Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Прирождённых коммерсантов видно издалека: такие люди с ранних лет зарабатывают деньги, и порой самым оригинальным способом. Поговорили с продавцами Ozon, предпринимательская жилка которых проявилась уже в детстве и юности, — о том, с чего всё начиналось и как в итоге сложился их путь.
В детстве я очень любила животных и даже думала стать ветеринаром. Поэтому неудивительно, что в 5–6 лет сильно захотела хомяка. Родители были против: у нас уже жили попугай, кот и рыбки — и так целый зоопарк, куда ещё больше!
Возможно, в такой ситуации кто-нибудь бы сдался, но я решила действовать самостоятельно. Собрала все свои девичьи драгоценности: заколки, бусинки, пружинки — и принесла в школу, чтобы продать подругам по подготовительному классу. Нужную сумму удалось собрать всего за несколько дней, после чего я пошла в магазин и купила заветного хомяка. В семье не ругали, но сильно удивились — всё спрашивали, где я взяла деньги.
Родители переживали, что я быстро потеряю интерес к животному. И в итоге оказались правы: ухаживать за хомяком было не так увлекательно, как зарабатывать на него. Сначала грызуном занималась бабушка, потом его вернули в зоомагазин. Надеюсь, что его судьба сложилась счастливо у других хозяев.
Примерно в том же возрасте у меня появилось новое хобби — шить одежду. Это увлечение осталось надолго: когда мне было 15 лет, я создала первую вещь на заказ. Примерно в 18 лет начала понимать, что хочу открыть своё дело, и мы с подругой организовали ателье. Параллельно я училась в университете, где изучала всё, что связано с коммерцией, работала в ресторанах, занималась фотографией.
Cвоё дело буквально помогло выжить. Мне пришлось вернуться в родной город из Петербурга, и сперва я вообще не понимала, чем заниматься дальше. Денег хватало только на базовые нужды: оплатить аренду квартиры, купить еду, одежду. Но у меня тогда был маленький ребёнок на руках, и я понимала, что так долго продолжаться не может — срочно нужно своё жильё.
Поэтому я начала шить маски из сетки со стразами в пандемию, вышла с ними на Ozon в декабре 2021 года, в то же время стала продавать на маркетплейсе товары для рукоделия. Маски быстро закончились, и я снова вернулась к пошиву одежды: платья, костюмы, рубашки. В итоге спустя год после выхода на маркетплейсы купила квартиру.
Долгое время работала одна, потом подключила родных: бабушку, маму, папу. С этого года появились первые сотрудники за пределами семьи — тоже пенсионеры. Я вижу, как тяжело найти работу людям во взрослом возрасте, хотя они полны сил и энтузиазма, поэтому хочу их поддержать.
Сейчас я живу в небольшом городе в Красноярском крае. Бизнес помогает получать столько, сколько я бы никогда не заработала в найме: таких зарплат в регионе просто не существует. Ещё в предпринимательстве мне нравится свобода: я не привязана ни к месту, ни ко времени, ни к руководителям.
Когда мне было 15–16 лет, мы с друзьями организовали собственную автомойку: ездили на велосипедах до ближайшей колонки, брали там воду и потом мыли машины. Было приятно в середине 90-х заработать карманные деньги и тратить их так, как хочется, — на лимонады и шоколадки. Родители о моих занятиях ничего не знали, да и зачем им говорить, это ведь моё дело.
Как любой советский ребёнок, я хотел стать космонавтом, но жизнь сложилась иначе. Сперва строил коттеджи и бани под ключ, но грянул кризис, и пришлось спешно искать новые направления для развития. Так в 2014 году у меня появился офлайн-магазин, где продавалось всё для пивоварения.
Потом я плавно перешёл на маркетплейсы, вышел на Ozon в 2019 году и сменил направление. Теперь продаю всё для изготовления колбасы под брендом «Сам себе колбасник»: оболочки, шпагаты, смеси специй.
Я и сейчас планирую развиваться в онлайне, потому что живу в Анапе, а здесь с офлайном сложно, в городе больше развит туризм, чем предпринимательство. А ещё собираюсь искать новые каналы поставок: основные производители оболочек для колбасы находятся в Европе, а сейчас оттуда ничего не закажешь, так что пытаюсь переориентироваться на Китай. Если не получится, буду думать о новых направлениях для бизнеса.
