Бестселлер

Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами

Маркировка звонков: что нужно знать бизнесу

Трубка

В России приняли новый закон, по которому с 1 сентября 2025 года компании и индивидуальные предприниматели (ИП) обязаны маркировать свои телефонные звонки. Разбираемся, что это значит для бизнеса, как подготовиться к нововведениям и каковы возможные последствия за несоблюдение требований.

Что случилось и кому придётся маркировать звонки

В апреле 2025 года президент России подписал закон о защите граждан от кибермошенничества. В нём предусматривается несколько мер борьбы с кибермошенниками, и одна из них — обязательная маркировка звонков от компаний и ИП.

Клиент сможет быстро определить, какая компания ему звонит: на данном этапе планируется, что на экране смартфона будет отображаться информация об организации, включая наименование или товарный знак, и категория вызова («доставка», «аварийная служба», «коллекторы» и др.). Абонент также получит возможность блокировать массовые автоматические звонки с незнакомых номеров и направлять своему телеком-оператору отказ от обзвона. То же касается и СМС-рассылок.

Может быть интересно

Запрет на рекламу в иностранных соцсетях: разъясняем новый закон

Прочитать

Детали нововведения ещё обсуждаются. Но уже известно, что компаниям и ИП придётся передавать операторам связи:

  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • полное и краткое название организации либо ИП;
  • документ о регистрации товарного знака (если имеется);
  • тип деятельности в соответствии с ОКВЭД;
  • список телефонных номеров, с которых будут идти звонки;
  • данные о категории телефонных вызовов.

Индивидуальные предприниматели, которые точечно звонят клиентам с личного номера, скорее всего, также будут обязаны маркировать свои звонки. Самозанятые пока освобождены от этого требования.

Большинство операторов связи уже предлагают функцию маркировки звонков, но пока только на добровольной основе и за дополнительную плату. 

Как маркировать звонки и что будет, если этого не сделать

Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) отсутствует состав, который предусматривает ответственность за нарушение требований маркировки звонков. Но это не значит, что штрафы не появятся в будущем. Поэтому бизнесу стоит заранее подготовиться к возможным изменениям. 

Что можно сделать уже сейчас:

  1. Если вы используете телефонию для бизнеса, уточните у своего оператора, предлагает ли он услуги по маркировке звонков. Если да, выполнить требования будет проще — нужная инфраструктура уже есть. Если нет — имеет смысл задуматься о другом партнёре. 
  2. Составьте предварительный список мобильных и стационарных номеров, с которых вы планируете звонить клиентам.
  3. Заложите в бюджет потенциальные расходы на внедрение маркировки звонков. 

Введение обязательной маркировки звонков — это большое изменение в телефонных коммуникациях. Если игнорировать новые требования, это может привести к блокировке звонков, ухудшению клиентского сервиса и административной ответственности. 

Подпишитесь на наши сообщества в сети «ВКонтакте» и в Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.

Подписаться на сообщество в Telegram

Подписаться на сообщество в сети «ВКонтакте»

Поделиться:

Ирина Молодцова

Ирина Молодцова

автор «Бестселлера»

Поделиться:

Читать также