Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

В чём феномен китайских смартфонов и почему их так любят на маркетплейсах

Китайский смартфон

Если ещё 5–7 лет назад электронику с надписью Made in China покупатели старались обходить стороной, то теперь ситуация полностью изменилась. Во втором квартале 2023 года в топе мирового рейтинга продаж смартфонов бренды из Китая заняли семь позиций из десяти. Рассказываем, с чем связана повсеместная любовь к китайским смартфонам и почему их всё чаще заказывают на маркетплейсах.

Когда китайские смартфоны вышли в топ

Аналитики Counterpoint посчитали, что с 2017 по 2023 год мировой рынок смартфонов сократился с более чем 700 брендов почти до 250. Конкуренцию не выдержали в основном локальные производители, которые выпускали некачественную продукцию, не справлялись с логистикой и не успевали за трендами, например не смогли быстро перейти с 4G на 5G.

В Китае в результате этого «естественного отбора» остались самые сильные и гибкие бренды — им удалось завоевать доверие покупателей и в 2022 году занять около 50% мирового рынка смартфонов, по данным компании Omdia. Сейчас телефон из Китая уже не считают низкокачественным, наоборот — это рациональный и прагматичный выбор. Зачастую по характеристикам китайские смартфоны не уступают флагманам ведущих брендов, а стоят на 20–30% дешевле.

Самые продаваемые смартфоны в 2023 году

В России свою роль сыграли и санкции: Apple и Samsung покинули страну, а привезённые из других стран устройства стало сложнее активировать, поэтому смартфоны этих компаний покупают не так охотно, как раньше.

По подсчётам «М.Видео-Эльдорадо», в июне 2023-го на китайские бренды приходилось более 70% российского рынка смартфонов. Летом 2022-го этот показатель составлял около 55%. Каждый третий смартфон, купленный в России в первом полугодии 2023-го, — Xiaomi. Следующие места делят бренды Infinix, Tecno, Samsung, realme и Apple — точный порядок и доли рынка зависят от компаний, которые собирают статистику.

В целом рейтинги по продажам смартфонов в 2023 году выглядят так:

Россия (1-е полугодие)Мир (2-й квартал)Китай (2-й квартал)
Xiaomi (34%)Samsung (20%)Honor (18,3%)
Tecno (14%)Apple (16%)vivo (17,8%)
Infinix (13%)Xiaomi (12%)OPPO (16%)
Samsung (10%)OPPO (9%)Apple (14,2%)
realme (9%)Transsion (9%)realme (14%)
Другие бренды (20%)Другие бренды (34%)Другие бренды (19,7%)

За первое полугодие 2023 года 25% всех смартфонов в России покупатели приобрели на маркетплейсах. На китайские бренды приходится львиная доля этих продаж.

За что покупатели любят китайские смартфоны

Производители из Китая в своё время сделали ставку на доступность — и не прогадали. Но это не единственная причина их победного шествия по планете.

1. Сочетание цены и качества

Для прагматичных покупателей не имеет значения, насколько именит бренд, — они предпочитают качественные и недорогие гаджеты. Поэтому компании предлагают аналоги самых популярных продуктов по более доступным ценам. Есть несколько причин, почему китайские смартфоны такие дешёвые:

  • Бренды из Китая не стремятся стать монополистами. Они объединяются в концерны и конгломераты, делятся между собой технологиями и готовы заимствовать чужие идеи. Так производители экономят на развитии и быстрее выпускают новые модели.
  • Китайские компании демпингуют, чтобы поднять продажи. Например, маржинальность Xiaomi составляет всего 8–9%, а наценка Apple — более 25%.
  • Телефоны активно продают онлайн, в том числе на маркетплейсах. Так дистрибьюторы экономят на аренде помещений и найме сотрудников.

2. Широкий выбор

Китайский рынок смартфонов насыщен моделями от разных брендов, поэтому у покупателей есть возможность купить устройство с нужными именно им характеристиками. Например, блогер выберет гаджет с топовой камерой, турист — с ёмким аккумулятором, а геймер — с высокой производительностью.

3. Быстрое внедрение новых технологий

Китайские производители держат руку на пульсе и быстро интегрируют чужие разработки в свои устройства, а иногда задают и собственные тренды. Например, технологию ультразвукового сканирования отпечатков пальцев для разблокировки смартфона впервые применила пекинская компания LeTV в модели Le Max Pro 2016 года. А в феврале 2023 года Hisense запатентовала гаджет с экраном, переходящим на заднюю панель устройства.

Обзор главных китайских брендов

На волне спроса продавцам стоит задуматься о поставке смартфонов китайских производителей на маркетплейс. Можно начать с моделей известных и проверенных брендов, которые предлагают качественные гаджеты по доступным ценам.

Xiaomi

Бренд часто называют «убийцей» флагманских моделей Apple и Samsung: гаджеты, которые выпускает компания, по характеристикам не уступают Apple и Samsung, но стоят дешевле. Xiaomi начинала как разработчик программного обеспечения для смартфонов, а когда заработала доверие клиентов, выпустила свой. Сейчас у производителя целая экосистема устройств, а его смартфоны стабильно входят в пятёрку самых продаваемых, в том числе и на Ozon.

Huawei

Компания занимается телекоммуникациями с 1987 года, поэтому её уже хорошо знали, когда в 2009 году она представила свой первый смартфон на Android. Покупатели оценили устройство, продажи выросли, и производитель продолжил развивать проект. И даже запрет на использование сервисов Google не мешает компании уверенно держаться на рынке. Например, по данным Counterpoint, новинка 2023 года Mate 60 разошлась как горячие пирожки — за первые шесть недель компания продала 1,6 млн устройств.

Honor

Первоначально бренд создавался как часть Huawei, но в 2020-м, после того как США ввели санкции против головной компании, отделился и стал самостоятельным. Это позволило Honor и дальше разрабатывать и продавать смартфоны с поддержкой сервисов Google. С момента запуска Honor была ориентирована на более молодую аудиторию и бюджетные гаджеты — сейчас же выпускает и премиальные флагманские модели.

OPPO

Один из самых быстрорастущих производителей в последние годы. Его суббренд OnePlus стал уникальным проектом: два года компания продавала мощные смартфоны по низким ценам через интернет только по приглашениям. Так производитель популяризировал свои устройства без больших вложений в рекламу и продвижение, а затем перешёл на полноценную онлайн-торговлю.

Tecno

Бренд появился на российском рынке только в 2018 году, а в третьем квартале 2022-го уже входил в пятёрку лидеров продаж. Большая часть моделей производителя — недорогие смартфоны в диапазоне от 10 000 до 25 000 ₽. Главную ставку Tecno делает на качественную съёмку фото и видео.

Infinix

Ещё один бренд, который стал популярным на российском рынке после введения санкций. Выпускает четыре линейки смартфонов — от самых базовых до флагманских, но даже на них цены не заоблачные.

realme

Компания отделилась от OPPO в 2018 году, и к 2021-му realme стал самым быстрорастущим брендом смартфонов в мире. За пять лет производитель выпустил невероятное количество моделей с огромным разбегом как по ценам, так и по качеству. 

Что нужно учитывать продавцам и покупателям

Китайские бренды зачастую выпускают смартфоны в двух версиях:

  • С локальной прошивкой — устройства, ориентированные на Китай. Такие смартфоны могут не поддерживать русский язык, некоторые функции (например, звонки) и даже обновления. Часто на них предустанавливают бесполезные в России программы, которые нельзя удалить. Например, мессенджер WeChat.
  • С глобальной прошивкой — устройства, ориентированные на международный рынок. Такие смартфоны мультиязычные, и в них нет программ, актуальных только для Китая.

Гаджеты с китайской прошивкой стоят намного дешевле, но использовать их в России неудобно. Прошивку можно поменять в сервисном центре, но тогда перестанет действовать гарантия.

Смартфоны из Китая сейчас на пике популярности в России. Зачастую они не уступают по качеству и характеристикам Samsung и Apple — среди китайских флагманов можно найти модели даже с лучшими камерами и производительностью. А продажи через маркетплейсы позволяют продавцам не завышать цены и предлагать множество моделей разных брендов, чтобы каждый покупатель мог сравнить десятки смартфонов и выбрать тот, который нужен именно ему.

Поделиться:

Содержание статьи

Микаил Фидан

Микаил Фидан

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также