Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Сервисы аналитики маркетплейсов: где лучше смотреть статистику продаж товаров

Минималистичный график

Без аналитики маркетплейсов сложно понять, как развивается бизнес, хорошо ли продаются новинки, что стоит исправить или оптимизировать. С этим помогают специальные сервисы: в них упорядочены данные по заказам, возвратам, географии спроса и другим показателям. Расскажем, какие метрики стоит учесть, чтобы быть на шаг впереди конкурентов, как работает аналитика Ozon и стоит ли пользоваться сторонними программами.

Какие метрики должны быть на сайтах аналитики маркетплейсов

В сервисах для работы с маркетплейсами может быть много метрик, но чтобы вовремя скорректировать цену, найти неликвидный товар или изменить стратегию продвижения, понадобится всего восемь:

МетрикаЧто показываетЗачем вам она
Объёмы продажОборот в рублях и штуках — по каждому товару, всему магазину и в категорияхЗаметить, какие позиции продаются лучше, нужно ли вывести товар из ассортимента или, наоборот, увеличить закупки
Объём продаж по регионамОборот в рублях и штуках — в разных зонах доставкиОпределить, где не хватает продукции, отправить недостающие позиции на склады и ускорить доставку до клиента
Позиция среди конкурентовВаше место среди других продавцов по обороту за определённый периодПонять, по каким направлениям вы лидируете, а в чём вас превосходят другие продавцы
Конверсии в заказ, добавление в избранное и корзинуПроцент покупателей, которые увидели ваш товар и купили его или заинтересовались имОценить, работает ли продвижение и контент в карточке товара 
ОборачиваемостьС какой скоростью и за какое время продаётся товар на складеПонять количество позиций на складах, определить залежавшийся товар или вовремя отправить на склад продукты, которые быстро раскупают
Расходы на услуги маркетплейсаСтоимость доставки, обработки возврата, размещения на складе, комиссии и т. д.Контролировать и оптимизировать траты
Позиция товараМесто товара среди похожих товаров других продавцов в категории и по поисковым запросамОпределить популярность товара и понять, стоит ли поработать над продвижением или контентом в карточке
Эффективность продвиженияКоличество заказов, посещений карточки, добавлений в корзину или избранное в период проведения акцииПроанализировать, насколько успешно прошло участие в акции или запуск рекламы

Как работает аналитика маркетплейса в личном кабинете Ozon

В личном кабинете продавца есть сервис аналитики маркетплейса — в нём собраны данные по всем направлениям работы на площадке. Всем продавцам видна только информация о количестве и сумме заказов, а партнёрам с Premium-подпиской открыты ещё и продвинутые разделы «Аналитика площадки», «Что продавать» и «Аналитика продавца». С их помощью легко определить, куда заказывают товары, кто их покупает и как увеличить прибыль. 

Знаем, что продавать на Ozon

Всем новичкам на маркетплейсе открываем раздел аналитики «Что продавать» бесплатно на целый месяц

Аналитика продавца

Показывает данные по конкретным товарам в вашем магазине. Вот какие разделы есть.

Графики

Поможет отследить, как менялись показатели ваших товаров, например количество заказов, возвратов, конверсия в корзину. 

В разделе «Графики» можно составить диаграмму из любых интересующих вас метрик

Кластеры

Показывает, в каких зонах доставки (кластерах) товар продаётся лучше.

В разделе «Кластеры» можно сгруппировать данные в таблице по кластерам отгрузки, категориям или брендам товаров

Акции

Определяет, как акции влияют на клики, просмотры, количество заказов и выручку. 

В «Календаре акций» вы увидите все распродажи, в которых участвовали, их механику и период проведения 

Где товар в поиске

Показывает, на какой позиции находятся ваши товары в результатах поиска на Ozon, в каких регионах и видят ли их покупатели на разных устройствах. 

Раздел «Где товар в поиске» показывает, сколько товаров соответствует ключевому запросу

Отчёты

Позволяет выгружать отчёты по разным данным в формате Excel-таблицы. 

Скачать отчёт просто: выберите нужное направление, укажите период и нажмите кнопку «Скачать»

Василий недавно добавил в ассортимент массажёры — теперь ему нужно решить, стоит ли брать у поставщика ещё партию. Он проанализировал не только отзывы клиентов, но и график продаж — и заметил, что, хотя за неделю и раскупили 1000 штук, 200 из них вернулось на склад. Узнать причину помог отчёт о возвратах: оказалось, что каждый второй массажёр бракованный. 

Аналитика площадки

Исследует, кто покупает ваши товары, насколько они популярны и как им стать топовыми в своей категории. 

Тренды

Показывает статистику продаж на маркетплейсе по категориям и долю ваших продаж относительно всех продаж в категории. 

В раздел «Тренды» подтягиваются данные о том, как быстро растут ваши продажи в сравнении с суммарными продажами в категории

Конкурентная позиция

Показывает, какое место по продажам вы занимаете относительно других продавцов в конкретной категории и как оно менялось с течением времени. А ещё сколько всего конкурентов в категории и как росло или падало их число за время вашей работы. 

Инструмент «Конкурентная позиция» сравнивает ваши показатели со средними в категории, с ближайшим конкурентом и со средними показателями 5% лучших продавцов за последние 28 дней

Ваша динамика подскажет, верную ли стратегию вы выбрали, а разница с лидерами подскажет, насколько большой потенциал у категории и насколько ваши товары интересны.

