Что учесть в цене товара
Прочитать
Как дачникам и фермерам выйти на Ozon
И продавать продукты собственного производства
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Если вы делаете товары ручной работы просто для души и пока нет цели на них зарабатывать, их можно отдавать хоть бесплатно. Но если вы планируете сделать из своего хобби бизнес, то продажа изделия должна приносить доход.
Товары ручной работы не обязательно должны стоить дорого, но есть несколько пунктов, которые всегда входят в итоговую цену.
Представим, что Марина делает свечи ручной работы у себя дома. Прежде чем поставить на свои изделия цену, ей нужно посчитать, сколько денег уходит на готовую свечу, которую она отправляет клиенту. В себестоимость входит несколько пунктов.
Марине нужно учесть в расходах даже самый маленький элемент, который использовался для создания свечи. Например, чтобы сделать аромасвечу в стаканчике, Марина покупает:
В себестоимость одной свечи войдёт стоимость каждого материала. Итого: 155,788 ₽ на одну свечу (сумма со скотчем, а не с наклейками).
Если посчитать, сколько стоит стеклянный стаканчик для свечи и фитиледержатель, не проблема, то с кусочками скотча могут быть вопросы. У мастеров есть простой способ.
Например, у Марины есть 10 метров двустороннего скотча за 128 ₽. Марина знает, что ей нужен 1 см скотча, чтобы закрепить фитиль:
С жидкими материалами сложнее, но тоже есть способы. Например, Таня делает броши и использует в работе клей. Понятно, что рассчитать каждую потраченную каплю она не сможет, но Таня знает, что тюбика клея ей обычно хватает на 10 брошей, а потом он начинает сохнуть:
Важно, где вы будете продавать товары ручной работы. Если на маркетплейсе, то учтите, что площадка берёт вознаграждение за продажу и эквайринг. Это тоже нужно включить в себестоимость изделия.
Чтобы Марине сделать свечу, понадобятся другие материалы-помощники: воск нужно взвесить на весах, растопить в кастрюле и измерить температуру термощупом. Этот рабочий инструмент рано или поздно придёт в негодность. Постепенный перенос полной стоимости такой техники в себестоимость из-за её изнашивания называется амортизацией.
Марина каждый раз использует:
Чтобы рассчитать амортизацию, Марине нужно знать, когда примерно износится её инструмент. Например, она легко режет фитили на свечки год, а потом ножницы тупятся, из-за этого фитиль крошится и рвётся — ножницы пора менять. Марина посчитает, сколько свечей она делает за год:
Если ножницы стоят 928 ₽, то 928 : 2400 = 0,39 ₽ — Марина добавит к себестоимости каждой свечи за амортизацию ножниц.
Рассчитать амортизацию весов и термощупа тоже нужно. У каждой техники есть гарантийный срок службы: например, у кухонных весов год, стоили они 1000 ₽. Помним, что за год Марина делает 2400 свечей: 1000 ₽ : 2400 = 0,42 ₽ — Марина добавит к себестоимости свечи за амортизацию кухонных весов.
Техника мастера может быть любая: от принтера и духового шкафа до молотка и иголки. Всегда нужно включать в стоимость их амортизацию, потому что однажды они сломаются, а деньги на новый инструмент придётся взять из своего кармана.
Ещё у Марины электрическая плита, и она плавит на ней много воска. Чтобы рассчитать расходы на электроэнергию, Марина засекает, сколько нужно времени, чтобы расплавить воск для одной свечи. Потом сверяется с показателем счётчика и фиксирует, сколько киловаттов уходит на свечу.
Марина закупает материалы в большом количестве. Иногда она ходит в магазин сама или ездит по городу в поисках нужного, иногда — заказывает в интернете. Доставка материалов домой тоже стоит денег. Даже если вы сходили в магазин пешком, это ваше время и деньги.
Допустим, что все материалы на десять свечей Марина заказала в одном интернет-магазине и заплатила за пересылку «Почтой России» минимальную цену — 216 ₽. Это значит, что в стоимость ждой свечи нужно включить ещё 21,6 ₽.
Если вы работаете в мастерской, то стоимость её аренды тоже нужно учесть в себестоимости изделия. Туда же войдут все коммунальные платежи за помещение.
Марина упаковывает свечи в картонные коробки, добавляет наполнитель, перевязывает бечёвкой и наклеивает брендированную наклейку. Всё это входит в себестоимость свечи и рассчитывается так же, как и материалы.
Итак, материалы + амортизация + доставка материалов + упаковка = себестоимость. Себестоимость — это просто возврат денег, которые Марина потратила на изготовление одной свечи, а не её заработок.
Марина тратит часы, чтобы изготовить свечи. Время её труда также входит в итоговую стоимость изделия. Чтобы его рассчитать, важно учитывать, новичок Марина или уже опытный мастер. Труд новичка оценивается дешевле, потому что сложно объективно посчитать его временные затраты. Новичок может переделывать или просто делать свечу дольше. А качество его работ пока ещё может быть хуже. Также на стоимость повлияет имя мастера — уже зарекомендовавший себя бренд будет стоить дороже.
Некоторые начинающие мастера просто удваивают себестоимость и получают цену продажи.
Опытным мастерам посчитать время труда легче. Например, Марина уже полтора года варит свечи, и у неё есть клиенты. Чтобы понять, какая цифра войдёт в стоимость свечи, нужно рассчитать стоимость рабочего часа Марины.
При расчёте важно ориентироваться на уровень жизни города, в котором вы живёте, и его среднюю зарплату. Если это Дальний Восток, то продавать по московским ценам вряд ли получится.
Например, Марина изучила рынок ремесленников в её городе и хочет получать 30 000 ₽ в месяц — это средняя зарплата в регионе. Марина работает 20 дней в месяц и 5 часов в день:
Чтобы посчитать, сколько оплачиваемого труда Марины войдёт в её изделие, она засекает, сколько времени уходит на изготовление свечи. Например, час. Значит, к себестоимости свечи Марина прибавит 300 ₽ времени своего труда. Если Марина делает набор свечей для клиента и тратит на его изготовление три часа, то к стоимости набора добавит 300 ₽ × 3 = 900 ₽.
Чтобы о Марине узнали, ей нужно регулярно запускать рекламу в соцсетях, группах и на сайтах ремесленников. Это стоит денег. Ещё Марина хочет улучшать своё мастерство и находить новые идеи для изделий. Она учится на курсах и покупает литературу. Это тоже стоит денег.
Чтобы не брать в долг, Марина закладывает обучение и рекламу в стоимость своих изделий — это наценка. По закону нет размеров ни минимальной, ни максимальной наценки, поэтому продавец устанавливает её на своё усмотрение. Чем популярнее бренд, тем выше наценка.
Наценка зависит и от нематериальных факторов, например трендов. Когда были актуальны серьги-кисти, их забирали со 100%-й наценкой. Сейчас такие серьги уже не в моде, и ремесленник, который их делает, должен либо сильно снизить цену, либо искать для продажи новый тренд.
Чтобы определиться, какую наценку поставить, лучше посмотреть стоимость таких же изделий по рынку. На конкурентов тоже важно ориентироваться: если ваша цена будет слишком маленькая, вы будете работать в минус, а если слишком высокая — у вас не будут покупать.
Итоговый расчёт стоимости изделия ручной работы: себестоимость + время труда + наценка = стоимость.
Например, себестоимость одной свечи Марины — 331,6 ₽: материалы — 232 ₽, амортизация — 5,6 ₽, упаковка — 72,4 ₽, доставка материалов — 21,6 ₽. Час труда — 300 ₽. Минимальная стоимость с наценкой 30% — 821 ₽.
Содержание статьи
Себестоимость
Время труда
Наценка
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как дачникам и фермерам выйти на Ozon
И продавать продукты собственного производства
Как бизнес-маме совместить работу и воспитание детей
Своей историей делится Анастасия Шмелёва,
основательница бренда SOFIA MUM
Как юрлицам покупать
на Ozon со скидками
Простое оформление и экономия на закупках
Как зарабатывать на продаже товаров с мемами
Как ИП на УСН заполнить и подать налоговую декларацию
Исследование категорий «Мебель», «Дом и сад», «Строительство и ремонт»
Что продавать в высокий сезон
Дайджест рекламной платформы: август 2024 года
Новое в продвижении к старту высокого сезона
Пять частых ошибок при оформлении карточки товара
И как их исправить