Когда мне было 19 лет, я работал продавцом в магазине спортивной одежды. Там у меня появился приятель, который хотел открыть свой бизнес — продавать букеты из мягких игрушек. Тогда эта история только зарождалась — кажется, она пришла к нам из Южной Кореи.
Денег не было, но идея слишком привлекала, так что решили действовать. Начали ездить на рынок в Москве, покупать мягкие игрушки, органзу и каркасы, собирать букеты вручную. Сколько раз мы обжигали руки горячим клеем, но как же было весело! Делали как получалось, потом продавали. Сначала — просто на улице у метро, привлекали людей с помощью кричалок, особенно хорошо шло 14 февраля и 8 марта. Лучше так, конечно, не делать — а то, как мы, получите штраф за несанкционированную торговлю.
Потом появились силы, чтобы расти: арендовали склад в Подмосковье, наняли сотрудников, разработали технологические карты, стали закупать материалы оптом. Создали бренд под названием «БИМИ». Потихоньку начали сотрудничать с магазинами — островками в крупных торговых центрах. Ставили туда фирменные стойки, наполняли их букетами и получали доход с продаж каждый месяц.
Дальше — больше: начали работать с супермаркетами, участвовать в выставках. Потом вышли за пределы столицы и были даже в дальних регионах России.
Всё шло отлично: наши букеты дарили олимпийским чемпионам, а однажды родные игрушки засветились в программе «Давай поженимся!» на Первом канале! Обороты росли, но был нюанс — мы никогда не видели денег: они были либо в сырье, либо в готовой продукции, либо у партнёров, которые не всегда добросовестно выполняли свои обязательства. А потом раз — и пришёл иск на 2 000 000 ₽ за то, что мы использовали в букетах игрушки, похожие на мишек Teddy.
Суд несколько раз вынес решение не в нашу пользу, поэтому мы провели переговоры с истцом и решили дело мирно. Но продавать большую часть ассортимента мы уже не могли, да и желание заниматься букетами пропало.
Тогда мы решили создать свой островок в торговом центре — такой, в котором раньше размещались. Но тут случился ковид: доходы сошли на ноль, мы закрыли магазины и разошлись с партнёром: он сосредоточился на офлайне, а я — на онлайне.
Во время локдауна мне пришла идея продавать воздушные шары с быстрой доставкой — чтобы купить их было так же легко, как заказать пиццу. И тут Ozon запустил схему работы, при которой маркетплейс можно использовать как витрину для товаров, а доставлять товар своими силами за несколько часов, — realFBS Express. В тот же день я зарегистрировался и начал продажи.
Сейчас я продаю гелиевые воздушные шары с экспресс-доставкой по Москве и ближайшему Подмосковью. Но это не всё: также помогаю новичкам выходить на маркетплейсы, а действующим продавцам — увеличивать продажи. Ещё развиваю собственные бизнесы в других нишах: запускаю магазин женской одежды и товаров для животных. Считаю, что заработать на маркетплейсах может каждый, и агитирую всех знакомых запускать своё дело онлайн: на Ozon уже продаёт моя сестра из Германии, а скоро, надеюсь, начнёт и моя жена.
Мой путь предпринимателя начался ещё в 1997 году, когда мне было 8 лет. Дело было в Набережных Челнах, мои родители занимались выездной торговлей на День города. Как сейчас помню: я только окончила первый класс, вокруг лето, праздник — хорошо!
И вот мы разложили вещи для продажи, мне дали весы и сказали: «Будешь взвешивать горожан!» Идея вызвала ажиотаж: вокруг было много народу, и многие хотели узнать свой вес, давали за это по 100 или даже 200 ₽. В итоге я заработала 20 000 ₽ — никогда не забуду чувство, что сорвала настоящий куш! На вырученные деньги купила туфли, чтобы ходить в школу, — такие красивые, белые, с помпончиками.
На этом мой предпринимательский путь не закончился. В студенчестве я два года продавала нижнее женское бельё на рынке: ушла, только когда базар перенесли в помещение и потребовали арендную плату, — подумала, что не потяну. После учёбы пошла работать по договору, а во время декрета занялась маркетплейсами.
