Как запустить бренд одежды плюс-сайз
Своей историей делится основательница бренда Manelia
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Далия Гайнанова — создательница бренда одежды GT Dress для людей с особенностями здоровья. Она стала первопроходцем на Ozon: категория адаптивной одежды и аксессуаров появилась на маркетплейсе именно по её инициативе. Мы обсудили с Далией историю возникновения и развития бренда, а также то, сложно ли сочетать бизнес-цели и социальную миссию.
Мой сын Тимур из-за врачебной ошибки родился с ДЦП. Сейчас ему 15 лет, он не может стоять, сидеть, у него постоянно текут слюни. Одежду приходится подбирать, исходя из этих особенностей. Пока Тимур был маленьким, проблем не возникало — выбор казался большим. Я одевала его в вещи для младенцев, использовала яркие слюнявчики.
Сложности возникли, когда ему исполнилось пять лет. Во-первых, у людей с диагнозом Тимура может быть повышенное слюнотечение — им нужны слюнявчики. Но те, что рассчитаны на младенцев, со временем становятся малы и неудобны. Я стала интересоваться, как эту проблему решают в других семьях, понаблюдала за другими мамами, даже ездила с сыном в Варшаву на реабилитацию, — и какого-то систематического решения не увидела нигде. Все мучаются с тряпками, марлей, мокнущей одеждой — «взрослых» слюнявчиков просто нет в природе.
Тогда я спроектировала и с помощью мастеров из обычного ателье сделала слюнявчики в виде нагрудного платка с водоотталкивающей тканью внутри: три слоя хорошо впитывали влагу, не давали ей просачиваться на нижние слои одежды, а пятиугольная форма обеспечивала дополнительную защиту. Получилось функционально и красиво. Часть слюнявчиков отдала мамам, которые столкнулись с такой же проблемой.
Но есть и другие тонкие моменты. Например, при ДЦП может развиваться тяжёлая спастика мышц — и тогда обычную одежду трудно надеть на руки и ноги. А ещё такие дети очень худые и вытянутые — то есть они буквально «вываливаются» из одежды на свой рост, сшитой по ГОСТ. Я брала Тимура на руки, штаны с него стремительно сползали, рубашка задиралась, это было ужасно неудобно. Выручает в таких случаях боди — но на детей их шьют до роста 104 см, дальше это считают нецелесообразным.
А помимо ДЦП существуют и другие диагнозы. Например, специальная одежда пригождается детям с ментальными нарушениями. Такой ребёнок может идти по улице и начать раздеваться — поэтому актуальна одежда с застёжками сзади. К сожалению, ничего подобного массмаркет предложить не может.
Поэтому у меня и возникла идея шить одежду для детей с ОВЗ (особенными возможностями здоровья) — помогать себе и другим семьям.
GT в названии бренда расшифровывается как Тимур Гайнанов — это сын Далии, который и вдохновил её на запуск собственной линии одежды.
Началось всё с того, что я продала хорошую дорогую коляску Тимура, на эти деньги закупила ткани и начала искать фабрику, которая отошьёт первый заказ — партию из 500 боди для детей выше 104 см.
Никакого дохода это не приносило — я просто отшивала одежду, использовала её для Тимура, пускала на нужды других мам с особенными детьми. Приходилось постоянно искать средства на финансирование этого проекта, помещения под цех, закупать оборудование на свои деньги.
Попытки продавать одежду были — некоторые реабилитационные центры разрешили это делать на своей территории, но продажи там были очень маленькими и нерегулярными. Так что полноценным источником доходов, который покроет расходы на производство, этот канал не назвать. Моё дело оставалось по большей части волонтёрством, существующим за счёт личных средств и периодической поддержки со стороны предпринимателей и неравнодушных знакомых.
В 2018 году мне удалось побывать на брифинге, связанном с проблемами инвалидности в регионе. Там был министр экономики Фарид Абдулганиев, который проникся нашей историей и поспособствовал, чтобы она дошла до администрации Казани и Республики Татарстан. В итоге нам помогли с сертификацией продукции и выделили хорошее помещение с безвозмездной арендой.
