Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду

Римма Кашапова

Путь предпринимателя порой бывает непрост и полон неожиданных поворотов. Римма Кашапова сначала потеряла работу, потом вместе с мужем открыла маркетплейс мусульманской одежды, а со временем создала собственный бренд Veil и вышла с ним на Ozon. Мы попросили Римму поделиться опытом развития бренда и рассказать об особенностях рынка одежды для соблюдающих мусульманок.

Что было до собственного бренда Veil

Я родилась в Набережных Челнах, в Казань переехала 23 года назад. В институте познакомилась с мужем, — у нас обоих высшее образование по специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

После вуза какое-то время и он, и я занимались бухгалтерией. Затем супруг переключился на продажу строительной техники, а я продолжала работать в бухгалтерской фирме. Потом ушла в первый декрет, через какое-то время вернулась на своё прежнее место работы и поняла, что больше не хочу трудиться в этой области. Она стала мне скучна, не давала возможности выплеснуть творческую энергию. А ещё некоторые корпоративы плохо сочетались с образом жизни соблюдающей мусульманки — и мне приходилось их пропускать. Так что я не очень расстроилась, когда в 2013 году осталась без работы из-за сокращений в компании.

Я всегда увлекалась модой и пошивом одежды. В старших классах даже выучилась на портного лёгкого платья и шила для себя. А уже взрослой начала вести блог о стильной одежде для городских мусульманок. Собирала из фотографий и публиковала комплекты, которые можно надеть на прогулку или на работу, при этом не нарушая традиции.

Блог набирал популярность, и мой муж предложил вложить деньги в создание сервиса, который будет отбирать подходящую для мусульманок одежду в обычных магазинах. Ведь соблюдающим женщинам приходится тратить массу времени и сил на поиски вещей, которые не просвечивают, не облегают, не демонстрируют декольте. Через этот же сервис одежду можно было бы заказать.

Римма и Рустам Кашаповы, основатели бренда Veil

В том же 2013 году мы представили эту идею на конкурсе бизнес-инкубатора «ИТ-Парк» в Казани и вышли с ней в финал. Но обнаружили, что нам не хватает технологий, которые могли бы автоматически подбирать одежду по заданным параметрам на сайтах магазинов. Искусственного интеллекта ещё не было, всё пришлось бы делать вручную, а это слишком сложно.

Поэтому вместо такого сервиса мы создали маркетплейс мусульманской одежды и товаров Maidenly. Производители привозили нам продукцию, мы её продавали. Это было выгодно всем: поставщики не тратились на создание собственных интернет-магазинов, мы получали комиссию от сделок. Maidenly стал мусульманским маркетплейсом № 1 в России и сотрудничал примерно с 40 брендами из Казани, Москвы, Дагестана и Башкортостана. 

Главное для нас — комфорт и функциональность

Мечта заняться fashion-дизайном меня не покидала. Иногда я смотрела на какую-нибудь вещь и думала: «Вот бы немного удлинить, расширить талию — и получится прекрасное традиционное мусульманское платье». И со временем решилась создать собственную коллекцию красивой, эргономичной и удобной одежды для мусульманок. Такой, которая прекрасно впишется в городскую среду и повседневную жизнь.

Мы начали выпускать одежду под брендом Veil. Уже на старте стали работать так: я придумываю вещи, подбираю и закупаю ткани, а специально нанятые швеи занимаются пошивом.

В своих моделях я учитываю массу деталей. Например, у мусульманок обычно много детей, поэтому им особенно пригодятся застёжки для кормления грудью. Рукава лучше делать на резинке или с пуговицами, чтобы женщина могла спокойно взять омовение перед намазом. Платья должны быть широкими, но не слишком, чтобы в них нельзя было запутаться и упасть, садясь в общественный транспорт.

Создатели бренда стараются учитывать в моделях не только традиции и красоту, но и удобство. Важно, чтобы одежда была адаптирована под повседневную жизнь мусульманок и современные реалии.

Ткани нужны качественные и дышащие — мы с удовольствием работаем с турецкими и китайскими поставщиками. То есть на первом плане у меня всегда удобство и комфорт покупательниц, — да и свои, ведь я тоже ношу одежду от Veil.