Портрет покупателя

Показывает, кто покупает ваши товары: смотрит карточки, добавляет в корзину или избранное. 

В разделе «Портрет покупателя» можно отфильтровать аудиторию по поведению — легко увидеть, сколько людей купили, посмотрели или добавили в корзину ваш товар

Анастасия продаёт головные уборы. Она изучила «Портрет покупателя» и выяснила, что у неё всего 10% молодых покупателей. Чтобы привлечь новую аудиторию, она собрала сегмент из клиентов до 24 лет и увидела, что они чаще всего заказывают панамы и балаклавы — а значит, стоит расширить свой ассортимент за их счёт. 

Что продавать на Ozon 

Спрогнозирует, что будет хорошо продаваться в ближайшее время, и подскажет, что добавить в ассортимент. 

Популярные товары

С помощью отчёта можно узнать:

  • какие товары продавались лучше всего последние 28 дней — по объёму выручки и количеству заказов;
  • сколько продавцов торгуют этими товарами на Ozon;
  • средние показатели товаров — цену и конверсию из просмотра карточки в корзину.
В разделе «Популярные товары» собран список бестселлеров во всех категориях. В отчёте можно найти любой товар по названию или артикулу, а также посмотреть топ-1000 товаров в категории 

Поисковые запросы

Выводит самые популярные запросы, по которым клиенты искали товар за последние 7 дней. Отчёт поможет понять, что и по каким словам чаще всего ищут покупатели на Ozon. 

В разделе «Поисковые запросы» можно ввести любой запрос и просмотреть по нему статистику: количество запросов, товаров в поисковой выдаче, добавлений товаров в корзину, конверсию в корзину и другие метрики

Недостающие товары

Список товаров, которые хорошо продавались на российском рынке за предыдущий месяц, но которых пока нет на Ozon.

В разделе «Недостающие товары» можно выбрать категорию, в которой вы работаете, и проверить свой товар

Распродано

Список из 50 ваших товаров, которые вышли из ассортимента, но на их возвращение в продажу подписались покупатели.

В раздел «Распродано» попадает самый ожидаемый клиентами товар — его остатки нужно пополнить в первую очередь

Наталья решила убрать невостребованные травяные чаи из ассортимента и заменить их новинками. Чтобы понять, какие товары оставить, она изучила раздел «Распродано»: самым ожидаемым оказался травяной сбор «Таёжный» — на него подписалось 43 человека за месяц. Затем она проверила ассортимент из прайс-листа поставщика в разделе «Поисковые запросы»: так нашлись новые позиции — сбор «Для похудения» и «Для крепкого сна».

Что умеют другие сервисы аналитики маркетплейсов

Анализ маркетплейсов можно проводить и на сторонних сервисах. Одни из самых популярных — MPStats и Moneyplace. Их базовые функции похожи на инструменты в личном кабинете Ozon, поэтому мы рассмотрим только дополнительные примочки.  

MPStats:

  • собирает данные сразу с двух популярных площадок;
  • анализирует заполненность ниши. Например, если по аналитике видно, что топ-6 продавцов забирают себе 95% рынка бытовой техники, будет сложно выйти на маркетплейс с тем же товаром; 
  • прогнозирует развитие ниши на ближайший месяц за счёт искусственного интеллекта — выдаёт отчёт о предполагаемом росте продаж товаров; 
  • рассчитывает план поставки для каждого склада, учитывая динамику продаж;
  • анализирует отзывы по ключевым словам. 

Все дополнительные функции доступны только на двух тарифах, которые стоят от 30 000 до 80 000 ₽ в месяц.

Moneyplace:

  • собирает данные с шести популярных площадок;
  • автоматически делает ABC-анализ, с помощью которого можно вовремя выявить нерентабельные и низкорентабельные товары;
  • автоматически делает XYZ-анализ — подсвечивает товары со стабильным и непредсказуемым спросом.

В самом простом тарифе доступно только 3 маркетплейса и данные за последние 14 дней. Расширенные тарифы с более полным набором функций стоят от 21 990 до 98 890 ₽ в месяц.

Какой сервис аналитики выбрать для маркетплейсов

Если вы работаете только на Ozon, встроенной аналитики должно быть достаточно: в ней есть все базовые инструменты для работы. В режиме одного окна можно полноценно управлять маркетплейсом — смотреть статистику, запускать акции, создавать карточки товаров и работать с отзывами.

по этой теме

Выгодно ли подключать Premium-подписку 

Подробнее

Аналитика маркетплейса входит в подписку Premium — поэтому, кроме расширенных данных, можно получить ещё и другие бонусы: бейдж «Premium-продавец», приоритетную поддержку в чатах и другие. Premium-подписка стоит 4990 рублей в месяц.

То, что «Аналитика» на Ozon не делает автоматически, можно рассчитать самостоятельно: например, выявить нерентабельные товары легко с помощью формулы в Excel-таблице с отчётом, а прибыльные ниши с низкой конкуренцией собраны в разделе «Что продавать на Ozon».  

Посмотреть аналитику

Поделиться:

Содержание статьи

Екатерина Киселёва

Екатерина Киселёва

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также