Сейчас я продаю на Ozon косметические аппараты: микротоки для лица и антицеллюлитные массажёры для тела. Продажи идут хорошо — товар разбирают так быстро, что я не успеваю его привозить. До этого продавала на маркетплейсе автотовары — но пришла к выводу, что женщины тратят на себя больше, чем мужчины.
Вести бизнес мне помогает брат, именно его идеей было выйти на маркетплейсы. При этом у него есть и своё дело: он продаёт на Ozon товары для дома — полки, светильники. Так уж получилось, что в нашей семье сплошь и рядом предприниматели.
В этом году я собиралась выйти на доход в 3 000 000 ₽ ежемесячно — и думаю, что добьюсь цели, впереди высокий сезон. Ещё в планах — расширять команду: скоро у меня родится ребёнок, и я на время отойду от дел.
Я с детства мечтал о бизнесе и первое дело начал в 6 лет. В моём родном городе Майский в Кабардино-Балкарии каждые выходные на рынке продавали животных: птичек, кроликов, котят. После покупки, чтобы перевезти живность, нужны были клетки — они были дорогими, а пользовались ими зачастую только один раз. И как-то на семейном застолье я услышал, как взрослые обсуждали, что, мол, вот бы на рынке продавали обычные картонные коробки для перевозки животных. Звучало как бизнес-план!
Я как губка впитал идею и на следующий день прошёлся по всем продуктовым магазинам — набрал бесплатно коробок. Купил скотч за 10 ₽ — это был мой стартовый капитал, — взял из дома тачку и со всем богатством отправился на рынок.
Коробок было так много, что я не мог их утащить и еле плёлся. Эту картину увидел знакомый нашей семьи и рассказал маме. Он ещё тогда такую фразу сказал: «Если ты не поможешь сыну, он будет потом всё бросать по жизни». Мама нашла меня на полпути, помогла дотащить коробки и сказала, чтобы в будущем я всегда брал на себя столько, сколько могу вынести.
Я продавал коробки по 3–5 ₽ за штуку и в день зарабатывал по 200–300 ₽ — в то время доход моих родителей составлял 250 ₽. Считаю, это мощный результат для шестилетнего пацана. Так продлилось два года, на рынок с коробками я ходил летом, во время школьных каникул.
Но и после того, как я завершил историю с коробками, желание заработать сохранилось. Когда мне исполнилось 15, я начал карьеру в продажах и пробыл в этой сфере до 20 лет. Там я точно понял, что наём — это не для меня: не хочу мириться с чужими идеями.
Так что когда друг позвал развивать бизнес в онлайне, я без сомнений согласился. Нас было трое: один парень отвечал за деньги, другой — за логистику, а я — за маркетинг. Мы вышли на Ozon, и благодаря этому я в деталях разобрался, как работает площадка. Спустя год мы разошлись и поделили заработок.
Сейчас я веду на Ozon четыре кабинета продавцов как маркетолог — в основном в сфере электроники. Своё дело тоже развиваю: в прошлом ноябре открыл и вывел в топ свой магазин видеорегистраторов. Но у поставщика закончился товар, так что история пока на паузе.
В ближайшее время планирую сосредоточиться на семье: недавно у меня была свадьба, и теперь мы с женой хотим построить свой дом и жить в деревне — может быть, завести животных.
Содержание статьи
Татьяна Тюрина: продавала заколки одноклассницам, сейчас шьёт одежду на 7 миллионов рублей в год
Михаил Смирнов: мыл машины с друзьями, сейчас продаёт наборы для изготовления колбасы
Георгий Асмян: продавал букеты из игрушек у метро, сейчас открыл экспресс-доставку воздушных шаров
Вера Борискина: взвешивала людей на рынке, сейчас торгует косметическими аппаратами
Сергей Вахмянин: торговал коробками на птичьем рынке, сейчас помогает продвигаться на Ozon
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Как запустить бренд одежды плюс-сайз
Своей историей делится основательница бренда Manelia
Можно ли построить бизнес на любви к котикам
История продавца зоотоваров с большим сердцем
Женский взгляд на бизнес: истории продавцов Ozon
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе