Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Откуда берутся тренды и зачем продавцу за ними следить

Лина Дембикова

Во что люди одеваются сегодня, какие вещи будут пользоваться спросом в ближайшее время, а какие перестанут быть популярными, — всё это диктуют тренды. Стилист, телеведущая и основатель академии AVA Лина Дембикова на конференции Ozon Fashion Fest рассказала, откуда берутся тренды и как их «приземлить» на своих клиентов, какие запросы покупателей продавцам стоит взять на заметку прямо сейчас и что будет, если игнорировать актуальные тенденции, развивая собственный fashion-бренд.

Зачем продавцу следить за трендами

Тренды — это не просто модные веяния, из-за которых мы постоянно бежим в магазин за новыми вещами. Понимая тренды, можно анализировать потребительский спрос и делать прогноз на год, два, три, а иногда и пять лет вперёд. А значит — выстраивать бизнес в соответствии с тем, что действительно нужно покупателю. 

Как зарождается и распространяется модный тренд

Trend forecasting agencies — это агентства, которые занимаются аналитикой и предсказанием трендов. Они знают, что было актуально раньше и что актуально сейчас, что происходит в мире и как это может в дальнейшем отразиться на потребительском спросе. Именно от агентств модные тренды уходят к крупным брендам и от них постепенно — в народ. Обычно цепочка выглядит следующим образом:

Этап 1. Агентства продают аналитические отчёты модным домам и крупным брендам либо готовят для них индивидуальные исследования.

Этап 2. Модные дома создают на основе тренд-бука свои коллекции.

Этап 3. Небольшие бренды подхватывают тренды и предлагают актуальные вещи инфлюенсерам.

Этап 4. Покупатели подхватывают тренд, он постепенно становится массовым.

Может быть интересно

Как вывести свой бренд на маркетплейс

Прочитать

Теперь разберёмся, какие циклы переживает каждый тренд и как по мере его формирования меняется портрет покупателя.

  • Инноваторы: обеспеченная аудитория, которая стремится выделиться. Это — ультрамодные люди, они хотят нового опыта и готовы хорошо платить за эксперименты в одежде. Инноваторы всегда стоят у истоков тренда.
  • Ранние последователи: не любят слишком рисковать, но готовы рано подхватывать интересные fashion-идеи. Когда тренд доходит до этой аудитории, он ещё неизвестен большинству, а тех, кто ему следует, часто считают «чудиками».
  • Раннее большинство: люди с хорошим достатком, которые хотят соответствовать прогрессивным модникам, — так что охотно подхватывают тренд.
  • Позднее большинство: начинают следовать тренду только тогда, когда он уходит в масс-маркет и становится доступным, а вещи больше не кажутся странными. Сам же тренд к этому моменту начинает спадать: новаторам теперь неинтересно носить то, что носят все, они снова в поисках чего-то нового.
  • Консерваторы: не любят экспериментов и подхватывают тренд в самую последнюю очередь, когда тот уже на спаде.

Как узнать, что клиенты захотят покупать через год

Есть два способа разобраться в том, чего хотят или скоро захотят ваши покупатели:

  • прокачать свои знания в истории моды, разобраться в социокультурных процессах, постепенно становясь аналитиком моды, — это займёт время, но зато вы сможете самостоятельно ориентироваться в трендах; 
  • воспользоваться знаниями людей, которые сделали работу по аналитике за вас, то есть обратиться к профессиональным аналитикам: это самый быстрый вариант. Ниже в примере — несколько агентств, изучающих тренды.
Аналитические агентстваНазваниеОсобенностиСколько в среднем стоит отчётКому подойдёт
КрупныеWCSN,
Carlin,
Trend Union, 
The Future Laboratory
Накопили огромный массив данных, на основе которых способны делать точные прогнозы в разных потребительских сферах. Клиент получает тренд-бук, в котором написано обо всём, что будет хотеть потребитель и что будет влиять на его желание покупать. от 10 000 евроКрупные розничные игроки
НебольшиеC2,
Scandinavian trend institute,
Trendstop, Promostyl, NellyRody
Вышли на рынок позже и пока не обладают таким количеством данных, как их старшие коллеги. Тем не менее способны сделать качественный прогноз и выявить значимые тренды на рынке от 300 до 1500 евроНачинающие или небольшие бренды

Ключевые тренды: что продавцу взять на заметку прямо сейчас

Желание покупать формируется не просто так, а под влиянием всего, что нас окружает. События в экономике, политике, технологиях, искусстве диктуют, что нам нравится или не нравится, что хотите вы или ваши клиенты. Из ключевых социокультурных факторов формируются макротренды — это длинные глобальные явления, которые влияют на разные сферы нашей жизни. Рассмотрим несколько ключевых и объясним, как они связаны с модой. 

Женщина в центре событий

Роль женщины меняется, женщина выходит на первый план. В моде этот тренд воплотился в нескольких основных образах:

  • Сильная женщина, которая готова постоять за всех и взять ситуацию в свои руки. В одежде появляется акцент на плечи.
  • Женщина-мать, которая несёт миру тепло и уют. Ей снова хочется показать свои формы и быть женственной: в одежде появляется акцент на талию и изящные линии. Объёмные силуэты не уходят, но теперь, помимо оверсайза, в образах всё чаще станут появляться женственные формы.
  • Женщина, которая вернулась в офис: она устала сидеть дома и теперь снова хочет проявить себя и бороться за лидерство. В моде набирает популярность office core. 

Новая реальность

Всё, к чему мы привыкли, уже не работает. Мы больше не можем покупать столько, как раньше, — ведь экономика переживает сложные времена. Мы больше не можем потреблять так, как раньше, — ведь понимаем, что ресурсы не безграничны. Мы больше не можем думать так, как раньше, и потреблять ту же информацию — наше эмоциональное состояние изменилось. Всё это выразилось в трендах:

  • Поиск смысла. В новой парадигме тело не так важно, здесь больше нет никакой тайны. На первом плане — смыслы и душа, и именно смыслы теперь помогают продавать. В тренде — прозрачность. 
  • Сочетание несочетаемого. Раз правил нет, то и в моде теперь можно всё: надеть два лонгслива сразу — больше не проблема, дополнить юбку леггинсами — почему нет. 
  • Роскошь становится другой: люди больше не хотят демонстрировать богатство. Теперь ценятся не блестящие аксессуары и кричащие логотипы, а тишина и минимализм. Роскошь становится неброской, скромной и «потёртой».

Дефицит ресурсов

Истощение ресурсов подталкивает к переводу экономики на экорельсы — хотя ещё 10 лет назад об этом никто особо не задумывался. Сейчас модно одеваться в винтаж, перепродавать, перепокупать, переделывать, а апсайклинг больше не кажется смешным термином. 

Один из ключевых fashion-трендов — желание покупателей получить практичные и долговечные вещи и тяга к натуральным материалам.

Может быть интересно

Как получить сертификат качества на одежду

Прочитать

Сохранение ценностей

Люди переезжают с места на место, они перестали чему-то принадлежать — и потому так стремятся вернуться к культуре, традициям, корням. И одновременно с этим боятся искусственного интеллекта и того, что мир станет слишком технологичным. Важно, чтобы оставалась связь с землёй.

Модным ответом на это явление стал тренд на slavic core, отсылки к образу Анны Карениной, манишки, кружева. Люди всё чаще ищут реалистичные фактуры — немного потёртые, «живые», с историей или намёком на неё. Идеальная гладкая синтетика больше не в тренде.

Замедление и поиск баланса

Теперь ценятся медленный стиль жизни, медленная мода, медленная еда, наслаждение каждым моментом. Одежда становится простой и лаконичной. На первый план выходит стилизация: клиентам нужна интересная подача этих вещей. 

Размываются границы между фантазией и реальностью

Реальное смешалось с фантазийным, искусственный интеллект проник в моду, а вещи теперь можно печатать на 3D-принтерах. Появляются технологичные коллаборации, коллекции и лукбуки, выполненные при помощи AI-технологий, — с развитием нейросетей таких проектов станет ещё больше.

Выводы

Вот несколько рекомендаций, которые можно взять на заметку:

  • Держите фокус на качество и долгосрочность: людям нужны минимализм и хорошие простые вещи.
  • Делайте акцент на стайлинг: клиенты хотят, чтобы вы показали, как эти простые вещи нескучно носить. Привлекайте хороших стилистов, чтобы правильно и интересно упаковать продукт.
  • Серьёзно отнеситесь к контенту: чтобы продать, предложите покупателю красивую качественную картинку.
  • Клиенты в приоритете: если раньше в центре внимания были звёзды и инфлюенсеры, то теперь — клиент. Заботьтесь о нём, развлекайте его, постарайтесь понять, чего он хочет, и дать ему это.
  • Вкладывайте смыслы в продукт: люди хотят к чему-то принадлежать — создайте комьюнити вокруг своего бренда, дайте клиенту почувствовать себя частью чего-то важного. 

Статья основана на выступлении Лины Дембиковой на конференции Ozon Fashion Fest. Запись выступления доступна на сайте конференции.

 

Смотреть

Поделиться:

Содержание статьи

Юлия Клявина

Юлия Клявина

главред журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также