Начиналось всё с платьев, потом в ассортименте появились головные уборы. Они также адаптированы под современные реалии. Например, мы создали специальный хиджаб для путешествий: женщине не придётся ничего завязывать, чтобы его надеть, при этом у неё будет полностью покрыта голова. Или хиджаб для врачей с прорезями для фонендоскопа. Идея пришла в голову просто: мы с ребёнком были на приёме у педиатра-мусульманки. Одновременно с нами в кабинете находился отец маленького пациента, и доктор не могла снять платок, очень мучилась, засовывая под него фонендоскоп. Есть и головные уборы, с которыми удобно носить наушники, очки: ничего не цепляется, не оттопыривается и не вылезает.

Первые три года мы продавали созданную нами одежду на Maidenly, а потом поняли, что совмещать несколько направлений бизнеса сложно. Поэтому в 2018 году приняли решение продать свой маркетплейс и сделали ставку на развитие бренда Veil.

Как мы вышли на Ozon

После продажи Maidenly мы сразу вышли на популярные маркетплейсы, в том числе Ozon. Это освободило массу времени. У нас больше нет собственных складов и офиса. Все изделия отшиваются в цеху, где одновременно работают 8–10 швей. Оттуда везём продукцию на склады Ozon: размещение, логистика, доставка клиентам уже на его стороне.

Маркетплейсы очень облегчают жизнь, если у вас собственный бренд. Ozon взял на себя массу забот, связанных с хранением и перемещением товаров. 

Я занимаюсь в основном разработкой новинок и подбором тканей — пожалуй, это единственная часть работы, которая требует периодических выездов, но я её очень люблю. А большинство текущих задач можно выполнять дома на компьютере.

Когда мы вышли на Ozon, в первую очередь предложили покупателям головные уборы. Интересно, что в тот момент на маркетплейсе ещё не было категории «Хиджабы», её ввели уже после нашего появления. Позднее мы создали карточки товаров и для другой одежды.

Veil вышел на маркетплейс с головными уборами, но потом ассортимент дополнили платья, легинсы, брюки и другая одежда

Сейчас примерно 30% от общего числа заказов приходит к нам через Ozon. Мы используем все инструменты, чтобы охватить максимум своей целевой аудитории: продвижение в поиске, трафареты, вывод товара в топ.

Наши покупательницы — это не только мусульманки. Среди них есть как представительницы других конфессий, так и девушки, которые любят стиль modest fashion и хотят носить одежду, закрывающую тело.

Поэтому мы уверены, что рынок традиционной мусульманской одежды продолжит расти как в России, так и в СНГ, — пусть не гигантскими темпами, но примерно на 5–8% в год точно. Во-первых, количество мусульман с каждым годом растёт. Во-вторых, девушек, которые хотят одеваться скромно, тоже становится больше.

Занимайтесь тем, что вы любите

Мы с супругом не только предприниматели, но и родители: у нас четверо детей. Дочерям — 15 и пять лет, сыновьям — 10 лет и два года.

Чем старше они становятся, тем проще в смысле быта. Старшие дети уже помогают по дому в перерывах между учёбой. Малыши пока посещают садик, растут и приглядывают за остальными.

Мы с мужем сделали для себя несколько выводов, которыми готовы поделиться с начинающими предпринимателями:

  • Количество переходит в качество. Если есть идея проекта, нужно пытаться его воплотить. Чем больше попыток, тем вероятнее успех. 
  • Когда вы заходите на маркетплейсы, не стоит сильно расширять линейку. Лучше идти в глубину. Так, мы стали продавать не просто головные уборы, а удобные, адаптированные под разные ситуации, профессии и хобби.
  • Занимайтесь тем, что любите, во что верите, что соответствует вашим ценностям. У нас был неудачный опыт — пытались запустить линейку «светских» платьев. Они были совершенно не востребованы, и мы считаем это направление ошибкой. Наверное, так случилось, потому что мы думали исключительно о дополнительной прибыли. А когда мы работаем над традиционной одеждой и сосредоточены на потребностях людей, для которых её шьём, всё идёт как надо.

Поделиться:

Содержание статьи

Ирина Молодцова

Ирина Молодцова

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также