Дайджест рекламной платформы: октябрь 2024 года
Эксперт маркетплейса о главных изменениях месяца
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
С 2022 года всю интернет-рекламу в России нужно регистрировать в Едином реестре интернет-рекламы Роскомнадзора и помечать. С 1 сентября 2023 года за отсутствие маркировки можно получить штраф — от 10 000 до 500 000 ₽. Единственный способ правильно маркировать рекламу и избежать штрафа — пользоваться оператором рекламных данных. О том, как он работает, рассказываем в этой статье.
Поправки к закону «О рекламе» вступили в силу в сентябре 2022 года. С тех пор для каждого рекламного сообщения в интернете нужно:
Загружать данные в ЕРИР можно только через операторов рекламных данных, или ОРД. Существует семь таких операторов, они перечислены на сайте Роскомнадзора:
Если публиковать рекламу без маркера и не отправлять Роскомнадзору данные о рекламных кампаниях, можно получить штраф. В законе предусмотрены наказания как для физлиц, так и для юрлиц, в том числе для индивидуальных предпринимателей. Для каждой из этих категорий установлен свой размер штрафов. Например, физлицу выявленная реклама без пометки может обойтись минимум в 30 000 ₽, а юрлицу придётся заплатить в разы больше. Подробнее о штрафах можно узнать из официального документа.
Маркировка должна быть у каждого рекламного материала в интернете независимо от формата: от постов и баннеров до нативных интеграций у блогеров. Всё потому, что закон трактует рекламу широко — к ней можно отнести любую информацию, которая привлекает внимание к объекту рекламирования, продвигает его на рынке и поддерживает интерес. А объектом рекламирования может быть товар, услуга, мероприятие, продавец или изготовитель.
При этом, согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, пометка «реклама» нужна не всегда. Например, она не пригодится, если вы говорите на своей площадке о собственных продуктах и услугах или делитесь личным мнением.
На Ozon не придётся маркировать рекламу, если вы используете электронные услуги по размещению товара на площадке. К ним относятся трафареты, продвижение в поиске и «Вывод в топ».
Если вы рассказываете о продукте с помощью статичных баннеров и видеобаннеров или шторки Ozon Alert в приложении, то маркировка понадобится — но и её, и отчёты по рекламным кампаниям мы берём на себя. Продавцам дополнительно ничего делать не нужно.
ОРД, или оператор рекламных данных, — это сервис, который помогает передать данные о рекламном объявлении в Единый реестр интернет-рекламы, получить маркер и отчитаться о результатах кампании. Можно направлять данные через любой ОРД или использовать одновременно несколько — ограничений нет. Но важно помнить, что зарегистрировать креатив в одном ОРД и подать по нему статистику и акт в другом не получится.
Креатив — это любое рекламное объявление.
Площадка — это место, где показывается рекламное объявление, например сайт или приложение.
Контрагент — любая из сторон договора, в том числе договора на размещение рекламы.
Рекламораспространитель — платформа, на которой публикуется реклама, или конкретный блогер, разместивший креатив на своём канале или странице.
Объект рекламирования — то, что рекламируется: продукт, услуга, мероприятие, бренд.
Рекламная цепочка — это все, кто участвуют в размещении интернет-рекламы.
К примеру, рекламная цепочка может быть такой: рекламодатель → блогер (рекламораспространитель). Или даже такой: рекламодатель → рекламное агентство → фрилансер (рекламораспространитель) → оператор рекламных систем.
Токен, маркер или идентификатор рекламы — уникальный код, который помогает отслеживать интернет-рекламу. По этому коду в ЕРИР можно найти информацию о контрагентах и креативе. Маркер выглядит как сочетание букв и цифр, а на рекламу его добавляют в формате «erid: xxx», где xxx — сам маркер. Маркеры креативам присваивает ОРД.
Статистика — данные о показах рекламных объявлений и стоимости услуг. Статистику можно посмотреть на площадке, где размещается реклама.
Чтобы получить маркер, достаточно через ОРД отправить данные в ЕРИР. Это может сделать любой участник рекламной цепочки. Удобно, если токен получает блогер или агентство. Ведь именно они, скорее всего, поставят маркер на фото или в текст объявления. Им же проще всего собрать статистику о показах, которую через месяц нужно будет добавить в ОРД.
В этом случае важно прописать в договоре, что обязанности по маркировке рекламы и отчётности о просмотрах перед ЕРИР лежат на блогере в роли рекламораспространителя или агентстве. Только тогда рекламодатель может не участвовать в процессе. Ответственность при этом сохраняется у всех участников рекламной цепочки.
К примеру, компания размещает рекламу у блогера. Стороны заключили договор, по которому блогер промаркирует рекламу и отправит отчёт о просмотрах по итогам кампании. В таком случае блогеру нужно заполнить в ОРД информацию о контрагенте — компании-рекламодателе, договоре между ними, площадках и загрузить креативы. А через месяц — добавить в ОРД количество просмотров и данные о закрывающем акте.
Данные в ОРД нужно передавать до старта рекламной кампании — а затем ежемесячно, пока зарегистрированную рекламу не снимут с публикации.
Чтобы получить доступ к Ozon ОРД, зарегистрируйтесь в личном кабинете, подтвердите email и перейдите к заполнению данных.
