Как разобраться с хаосом в рабочих чатах
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Мессенджеры стирают границы между работой и отдыхом, личным и чужим пространством. Рассказываем, как сберечь своё время и защитить себя в цифровом общении от нежелательного внимания.
В реальной жизни установить границы проще, чем в онлайне: можно просто запереться в комнате наедине с собой. В мессенджерах же возникает иллюзия постоянной доступности: если человек в сети — значит, он должен ответить сразу. Но это не всегда удобно или возможно.
Поэтому в мессенджерах нужно выстраивать личные границы — ваши правила общения. Например:
Границы в онлайне нужны всем, даже самым общительным и дружелюбным. Без цифрового этикета любой сможет вмешаться в ваши планы на вечер или выходной. Такая постоянная доступность выматывает, повышает тревожность и отвлекает от важного — работы, быта или отдыха.
По данным исследования Школы управления СКОЛКОВО, каждый второй сотрудник тратит около двух часов в день на лишние переписки и звонки. Ещё 25% признают, что на это уходит до пяти часов в день.
Во многих странах даже закрепляют право не быть на связи. Например, в Австралии с 2024 года сотрудники могут не отвечать на сообщения вне рабочего времени. Если работодатель настаивает, его оштрафуют.
Иногда мы не сразу замечаем, что уже выгорели от общения. Кажется, что «так у всех», «неудобно отказать» или «это просто работа». Но есть признаки, которые помогают понять, что пора что-то менять:
Если в чём-то узнали себя — это повод пересмотреть настройки мессенджеров и обсудить правила общения с окружением.
Если замечаете, что общение в мессенджерах начало вас утомлять, начните выстраивать личные границы. Для этого нужно обозначить, что для вас комфортно, и постепенно приучать других к этим правилам.
Вот как действовать, если чувствуете, что ваши границы нарушают:
Такое поведение психологи называют ассертивным — когда вы защищаете себя без агрессии. Это позволяет сохранить уважение к другим, но при этом отстоять свои границы.
Ассертивность помогает не только в рабочих чатах. Если вам пишет малознакомый человек или если ваш собеседник грубит, манипулирует, навязывает разговоры — вы имеете полное право не отвечать, заблокировать его или прямо сказать, что не хотите продолжать общение. Это тоже защита границ — и она уместна.
Собрали в таблице примеры фраз, которые помогут вежливо отстоять личное пространство.
Ситуация | Как вежливо ответить |
---|---|
Голосовое без предупреждения | «Сейчас не могу прослушать голосовое. Напишите, пожалуйста, текстом — не хочется потерять детали» |
Сообщение в выходные | «Вижу сообщение. Вернусь к вопросу в понедельник после 10:00» |
Собеседник переслал личное без согласия | «Эти сообщения были в личной переписке. Пожалуйста, удалите их из группы и спрашивайте разрешение на пересылку» |
Много упоминаний всех участников чата через тег @all | «Предлагаю тег @all использовать только для действительно срочных задач — так всем будет проще сосредоточиться на работе» |
Знакомый задаёт неловкие или неуместные вопросы | «Я не готов(а) обсуждать эту тему» |
Незнакомец пишет странные сообщения | «Пожалуйста, не пишите мне — мы не знакомы» (либо заблокировать или пожаловаться на спам) |
Легче один раз включить нужные функции в приложении, чем постоянно объяснять собеседникам, что для вас неприемлемо.
Что можно сделать в большинстве мессенджеров:
Самые важные правила общения можно написать в описании профиля. Например: «Отвечаю с 11:00 до 18:00», «В отпуске до 1 августа, на рабочие вопросы не отвечаю».
Если коллеги общаются преимущественно в мессенджере — важно не только обозначить личные границы, но и договориться о единых правилах. Это избавит команду от лишнего инфошума, недопонимания и раздражённости.
Чтобы переписка не мешала работе, договоритесь о базовых правилах, например таких:
Такие договорённости не ограничивают общение — они делают его бережным.
Школа управления СКОЛКОВО посчитала, что российский бизнес ежегодно теряет из-за плохих коммуникаций около 8,7 трлн ₽. И чем крупнее проект, тем больше упущенной прибыли. Микробизнес с годовым доходом 50 млн ₽ и штатом из десяти сотрудников недополучает 292 ₽ в час — это 580 000 ₽ в год. Крупные компании, которые зарабатывают более триллиона, теряют 2923 ₽ в час — это 116 млрд ₽ в год.
Собрали 10 простых правил, которых придерживаются вежливые собеседники. Они работают в обе стороны и будут полезны как вашим собеседникам, так и вам.
Каждый может сам определить, когда и как с ним лучше связываться, и постепенно приучить к этому окружение. Главное — сформулировать свои границы и спокойно, но последовательно их отстаивать.
Подпишитесь на наши сообщества в сети «ВКонтакте» и в Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.
Содержание статьи
Что такое личные границы в мессенджерах и зачем они нужны
Нарушают ли ваши границы: проверьте себя
Что делать, если границы нарушают
Какие технические настройки помогут защитить личные границы
Как взаимодействовать с командой: правила общения в рабочих чатах
Чек-лист для вежливого общения в мессенджерах
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Как быстрее принимать оплату от контрагентов
Всё про СБП для бизнеса
10 товаров, которые можно связать дома
И выгодно продать на маркетплейсе
Как оформить сверхурочные для сотрудников?
Как реагировать
на пассивную агрессию
5 мифов, которые мешают вам выйти на Ozon
Факты против домыслов
Как предпринимателю рассчитать себе зарплату
И почему не стоит тратить
всё заработанное сразу
Что покупают к 1 сентября
Гайд по популярным товарам для школьников