6 головоломок, чтобы прокачать предпринимательское мышление
7 неприхотливых растений для офиса
Украсят пространство и снизят уровень шума
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Эксперты, топ-менеджеры и блогеры уверяют, что без тайм-менеджмента сложно оставаться продуктивным и распоряжаться своим рабочим временем с максимальной пользой. Вот только для предпринимателей классический тайм-менеджмент часто становится источником стресса, а не продуктивности. В этом материале расскажем, почему так происходит и как ещё можно спланировать своё расписание.
Классический тайм-менеджмент — это системный подход к организации рабочего времени. Он основан на чётком расписании и стратегическом планировании. Систему разработали ещё в середине ХХ века, и часто она рассматривается как «управление организацией из одного человека». Правда, при этом игнорируются человеческие факторы — уровень энергии, эмоциональное состояние — и особенности бизнеса — его изменчивость и непредсказуемость.
Основные принципы тайм-менеджмента:
Инструменты классического тайм-менеджмента:
Преимущества тайм-менеджмента | Недостатки тайм-менеджмента |
---|---|
Подходит для большинства задач и понятен новичкам | Не подходит для быстро меняющихся условий |
Эффективен для предсказуемой работы | Если план нарушен, могут возникать сбои |
Много разных инструментов планирования | Не подходит, когда нужно выполнять несколько дел одновременно |
Помогает расставлять приоритеты и работать с глобальными целями | Требует жёсткого контроля и самодисциплины |
Дисциплинирует, если задачи несложные и понятные |
Классический тайм-менеджмент родился в период расцвета индустриализации. С его помощью руководители производственных предприятий успевали больше, но под проблемы современных предпринимателей он «не заточен». Рассмотрим подробнее, почему.
Почему так происходит: в бизнесе много переменных — от изменений на рынке до неожиданных проблем с поставками. Их сложно предсказать.
К чему это приводит: классическое планирование не даёт достаточной гибкости, чтобы быстро реагировать на изменения. Строгий график лишь нагнетает обстановку. Когда план рушится, возникает ощущение неудачи, растерянность и безнадёжность. В дальнейшем это приводит к выгоранию.
Ольга, владелица магазина на маркетплейсе, решила внедрить жёсткий недельный график: выделить ежедневные временные слоты для проверки заказов, расчёта цен, запуска продвижения и самообучения. Но в день выхода новой коллекции спрос на товар резко возрос, количество заказов утроилось по сравнению с привычным. Ориентируясь на график, Ольга не успевала контролировать кампании по продвижению и забросила обучающий курс по работе с карточками.
Почему так происходит: предприниматели часто не могут позволить себе игнорировать мелкие, но важные задачи, например отвечать на отзывы или решать технические проблемы.
К чему это приводит: если фокусироваться только на больших стратегических задачах и игнорировать мелкие, можно столкнуться с недовольством клиентов и накопить внушительный список нерешённых вопросов. Со временем все эти дела могут накапливаться и перерастать в серьёзные проблемы — например, в падение рейтинга, отток покупателей или сбои в операционных процессах. Это негативно скажется на репутации и общем результате работы.
Максим, владелец небольшого бизнеса по ремонту и обслуживанию бытовой техники, решил, что в первую очередь будет работать над крупными задачами — поиском новых поставщиков, а также разработкой стратегии для расширения бизнеса. Он начал игнорировал другие задачи, например перестал быстро отвечать в мессенджере на сообщения клиентов с запросами на ремонт. В итоге заказы начали срываться, потенциальные заказчики уходили к конкурентам, выручка сократилась. Теперь предпринимателю придётся работать ещё и над поиском новых клиентов.
Почему так происходит: у начинающих предпринимателей может не быть достаточных ресурсов или команды, чтобы снять с себя часть задач.
К чему это приводит: классический тайм-менеджмент предполагает, что у вас есть люди, которым можно поручить рутинные или мелкие задачи. Однако на практике так бывает далеко не всегда. Предприниматель пытается делать всё сам, страдает от перегрузок и упускает возможности из-за отсутствия «стратегических пауз».
Сергей, владелец ПВЗ, всегда всё делал сам — от приёма посылок до решения вопросов с клиентами. Спустя два месяца работы без выходных он так устал, что начал путать заказы и срывать плохое настроение на клиентах и совсем забыл про идею расширить бизнес.
Почему так происходит: некоторым видам бизнеса свойственна сезонность и цикличность, например в сфере услуг, связанных с праздниками. В этом случае может быть сложно предсказать загрузку.
К чему это приводит: если придерживаться исключительно привычного графика, можно упустить клиентов и недополучить прибыль.
Екатерина хотела придерживаться расписания и работать с равномерными нагрузками, но у неё не получилось. С октября по декабрь в её онлайн-магазине массово заказывали ёлочные украшения, и предпринимательнице пришлось обрабатывать заказы сверхурочно, чтобы не потерять деньги.
Почему так происходит: необходимость принимать быстрые решения приводит к перегрузкам. Иногда предприниматель интуитивно чувствует, что нужно остановиться и оценить ситуацию, прежде чем действовать. Со стороны это может выглядеть как лень или прокрастинация — а классический тайм-менеджмент такое отрицает.
К чему это приводит: если не закладывать время на «стратегические паузы», рутина победит, а предпринимательский азарт погаснет.
Артём, владелец небольшого кафе, откладывал решение расширить меню и разбирался с мелкими задачами. Спустя несколько месяцев у него уже не было сил придумывать новые позиции, а часть клиентов ушла к более предприимчивым конкурентам.
За последние 30 лет появились новые подходы к управлению своим временем. Они опираются на базу классического тайм-менеджмента, но адаптированы под достижения прогресса, цифровизацию и предпринимательский контекст. Рассмотрим некоторые из них.
Гибкое планирование предполагает распределение времени так: 60% — на запланированные задачи, 40% — на непредвиденные события. Это позволяет избежать перегрузок, сохранить продуктивность в условиях неопределённости и не впадать в панику при появлении новых задач.
Как это происходит на практике:
Когда метод эффективен | Когда метод не сработает |
---|---|
Поток задач очень большой, и не всегда заранее понятно, чему уделить внимание в первую очередь | Задачи должны выполняться по порядку или по этапам, без отклонений |
Нужно быстро реагировать на изменения рынка или действия конкурентов | У вас есть клиенты или партнёры, с которыми вы обозначили чёткие сроки. Нарушение условий приведёт к штрафам и другим санкциям |
В бизнесе случаются внесезонные, непредсказуемые пики активности, когда объём задач резко возрастает | |
Предприниматель работает в условиях кризиса, экономической или политической турбулентности |
Марина управляет онлайн-магазином одежды на маркетплейсе. Весной она запустила новую коллекцию и решила попробовать гибкое планирование 60/40. 60% своего времени она отвела под ключевые задачи: создать контент для карточек, пополнить остатки, анализ конкурентов, запуск акций. Остальные 40% времени оставляла свободными и использовала их, если надо было внести правки, запланировать встречу с поставщиком или решить вопросы с доставкой. Это помогло Марине не перегружать себя и гибко реагировать на внезапные ситуации.
Сместите фокус с планирования времени на управление энергией и эмоциональным состоянием. Зачастую задачи не выполняются из-за недостатка сил, а не потому, что не хватило рабочих часов.
Как это происходит на практике:
Когда метод эффективен | Когда метод не сработает |
---|---|
Задачи требуют высокой концентрации, интенсивной умственной работы, выполняются в стрессовых условиях или в разгар кризисов | Необходимо соблюдать чёткие сроки и придерживаться графика перерывов |
В работе есть элементы творчества, иногда нужно принимать нестандартные решения | Большинство задач надо выполнить в кратчайшие сроки — независимо от уровня энергии |
Предприниматель находится на грани выгорания или физически нездоров | Нужно строго следовать стандартам или установленным процедурам |
Сергей владеет пунктом выдачи заказов и сам выдаёт посылки. Предприниматель заметил, что наиболее продуктивен утром, когда клиентов в ПВЗ мало. Он решил использовать это и направить энергию на стратегические вопросы — оптимизировать систему хранения и начать подыскивать локацию для второго ПВЗ.
Методология называется Just-in-Time («точно в срок»). Предполагается, что выполнять задачи нужно по мере их возникновения. Подход помогает избежать перегрузок и делает бизнес более гибким в условиях нестабильности.
Как это происходит на практике:
Когда метод эффективен | Когда метод не сработает |
---|---|
Бизнес сталкивается с регулярными изменениями в законах, растущей конкуренцией или сезонными колебаниями | Речь о масштабном и долгосрочном проекте, где требуется стратегическое планирование |
Задачи требуют оперативного решения | Задачи требуют тщательной подготовки и проработки |
Ресурсы — время, силы, деньги — ограниченны | В проекте несколько лиц, принимающих решения, и задачи нужно со всеми согласовывать |
В проекте один лидер — он же отвечает/оценивает результат |
Артём, владелец кафе, использовал метод Just-in-Time, чтобы быстро ввести новые позиции в меню. Вместо того чтобы долго анализировать разные гипотезы, он стал вводить новые блюда по запросу постоянных клиентов. Так предприниматель смог быстро реагировать на изменения предпочтений и привлечь новых посетителей.
Time-blending («смешение времени») — это концепция, которая предлагает совмещать задачи разных типов и не привязываться к чётким срокам в рамках одного дня. Считается, что такой метод позволяет экономить время и энергию.
Как это происходит на практике:
Когда метод эффективен | Когда метод не сработает |
---|---|
Задачи не требуют полной концентрации, их можно совмещать | Задачи требуют высокой концентрации и полной отдачи, любые отвлекающие факторы плохо сказываются на качестве |
Вы сами выстраиваете график так, как считаете нужным | Задачи тесно связаны с работой другого человека, их сложно переносить или отменять |
Не испытываете стресса в условиях многозадачности | Необходимость следить сразу за несколькими рабочими потоками вызывает стресс |
Максим, владелец бизнеса по ремонту бытовой техники, попробовал подход time-blending — начал выполнять разные типы задач вместе. Вместо строгого графика, в котором он прежде выделял время на ремонт и общение с потенциальными клиентами, Максим стал отвечать на сообщения во время небольших перерывов. Потенциальные клиенты быстро получали ответ и не уходили к конкурентам.
В условиях многозадачности, стресса и неопределённости предпринимателю важно регулярно отключаться от информационного шума.
Как это происходит на практике:
Когда метод эффективен | Когда метод не сработает |
---|---|
Приходится работать в условиях информационного шума или большого потока информации | Многозадачность неизбежна в силу характера самой работы |
У вас много творческих задач, и нужно отключиться от суеты и подумать | Задачи требуют постоянного общения с партнёрами или клиентами в реальном времени |
Работа происходит в условиях высокой неопределённости, бизнес переживает кризис |
Владелица онлайн-магазина Екатерина испытывала стресс из-за того, что ей приходилось одновременно обрабатывать заказы, решать маркетинговые задачи и проверять, от кого приходят многочисленные сообщения в мессенджере и соцсетях — от друзей или клиентов. Она решила разделить соцсети на рабочие и личные и завела новый номер для общения с клиентами. Так Екатерина смогла направить внимание полностью на задачи бизнеса.
Универсального метода планирования не существует — у каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Одни инструменты хорошо работают в стабильной среде, другие — в условиях хаоса и неопределённости. Выбирайте ту технику, которая подходит вашему ритму жизни и отвечает задачам бизнеса. Комбинируйте подходы и адаптируйте их под себя.
Подпишитесь на наши сообщества ВКонтакте и Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.
Содержание статьи
Что такое классический тайм-менеджмент
Почему предпринимателям сложно внедрять традиционный тайм-менеджмент
Чем заменить классический тайм-менеджмент
Что в итоге
автор «Бестселлера»
Поделиться:
7 неприхотливых растений для офиса
Украсят пространство и снизят уровень шума
Как объединить Ozon и «ВКонтакте»,
чтобы продавать больше
Разбираем кейс
Уроки для современного бизнеса от предприятий времён Великой Отечественной войны
Пять заводов и фабрик, которые преодолели кризис
7 ошибок мышления,
которые мешают
зарабатывать больше
Восемь товаров из прошлого, которые до сих пор в тренде
Стартовый набор агента ПВЗ для заботы о себе
Добавит комфорт и повысит продуктивность
Как нанять сотрудника и получить за это 87 000 ₽ и больше
Условия, ограничения,
пошаговый алгоритм
6 головоломок для предпринимателей
Чтобы находить скрытые закономерности
и мыслить нестандартно