В анкете укажите адрес, платёжные реквизиты, ИНН, а ещё ОГРН и КПП для юрлиц и ОГРНИП для ИП. После этого загрузите документы — могут понадобиться свидетельства ИНН, ОГРН или выписка из ЕГРЮЛ, паспорт, приказ о назначении генерального директора и другое. Вы увидите точный список документов, когда выберете правовой статус.
Отправьте заявку на обработку — она занимает до часа. Когда Ozon ОРД проверит данные, на email придёт подтверждение с доступом. Получив доступ, вы сможете промаркировать первую рекламную кампанию.
Площадка — ресурс, который помогает распространять рекламу. Это может быть сайт или приложение.
Предположим, продавец хочет разместить рекламу на Ozon, а также в телеграм-канале, у автора во «ВКонтакте», у блогера на YouTube и в электронной версии СМИ. Все эти площадки будут считаться сайтами, даже если они адаптированы для смартфонов. Приложениями будут считаться только программы, которые можно скачать из популярных магазинов: App Store, Google Play и т. п.
На вкладке «Контрагенты» добавьте себя и других участников цепочки рекламной кампании.
Также необходимо выбрать тип контрагента, если он:
Напомним, что рекламораспространитель — любое юридическое или физическое лицо, которое публикует рекламу: соцсеть, поисковая система, мессенджер, маркетплейс или сам блогер. А оператор рекламных систем — это платформа для размещения рекламы, например VK Реклама или Telegram Ads.
Оператор рекламных систем может быть рекламораспространителем — тогда нужно отметить оба пункта. Если контрагент не относится ни к одному из этих типов, указывать ничего не нужно.
После этого выберите площадки контрагентов, которые вы добавляли на предыдущем шаге, и нажмите «Сохранить».
В разделе «Договоры» добавьте информацию о документах. Это может быть договор оказания услуг, посреднический договор и дополнительные соглашения к ним. Заключить договор придётся, даже если это бесплатное или бартерное размещение.
Договор оказания услуг пригодится, если вы размещаете рекламу у блогера или сотрудничаете с рекламным агентством. Посреднический договор — если в нём указано, что вы агент или принципал.
Теперь вы можете загрузить сам креатив и получить маркер. Для этого нажмите «Добавить».
Вот что нужно сделать дальше:
Социальная реклама — это, как правило, некоммерческие объявления и реклама для оператора социальной рекламы ИРИ.
Понятие нативной рекламы пока довольно неопределённое. Если вы сомневаетесь, что ваша реклама нативная, лучше не указывайте это.
Тип «самореклама» стоит выбрать, когда заказчик и исполнитель — одно и то же лицо. В этом случае заполнять раздел «Договоры» не нужно, а в разделе «Контрагенты» следует добавить контрагента, который и заказывает, и размещает рекламу.
Маркер нужно добавить в рекламное объявление, на изображение или в ссылку.
Важно, что для маркировки недостаточно просто добавить пометку «Реклама» — нужно указать сведения о рекламодателе и токен. Если их нет, оградить себя от штрафов не получится.
Работает принцип «один материал — один маркер». Его суть в том, что если одинаковое объявление публикуется на разных площадках, то нужен один маркер. А если разные на одной площадке — несколько.
Скажем, вы заказываете два одинаковых поста во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках» и две разные интеграции у блогеров в Telegram. В таком случае понадобится один маркер на пост и два разных маркера для блогеров.
В течение 30 дней, следующих за месяцем, в котором был первый показ креатива, добавьте в раздел «Статистика» цифры по показам за предыдущий месяц. А если объявление не снимают с публикации, то добавлять отчёты о показах нужно ежемесячно.
Итак, рекламная кампания завершилась — осталось отчитаться о ней. Это обязательный шаг для всех креативов, кроме саморекламы. Добавьте акты, укажите стоимость услуг в привязке к изначальному договору. Сумму нужно разбить на несколько частей с пояснениями о том, к каким договорам и работам они относятся — это называется разаллокацией.
Подробнее о том, как загрузить акты, а также работать с другими разделами Ozon ОРД, читайте в инструкции.
Стоимость услуг Ozon ОРД складывается из объёма загружаемых креативов и полученных маркеров. С юр.лиц за каждый присвоенный маркер и загруженный 1 Мб Ozon берёт по 10 ₽. Минимальный ежемесячный платёж — 5 000 ₽: его нужно заплатить, даже если вы загрузили креативов на меньшую сумму. А если вы не отправляли информацию в реестр в этом месяце, платить не придётся. Для ИП, самозанятых и физлиц минимальный ежемесячный платёж составляет 1000 ₽, а каждый загруженный 1 Мб стоит 1 ₽.
Подробнее о едином тарифе и о том, как рассчитывается стоимость услуг, читайте в презентации.
Ozon ОРД выставляет счёт по результатам месяца. Так, если вы регистрируете рекламу в августе 2024 года, то счёт придёт в сентябре.
Содержание статьи
В чём суть закона о маркировке интернет-рекламы
Какой рекламы касается закон о маркировке
Какую рекламу на Ozon нужно маркировать, а какую нет
Что такое ОРД
Основные понятия, которые пригодятся в работе с ОРД
Кому нужно работать с ОРД
Как работать с Ozon ОРД
Стоимость услуг Ozon ОРД
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Дайджест рекламной платформы: октябрь 2024 года
Эксперт маркетплейса о главных изменениях месяца
Как увеличить конверсию: способы продавать больше
Как превратить посетителя в покупателя
Как собрать первые отзывы на товары
Как работает фотоворонка на маркетплейсе
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе