Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как выбрать поставщика обуви для продажи на маркетплейсе

Ботинки

Обувь на маркетплейсах покупают всё чаще, поэтому начать развиваться в этой нише прямо сейчас — удачная бизнес-идея. Но прежде всего нужно выбрать надёжного поставщика — а это важный шаг для любого продавца. О том, как распознать добросовестного партнёра, проверить поставку на брак и заключить договор на выгодных условиях, рассказывает Ольга Москвичёва, коммерческий директор направления «Обувь».

С чего начать поиск поставщиков обуви

Если вы хотите продавать обувь на маркетплейсе, есть два основных пути: 

Может быть интересно

Как выйти на Ozon c одеждой, обувью и аксессуарами

Прочитать

Прямые поставки с фабрики

Как это работает: вы договариваетесь с производством и делаете заказ на определённые модели. 

Работая с фабриками, вы получаете более низкую себестоимость товаров, так как обходите посредников. Сотрудничество с фабриками позволит создавать уникальные модели и тем самым выделяться среди других продавцов. Также вы сможете увидеть, что заказывают компании из разных стран, развить насмотренность и получить ценный опыт.

Важно помнить, что фабрики редко производят полный ассортимент обуви — от домашних тапочек до зимних ботинок. Каждая специализируется на чём-то своём, например на кроссовках или босоножках. Чтобы продавать разные типы изделий, придётся обращаться в несколько фабрик, — и лучше всего посетить их лично. 

Нужно контролировать не только производственный цикл на всех этапах, но и особенности логистики, связанные с ввозом товара в Россию, если фабрика находится в другой стране. Поэтому сотрудничать с производствами — это вариант скорее для опытных продавцов, которые уже давно работают с обувью и разбираются в специфике маркетплейсов.

ПлюсыНиже себестоимость, можно разрабатывать собственные модели
МинусыНужно заниматься разработкой моделей и контролировать все этапы производства, долгая окупаемость
Кому подойдётОпытным продавцам

Покупка готовой обуви у оптовика 

Как это работает: вы находите продавца на оптовом рынке, например ТЯК «Москва» или «Садовод», и закупаетесь у него.   

У оптовика уже есть договорённости с фабриками: если вы делаете закупку, он просто заказывает партию товара на производстве и привозит её вам. Такое сотрудничество поможет двигаться небольшими шагами и постепенно получать опыт работы в выбранной нише. Главная задача — решить, какую обувь вы хотите продавать, и отобрать лучшие варианты среди множества предложений. Работая с оптовиками, вы сможете достаточно быстро получить первую партию и стартовать.

Способ позволит сфокусироваться на процессах внутри маркетплейса. У вас будет больше времени на то, чтобы управлять продажами: разобраться, как продаются разные модели и размерные ряды, что важно для покупателей и в каких случаях они делают возвраты. Когда вы наладите продажи, можно будет подумать о сотрудничестве с фабриками.  

ПлюсыМожно быстрее выйти на маркетплейс и сфокусироваться на продажах, оборачиваемость выше
МинусыВы ограничены ассортиментом оптовика, развивать свой бренд будет сложнее
Кому подойдётНачинающим предпринимателям

Чтобы производить обувь самостоятельно, нужны большие вложения. Придётся закупить дорогое оборудование, арендовать помещение под производство, нанять сотрудников. В итоге себестоимость товара может выйти высокой, и конкурировать с продавцами, которые работают через поставщиков, будет очень сложно. 

Как выбрать поставщика обуви среди оптовиков

1. Узнайте больше о поставщике

Многие надёжные поставщики давно на рынке — некоторые начинали свой бизнес ещё в девяностых. За это время они накопили опыт, наработали положительную репутацию и с меньшей вероятностью пойдут на обман, чем компании-однодневки.

Советуем заранее проверить информацию о потенциальном партнёре. Для этого воспользуйтесь открытыми источниками или специализированными сервисами, например «СПАРК-Интерфакс»Rusprofile.

Обратите внимание на:
 

  • Дату регистрации бизнеса. Если бизнесу меньше года, это должно настораживать.
  • Судебные разбирательства, дела о банкротстве, исполнительные производства. Тут просто: чем таких процессов меньше, тем лучше. «Красным флагом» станет активное дело о банкротстве. Кроме основного юрлица, стоит проверить связанные с ним компании и учредителей.
  • Финансовую отчётность. Посмотрите на объём выручки и её динамику, сопоставьте показатели с планируемыми объёмами закупа. Желательно, чтобы в отчёте о финансовых результатах компания показывала чистую прибыль и платила налоги. Возможно, партнёр, терпящий из года в год убытки, будет не самым надёжным. Финпоказатели нужно изучать за последний закрытый год: сейчас доступны данные за 2023-й.

2. Осмотрите павильон

Обратите внимание на стенды и витрины. У крупных компаний, которые следят за качеством, они ухоженные и аккуратные: полки не кривые, а обувь не свалена в кучу.  

3. Ведите переговоры с лицами, принимающими решения

Если ваш первый контакт оказался простым менеджером или продавцом, попросите организовать встречу с начальством: например, руководителем кластера, территориальным или коммерческим директором. Объясните, что планируете долгосрочное и масштабное сотрудничество и вам нужно обсудить условия напрямую с ответственным сотрудником.

4. Расспросите поставщика о товаре

Уточните, откуда он получает обувь, с какими фабриками сотрудничает и какие у него складские запасы. На любой вопрос о производстве, логистике, документах и качестве товара партнёр должен ответить чётко и подробно. Если человек юлит, это повод насторожиться. 

5. Посетите офис или склад

Проверьте условия труда: есть ли отдельная зона для работы сотрудников, чистые ли помещения, хорошо ли организовано хранение. Если люди работают в подвале, у них нет комнаты отдыха, а коробки валяются на полу — скорее всего, поставщик халатно отнесётся к работе с вами. Также проверьте качество обуви на складе: оно должно совпадать с витринными образцами. 

6. Не ограничивайтесь одним поставщиком

Проблемы с поставками могут возникнуть в любой момент: например, из-за задержек в праздники или проблем с платежами за границей. Имея нескольких партнёров, вы сможете компенсировать нехватку товара и минимизировать риски. А ещё это создаёт внутреннюю конкуренцию: каждый поставщик может предлагать более выгодные условия, чтобы вы увеличивали объём закупок именно у него.  

Предпочтение отдавайте тем, кто работает с фабриками напрямую, а не через третьи руки. Так вы вероятнее договоритесь на выгодную цену и большие объёмы

Как выбрать поставщика обуви среди фабрик

Чаще всего продавцы нацелены на китайские фабрики, потому что там делают обувь с оптимальным соотношением цены и качества. Некоторые работают и с турецким рынком: там делают отличную обувь, но производство стоит дороже.  

1. Посещайте выставки

Там вы сможете ознакомиться с ассортиментом, наладить контакты с потенциальными поставщиками и оценить качество продукции. Крупнейшая выставка в Китае — Canton Fair, она проходит два раза в год. А на «Измайлово шуз» и Euro Shoes в Москве участвуют и местные, и зарубежные производители. 

Если собираетесь в Китай, стоит ехать с проверенными людьми: наставниками, опытными продавцами или сопровождающими. Они помогут сориентироваться на месте и провести первичные переговоры. Агента, который владеет языком и разбирается в местных реалиях, часто нанимают и для того, чтобы контролировать производство за границей. Этот человек проверит, что все условия заказа соблюдаются.

2. Уточните MOQ

Это минимальный объём заказа, который сможет принять фабрика. Крупным производствам невыгодно поставлять небольшие партии, а локальные мастерские не справятся с большими поставками.

3. Лично посетите фабрику

Это поможет оценить производственные мощности, условия работы персонала и качество продукции. Проверьте, в каких условиях делается обувь и работают люди. Если в помещениях нет ни одного работающего станка, возможно, вы имеете дело с перекупщиком, который только маскируется под производителя.

Общие советы для всех, кто собирается продавать обувь

Независимо от того, какой путь закупок вы выбираете, учтите следующие моменты. 

Начните с планирования. Первым делом разработайте ассортиментную матрицу — список товаров, которые хотите продавать на маркетплейсе. Исходя из него, рассчитайте юнит-экономику — это поможет понять, какая у вас должна быть цена закупки, чтобы вы оставались в плюсе. 

По этой теме

Что такое юнит-экономика

Прочитать

Запросите документы. Например, у оптовиков это сертификат на бренд и декларация о соответствии, а у фабрик — экспортная лицензия и декларация соответствия на расходники.

Изучите договор. Если не устраивает вариант поставщика — предложите свой. В документе обязательно должны быть прописаны: 

  • Сроки поставки. Обувь — сезонный товар, который нужно доставить вовремя. Это особенно справедливо для трендовых изделий, которые быстро теряют актуальность: если запоздаете, можете продать товар не так выгодно или даже остаться с нереализованным запасом. Поэтому важно, чтобы поставщик нёс ответственность за сроки и мог компенсировать издержки.  
  • Прайс-лист и сроки его действия. Цены на обувь не такие гибкие, как у других категорий — например, продуктов питания. Лучше закрепить цену на определённый период, чтобы не приходилось каждый раз корректировать экономику из-за меняющейся себестоимости.
  • Процент брака. Брак будет у любого поставщика, даже самого добросовестного. Определите, какую выбраковку считаете допустимой и что должен сделать поставщик, если вы обнаружите некачественный товар, — например, сделать полный возврат средств.  

Сделайте пробную закупку. Если решаете довериться поставщику, не заказывайте много товара сразу — начните с пробной закупки, чтобы оценить качество. Когда товар придёт к вам, откройте каждую вторую-третью коробку и внимательно изучите нюансы. Проверьте, что все швы ровные, стыки проклеены, при этом следов клея нет, а длина стельки соответствует размерной сетке. Постепенно, когда у вас установятся долгосрочные отношения с поставщиком, можно снизить контроль.

Пройдите бесплатный курс Ozon Обучение

О том, как продавать обувь, одежду и аксессуары

5 причин выйти с обувью на Ozon

  1. Спрос растёт. Обувь на маркетплейсе активно покупают: только за шесть месяцев 2024 года продажи увеличились более чем вдвое
  2. Покажем товары миллионам клиентов. Сейчас Ozon фокусируется на направлении Fashion и продвигает позиции из этой категории: поднимает их в поиске, каталоге и размещает в популярной подборке выгодных предложений. 
  3. Специальные условия для продавцов. До 30 сентября 2024 года можно заморозить тариф за продажу одежды, обуви и аксессуаров. Он будет действовать до 2026 года. 
  4. Бесплатное размещение. До конца 2024 года позволяем бесплатно хранить обувь и другие товары категории Fashion на наших складах.
  5. Удобная аналитика. Прямо в личном кабинете доступна статистика не только по вашим продажам, но и по трендам или востребованным товарам, которых пока нет на маркетплейсе, — сможете продумать ассортимент и занять свободную нишу. Кроме того, бесплатно показываем вашу динамику продаж за последние 30 дней. 

Запланировать поставку

Поделиться:

Содержание статьи

Екатерина Киселёва

Екатерина Киселёва

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также