рассмотрим на примере Елены, она продаёт на Ozon детские коляски. Если клиент заказал товар и не оформил возврат в отведённый срок, коляску можно считать проданной, а значит, Елене нужно заплатить вознаграждение Ozon за удачную сделку.
Коляску купили за 24 000 ₽. Допустим, для детских товаров вознаграждение 18% при продаже со склада маркетплейса (FBO). Значит, Елена заплатит 4320 ₽. Если Елена продаст десять колясок за месяц, то за вычетом вознаграждения ей останется 196 800 ₽.
Чтобы покупатели могли оплачивать товары онлайн с помощью банковских карт, на маркетплейсе должен работать эквайринг. Эту услугу оказывают банки-партнёры, они же устанавливают тарифы.
Например, если коляску Елены, которая стоит 24 000 ₽, оплачивают картой Сбера, то комиссия будет одна, а если покупатель — клиент ВТБ, то другая, но в среднем не выше 1,5% от стоимости товара. Значит, Елена заплатит примерно 360 ₽ маркетплейсу, а тот переправит деньги банку — за эквайринг.
Когда покупатель приобретает товар на маркетплейсе, его нужно доставить до пункта выдачи, постамата или до дверей курьером. Плата за доставку покупателю складывается из двух частей:
Иногда клиент отказывается выкупать товар, и его нужно вернуть обратно продавцу. Это обратная логистика.
И прямую, и обратную логистику оплачивает продавец, если работает по схемам FBO или FBS, то есть доставляет заказы покупателям транспортной службой Ozon.
Если продавец торгует со своего склада (realFBS) и доставляет собственной курьерской службой или партнёрами Ozon, то за логистику напрямую маркетплейсу он не платит. Вместо этого продавец оплачивает услуги собственного курьера или услуги транспортной службы, с которой сотрудничает.
Вернёмся к Елене, у которой купили детскую коляску. Если она будет работать по FBO, значит, весь её товар будет размещаться на складе Ozon, там же его упакуют и отправят покупателю после заказа. За все эти услуги (фулфилмент) заплатит Елена, а не клиент.
Стоимость услуг фулфилмента зависит от объёма товара в литрах, она начисляется за каждый день пребывания товара на складе после окончания бесплатного периода от 90 дней. Допустим, литр оценивается в 1,5 рубля. Чтобы посчитать, сколько стоит размещение, нужно знать точный объём товара: определить его поможет таблица «Расчёт объёма и объёмного веса товара».
Размер платы за логистику можно посчитать так:
Рассмотрим каждую часть формулы подробнее.
Тариф на логистику зависит от объёма товара и составляет:
Чем ближе товар к покупателю, тем доставка быстрее и тем дешевле обходится логистика продавцу. Поэтому размер платы за логистику зависит ещё от среднего времени доставки.
Среднее время доставки рассчитывается по нормативному времени. Это условное фиксированное количество часов, за которое товар обычно доезжает до покупателя. Нормативное время для каждого маршрута своё и не зависит от фактической скорости доставки. Например, если машина транспортной службы сломалась и из-за этого срок изменился — это никак не повлияет на условия для продавца. Вот как рассчитывается среднее время доставки:
От среднего времени доставки зависят:
Полная таблица с коэффициентами и процентами от цены товара
Чтобы сократить среднее время доставки и оптимизировать расходы на логистику, продавцу следует распределить товары между складами Ozon — для размещения товаров можно выбрать приоритетный (с самой быстрой доставкой покупателю в регионе) или альтернативный склад.
Когда товар оказывается в сортировочном центре, остаётся доставить его в пункт выдачи, постамат или до двери клиента — это называется последней милей и тоже тарифицируется.
Если покупатель отменяет заказ или не выкупает его, то товар нужно вернуть обратно на склад: это обратная логистика, тариф которой равен прямой логистике без учёта среднего времени доставки.
Представим, что у Елены есть свой склад и все детские коляски она хранит там. Стоимость размещения в этом случае зависит только от Елены. Например, если она арендует этот склад, то ежемесячно будет вносить арендную плату.
Когда покупатель оформит заказ на коляску, Елена сама упакует и привезёт её в пункт приёма или закажет курьера Ozon, и тот заберёт заказ на доставку вместо неё. Когда коляска окажется в пункте приёма, она пройдёт обработку — оприходование и передачу на доставку. Затем коляску отвезут в один из сортировочных центров (прямая логистика), а оттуда уже по адресу клиента (последняя миля).
В итоге Елена заплатит или за курьера, или за обработку посылки на пункте приёма, и обязательно за прямую логистику и последнюю милю.
Если коляску покупатель вернёт, Елене нужно будет оплатить обратную логистику, которая равна прямой логистике без учёта последней мили.
По стандартному графику маркетплейс переводит деньги на банковский счёт продавца еженедельно — четыре раза в месяц. Выплаты происходят каждую среду через три недели после расчётного периода. Расчётным периодом считается полная неделя с понедельника по воскресенье.
Но если продавец хочет получать деньги по другому графику или снять со счёта крупную сумму досрочно, то он может воспользоваться платными финансовыми услугами.
Представим, что Елене срочно нужны деньги, которые она заработала после того, как в последний раз вывела заработок из личного кабинета на свой счёт. Например, она получила хорошие продажи за новогодний период с 20 декабря по 8 января и у неё нет времени ждать стандартных выплат. Она может получить все деньги, которые заработала за период c последней выплаты, уже на следующий рабочий день, 9 января. Это и есть досрочная выплата.
Эта услуга позволяет продавцам получать заработок с продажи товаров ежедневно на следующий день или еженедельно по рабочим средам — с отсрочкой в одну или две недели.
Если выбрать ежедневные выплаты, деньги за четверг поступят на счёт в пятницу, а заработанное в выходные — в понедельник.
Для еженедельных выплат расчётным периодом будет неделя с понедельника по воскресенье. Можно настроить, когда будет приходить выплата: в ближайшую среду, через одну или две среды. Еженедельная выплата через три недели после расчётного периода — это уже стандартный график, по ней не будет комиссии.
Самое главное, что нужно знать, — это необязательные услуги, и без них можно продавать товары на Ozon. Продавец сам решает, нужны они ему или нет.
К дополнительным услугам относятся, например:
Содержание статьи
Вознаграждение Ozon за продажу
Эквайринг
Плата за логистику транспортной службой Ozon
Финансовые услуги
Дополнительные услуги
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Стартовый набор агента ПВЗ для заботы о себе
Добавит комфорт и повысит продуктивность
Что делать, если страшно брать ответственность
Пять шагов, чтобы побороть это состояние
Лизинг, факторинг, кредит, бизнес-ипотека:
в чём разница
5 мифов, которые мешают вам выйти на Ozon
Могут ли иностранцы вести бизнес на Ozon в России?
Как продавать маркированные товары
О правилах работы с постельным бельём, обувью, молочной продукцией и другим ассортиментом
Как продвигать товары через Трафареты
Всё об инструменте для продавцов
Как продавать саженцы
и рассаду на Ozon?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса