Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Откуда берутся тренды и зачем продавцу за ними следить

Лина Дембикова

Во что люди одеваются сегодня, какие вещи будут пользоваться спросом в ближайшее время, а какие перестанут быть популярными, — всё это диктуют тренды. Стилист, телеведущая и основатель академии AVA Лина Дембикова на конференции Ozon Fashion Fest рассказала, откуда берутся тренды и как их «приземлить» на своих клиентов, какие запросы покупателей продавцам стоит взять на заметку прямо сейчас и что будет, если игнорировать актуальные тенденции, развивая собственный fashion-бренд.

Зачем продавцу следить за трендами

Тренды — это не просто модные веяния, из-за которых мы постоянно бежим в магазин за новыми вещами. Понимая тренды, можно анализировать потребительский спрос и делать прогноз на год, два, три, а иногда и пять лет вперёд. А значит — выстраивать бизнес в соответствии с тем, что действительно нужно покупателю. 

Как зарождается и распространяется модный тренд

Trend forecasting agencies — это агентства, которые занимаются аналитикой и предсказанием трендов. Они знают, что было актуально раньше и что актуально сейчас, что происходит в мире и как это может в дальнейшем отразиться на потребительском спросе. Именно агентства первыми складывают окружающие явления и желания покупателей в тренды и передают эту информацию крупным брендам, а от них постепенно тренды уходят в народ. Обычно цепочка выглядит следующим образом:

Этап 1. Агентства продают готовые аналитические отчёты модным домам и крупным брендам либо проводят для них индивидуальные исследования.

Этап 2. Модные дома создают на основе тренд-бука свои коллекции.

Этап 3. Небольшие бренды подхватывают тренды и предлагают актуальные вещи инфлюенсерам.

Этап 4. Покупатели от инфлюенсеров подхватывают тренд, он постепенно становится массовым.

Может быть интересно

Как вывести свой бренд на маркетплейс

Прочитать

Теперь разберёмся, какие циклы переживает каждый тренд и как по мере его формирования меняется портрет покупателя.

  • Инноваторы: обеспеченная аудитория, которая стремится выделиться. Это — ультрамодные люди, они хотят нового опыта и готовы хорошо платить за эксперименты в одежде. Инноваторы всегда стоят у истоков тренда.
  • Ранние последователи: не любят слишком рисковать, но готовы рано подхватывать интересные fashion-идеи. Когда тренд доходит до этой аудитории, он ещё неизвестен большинству, а тех, кто ему следует, часто считают «чудиками».
  • Раннее большинство: люди с хорошим достатком, которые хотят соответствовать прогрессивным модникам, — так что охотно подхватывают тренд.
  • Позднее большинство: начинают следовать тренду только тогда, когда он уходит в масс-маркет и становится доступным, а вещи больше не кажутся странными. Сам же тренд к этому моменту начинает спадать: новаторам теперь неинтересно носить то, что носят все, они снова в поисках чего-то нового.
  • Консерваторы: не любят экспериментов и подхватывают тренд в самую последнюю очередь, когда тот уже на спаде.

Как узнать, что клиенты захотят покупать через год

Есть два способа разобраться в том, чего хотят или скоро захотят ваши покупатели:

  • прокачать свои знания в истории моды, разобраться в социокультурных процессах, постепенно становясь аналитиком моды, — это займёт время, но зато вы сможете самостоятельно ориентироваться в трендах; 
  • воспользоваться знаниями людей, которые сделали работу по аналитике за вас, то есть обратиться к профессиональным аналитикам: это самый быстрый вариант. Ниже в примере — несколько агентств, изучающих тренды.
Аналитические агентстваНазваниеОсобенностиСколько в среднем стоит отчётКому подойдёт
КрупныеWCSN,
Carlin,
Trend Union, 
The Future Laboratory
Накопили огромный массив данных, на основе которых способны делать точные прогнозы в разных потребительских сферах. Клиент получает тренд-бук, в котором написано обо всём, что будет хотеть потребитель и что будет влиять на его желание покупать. от 10 000 евроКрупные розничные игроки
НебольшиеC2,
Scandinavian trend institute,
Trendstop, Promostyl, NellyRody
Вышли на рынок позже и пока не обладают таким количеством данных, как их старшие коллеги. Тем не менее способны сделать качественный прогноз и выявить значимые тренды на рынке от 300 до 1500 евроНачинающие или небольшие бренды

Ключевые тренды: что продавцу взять на заметку прямо сейчас

Желание покупать формируется не просто так, а под влиянием всего, что нас окружает. События в экономике, политике, технологиях, искусстве диктуют, что нам нравится или не нравится, что хотите вы или ваши клиенты. Из ключевых социокультурных факторов формируются макротренды — это длинные глобальные явления, которые влияют на разные сферы нашей жизни. Рассмотрим несколько ключевых и объясним, как они связаны с модой. 

Женщина в центре событий

Роль женщины меняется, женщина выходит на первый план. В моде этот тренд воплотился в нескольких основных образах:

  • Сильная женщина, которая готова постоять за всех и взять ситуацию в свои руки. В одежде появляется акцент на плечи.
  • Женщина-мать, которая несёт миру тепло и уют. Ей снова хочется показать свои формы и быть женственной: в одежде появляется акцент на талию и изящные линии. Объёмные силуэты не уходят, но теперь, помимо оверсайза, в образах всё чаще станут появляться женственные формы.
  • Женщина, которая вернулась в офис: она устала сидеть дома и теперь снова хочет проявить себя и бороться за лидерство. В моде набирает популярность office core. 

Новая реальность

Всё, к чему мы привыкли, уже не работает. Мы больше не можем покупать столько, как раньше, — ведь экономика переживает сложные времена. Мы больше не можем потреблять так, как раньше, — ведь понимаем, что ресурсы не безграничны. Мы больше не можем думать так, как раньше, и потреблять ту же информацию — наше эмоциональное состояние изменилось. Всё это выразилось в трендах:

  • Поиск смысла. В новой парадигме тело не так важно, здесь больше нет никакой тайны. На первом плане — смыслы и душа, и именно смыслы теперь помогают продавать. В тренде — прозрачность. 
  • Сочетание несочетаемого. Раз правил нет, то и в моде теперь можно всё: надеть два лонгслива сразу — больше не проблема, дополнить юбку леггинсами — почему нет. 
  • Роскошь становится другой: люди больше не хотят демонстрировать богатство. Теперь ценятся не блестящие аксессуары и кричащие логотипы, а тишина и минимализм. Роскошь становится неброской, скромной и «потёртой».

Дефицит ресурсов

Истощение ресурсов подталкивает к переводу экономики на экорельсы — хотя ещё 10 лет назад об этом никто особо не задумывался. Сейчас модно одеваться в винтаж, перепродавать, перепокупать, переделывать, а апсайклинг больше не кажется смешным термином. 

Один из ключевых fashion-трендов — желание покупателей получить практичные и долговечные вещи и тяга к натуральным материалам.

Может быть интересно

Как получить сертификат качества на одежду

Прочитать

Сохранение ценностей

Люди переезжают с места на место, они перестали чему-то принадлежать — и потому стремятся обратиться к культуре, традициям, корням. И одновременно с этим боятся искусственного интеллекта и того, что мир станет слишком технологичным. Важно, чтобы оставалась связь с землёй.

Модным ответом на это явление стал тренд на slavic core, отсылки к образу Анны Карениной, манишки, кружева. Люди всё чаще ищут реалистичные фактуры — немного потёртые, «живые», с историей или намёком на неё. Идеальная гладкая синтетика больше не в тренде.

Замедление и поиск баланса

Теперь ценятся медленный стиль жизни, медленная мода, медленная еда, наслаждение каждым моментом. Одежда становится простой и лаконичной. На первый план выходит стилизация: клиентам нужна интересная подача этих вещей. 

Размываются границы между фантазией и реальностью

Реальное смешалось с фантазийным, искусственный интеллект проник в моду, а вещи теперь можно печатать на 3D-принтерах. Появляются технологичные коллаборации, коллекции и лукбуки, выполненные при помощи AI-технологий, — с развитием нейросетей таких проектов станет ещё больше.

Выводы

Вот несколько рекомендаций, которые можно взять на заметку:

  • Держите фокус на качество и долгосрочность: людям нужны минимализм и хорошие простые вещи.
  • Делайте акцент на стайлинг: клиенты хотят, чтобы вы показали, как эти простые вещи нескучно носить. Привлекайте хороших стилистов, чтобы правильно и интересно упаковать продукт.
  • Серьёзно отнеситесь к контенту: чтобы продать, предложите покупателю красивую качественную картинку.
  • Клиенты в приоритете: если раньше в центре внимания были звёзды и инфлюенсеры, то теперь — клиент. Заботьтесь о нём, развлекайте его, постарайтесь понять, чего он хочет, и дать ему это.
  • Вкладывайте смыслы в продукт: люди хотят к чему-то принадлежать — создайте комьюнити вокруг своего бренда, дайте клиенту почувствовать себя частью чего-то важного. 

Статья основана на выступлении Лины Дембиковой на конференции Ozon Fashion Fest. Запись этого и других выступлений экспертов доступна на сайте конференции.

 

Смотреть

Поделиться:

Содержание статьи

Юлия Клявина

Юлия Клявина

главред журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также