Новое помещение у нас поделено на две зоны. В одной мы оборудовали цех, где работают швеи. Другая отведена под пространство для мам: мы проводим для них мастер-классы, устраиваем занятия йогой, встречи с психологами. Одним словом, даём возможность «выдохнуть», почувствовать, что они не одни. Были мамы, которые у нас в цеху подрабатывали, сами отшивали одежду своим и чужим детям. Плюс стремимся к тому, чтобы у нас посильно трудились люди с ОВЗ. Например, уже трудоустроили девушку с ментальными проблемами — она у нас адаптировалась и выполняет простые поручения.
Что касается каналов продаж, то начиналось всё с группы на сайте «ВКонтакте». Мы продавали там боди, слюнявчики, пижамы. Но со временем решились перейти на маркетплейсы — мамам так гораздо проще получать наши товары. Пунктов выдачи заказов много, часто они расположены прямо в жилых домах, — чтобы забрать заказ, нужно просто выйти к себе во двор.
И тут нас тоже ожидали сложности. Оказалось, что на маркетплейсах, в частности на Ozon, к моменту нашего появления не было отдельной категории под одежду для людей с ОВЗ. И все наши слюнявчики предлагалось публиковать в разделе «Детская одежда». Но это очень неудобно для покупателей. Например, нагрудник для людей с инвалидностью может пригодиться семье человека, который перенёс инсульт. Но не всем придёт в голову искать специальную одежду среди детской, да и отсортировать её, найти среди десятков неподходящих товаров трудно.
Мне удалось связаться со специалистами Ozon, донести до них суть проблемы. Они согласились, что она значима, и теперь нашу одежду можно найти в разделе «Аптека» → «Товары для реабилитации» → «Адаптивная одежда и аксессуары».
Ozon отлично работает как инструмент продаж. Например, в июле и августе мы продавали порядка 70 вещей ежемесячно. За покупки начисляем баллы, предлагаем людям возможность приобретать вещи в рассрочку. На самом деле я не самостоятельно занимаюсь взаимодействием с маркетплейсами — наняла специалиста, который взял это на себя.
Периодически я сталкиваюсь с осуждением — как же так, продавать одежду для инвалидов, не значит ли это, что я наживаюсь на бедах? Но люди не всегда понимают, что без этого мы не сможем платить поставщикам ткани, швеям. Мы и так удерживаем цены на максимально низком уровне, делаем скидки, участвуем в распродажах. Например, боди на взрослого человека (рост до 164 см) стоит около 1500 рублей, слюнявчик — около 500.
От благотворительных проектов мы не отказались и по-прежнему охотно в них участвуем. Например, шьём ортопедические штаны под заказ Социального фонда РФ. Родители ребёнка могут приобрести такие штаны, подать заявление в фонд и получить потраченные деньги обратно.
Чего хотелось бы в будущем? Активнее выходить на новые рынки — да, но для этого нужно больше поддержки от заинтересованных организаций, а её мы встречаем не всегда. Ещё есть желание шить более сложные модели одежды, для которой требуется соответствующее оборудование. Например, колготки для детей, которые носят ортопедические распорки, — надеть на таких ребят обычную модель решительно невозможно.
Но в целом у нас получается следовать выбранному курсу: делать проще жизнь внутри своей семьи и помогать окружающим.
Содержание статьи
Как возникла идея бренда
С чего начинался GT Dress
Между бизнесом и социальной миссией
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как запустить бренд одежды плюс-сайз
Своей историей делится основательница бренда Manelia
Женский взгляд на бизнес: истории продавцов Ozon
Как найти хрупкий баланс между своим делом, семьёй и саморазвитием
Можно ли построить бизнес на любви к котикам
История продавца зоотоваров с большим сердцем
Дайджест рекламной платформы: сентябрь 2024 года
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Как правильно отдыхать после работы
Полчаса в день, которые сделают вас и счастливее, и креативнее
Что изменится для малого и среднего бизнеса до конца года
Главные законы этой осени для продавцов и агентов ПВЗ
«Чёрная пятница» 2024 года: как заработать продавцам
И какие инструменты Ozon помогут получить максимум