Как я из охотника-любителя стал бизнесменом

Привет, я Артем Бобцов

Ozon превратил мою любовь к охоте и вкусным блюдам в дело моей жизни.
Год основания компании: 2014
Расположение компании: Москва
Начало торговли на Ozon: сентябрь 2019
Привет, я Артем Бобцов, основатель бренда «‎Лесная диковинка»

В интернет-магазине я 5 лет продавал паштеты из кабана, лосиное мясо и прочие деликатесы. За первый месяц работы на маркетплейсе заработал 20 тысяч, за пятый — 600 тысяч рублей. Ozon увеличил мою месячную выручку в 30 раз.

Как все начиналось

Я с юношества любил охоту и меня огорчало, что продукты из лесной дичи было очень трудно достать. Во время поездки в Германию я заметил, что сосиски из оленя или паштет из медведя там — обыденность. Для России же это диковинка, к тому же желанная, поэтому в конце 2013 я решил открыть с другом свое предприятие.

Сначала торговали на ярмарках и фуд-маркетах, в 2014 открыли интернет-магазин. Объемы росли, и мы стали закупать сырье у охотников со всей России от Пензы до Дальнего Востока. Спустя год стали продавать в розничных сетях: «Глобус Гурмэ», «Азбука вкуса», «Алые паруса».

В 2019 году попробовали выйти в маркетплейс. Когда сравнили затраты со своим интернет-магазином, Ozon определенно победил.

Какие извлек уроки

Заказать оформление ЭДО у партнеров Ozon

Калькулятор Ozon

Параллельность ускоряет работу. Бизнес с примерно 20-30 товарами выходит на маркетплейс за 1 месяц, у меня на это ушло 25 дней. Если бы проводил некоторые операции параллельно, то было бы быстрее. Например, можно нанять фотографа, который за несколько часов сделает правильные карточки к товарам. Одновременно с этим можно составлять описания и подключить электронный документооборот.

Заказать оформление ЭДО у партнеров Ozon

Внимательно читать правила.У Ozon свои правила продажи еды — например, пока нельзя продавать скоропортящиеся продукты за пределами Москвы и области. Поэтому из своих 70 товаров мы продаем здесь только 33, но это никак не уменьшило нашу прибыль.

Если будете продавать со своего склада, нужно самостоятельно ставить штрихкоды перед отправкой. По ним работники распределительного склада проверяют заказы и видят, куда нужно отгружать товар. Обязательно проверьте все данные: однажды мы не поставили срок годности на нескольких продуктах, и на складе не приняли всю партию.

Правильно рассчитывать маржинальность. Ozon в начале года отменил минимальный размер комиссии и снизил затраты селлеров. Например, в нашей категории «Продукты питания» комиссия за продажу уменьшилась в 2 раза до 5%. Есть сезоны, когда комиссия снижается еще ниже. Например, в феврале мы продаем очень много подарочных наборов, комиссия по ним ниже и рассчитывать нужно уже по новой формуле. Также, если вы доставляете товары с основного склада, нужно оплатить сборку и упаковку, стоит это 30 рублей за заказ.

Калькулятор Ozon

Заполнять полки заранее. Самый высокий спрос на поставки и покупки приходится на конец года. В декабре бывает очень сложно пополнить запасы — вся логистика направлена на доставку покупок. Однажды мы пытались найти свободные окна ночью и дополнительно отвозили товары еще 3 раза, потому что все быстро разбирали. Если вы продаете сезонные товары, пополняйте склад за месяц-полтора до старта продаж.

Как изменился бизнес

Когда мы сравнивали маркетплейс со своим интернет-магазином, брали в расчет курьеров, склад, работу с заявками, комплектацию заказа. Оказалось, площадка экономит нам в месяц:

  • 150 тысяч рублей — на логистике
  • 90 тысяч рублей — на трафике
  • 70 тысяч рублей — на маркетинге

Ozon сам забирает на склад ваши товары, разрабатывает сложные маршруты доставки, привлекает покупателей, продвигает ваши товары — с селлеров требуется только производство и наполнение.

В нашем магазине в самый прибыльный месяц получаем заявок максимум на 300 тысяч рублей. На Ozon у нас уже три таких месяца, и каждый приносит по 700 тысяч рублей.

Что нравится в работе

Мы смогли сконцентрироваться на главном. Больше не надо ломать голову над логистикой и полностью уйти в производство. С Ozon мы забыли об операциях, которые отвлекают от главного фокуса, и спокойно передали их другим.

Войти легко, никто не выгонит. Многие сталкивались с тем, что владелец торговой сети внезапно звонит и говорит, что больше ваши товары продавать не будет. И причин этому масса: плохо продается, не сезон, сократили полку, доходность не та, оборачиваемость плохая и прочее. Ozon может заблокировать только если вы завысили цены или систематически не успеваете загружать товар.

На маркетплейсе действительно больше возможностей. Наш самый большой заказ на 58 тысяч рублей мы получили именно на Ozon. Кто-то искал подарки на Новый год и один из моих товаров попался ему на глаза. В этом вся прелесть таких площадок: аудитория находит тебя сама.