Кто-то после работы играет в футбол и ездит на рыбалку — а я веду бизнес на Ozon

Привет, я Владислав Изокайтис

Мы с женой никогда не занимались бизнесом до Ozon. Сейчас мы управляем 5 пунктами, самый первый из которых открыли всего за 10 дней.
Год основания компании: 2020
Расположение компании: Новосибирск
Начало торговли на Ozon: январь 2020
Привет, я Владислав Изокайтис, первый франчайзи ПВЗ в Новосибирске

Моя жена Светлана часто заказывала товары с Ozon, но рядом с нашим домом пунктов выдачи не было. Мне постоянно приходилось ехать через весь город, чтобы забирать эти посылки. Когда мы оба начали заказывать чаще, поняли, что каждый раз колесить за коробками туда-обратно не очень выгодно. Тут мы решили, а почему бы нам не открыть свой ПВЗ недалеко от дома?

Как все начиналось

Идея пришла в декабре 2019, а открылись мы уже в январе 2020 года. До нас пункты выдачи открывал только сам Ozon, предприниматели о такой франшизе даже не знали. Мы выбрали модель «Максимум бренда», где точка оформляется полностью в стилистике маркетплейса. Даже после прочтения инструкций, четкого представления об этом бизнесе не было. Никто тогда еще не рассказывал, стоит ли работать по такой схеме, какие у нее минусы — мы ничего не знали, но все-таки рискнули.

Ни у меня, ни у жены опыта в бизнесе не было. Из накоплений были только деньги на отпуск — решили, что лучше открыть бизнес, чем один раз съездить за рубеж. И так как бюджет был ограничен, ремонт, клининг, установку мебели и прочее делали своими руками. Даже ноутбуки принесли из дома. Работали на точке тоже сами, целых 4,5 месяца без выходных. Но оказалось, не все мы делали правильно.

Какие уроки вынесли

Все проще, чем кажется. Несмотря на то, что я работал с Ozon впервые, по обустройству все было понятно. Их специалисты рисуют подробную план-схему будущего помещения и присылают ее вместе с брендбуком. Там прописаны все детали — от угла наклона фирменного фиолетового луча до требований к коврику в примерочной.

Как открыть пункт выдачи Ozon

Нужно уметь ждать. Проблема с первым ПВЗ была в том, что тогда про Ozon никто не знал: одни думали, что это почта, другие — что магазин. Понятно, что на нашей точке заказов было немного. За несколько месяцев мы просто устали и потратили все деньги на рекламу, но точку вытянуть не смогли и продали по себестоимости другу.

Стали искать другие бизнес-модели, так ничего и не нашли. Решили попробовать еще раз, но уже с другим подходом. Сейчас понимаю, что ее не стоило продавать — она уже раскачалась и все, что нам нужно было тогда сделать, это просто подождать.

Без рекламы никуда. В среднем, на открытие одного ПВЗ уходит 300-350 тыс. рублей. Но важно еще заложить около 50 тыс. рублей на рекламу. С первым пунктом у нас не получилось именно потому, что мы не знали о правильной раскрутке точки. Теперь мы каждый раз готовим бюджет для онлайн и оффлайн кампаний — чем больше рекламы ты сделаешь на начальном этапе, тем больше клиентов к тебе придет.

Как изменился бизнес

В середине 2020 мы выбрали более выгодную локацию в совершенно другом районе, отдали всю работу по отделке и ремонту на аутсорс, наняли сотрудников. В рекламу вложились сразу — максимально доносили информацию до друзей и знакомых, подключили промоутеров с листовками, охватили все местные группы в соцсетях. Точка раскрутилась, дела пошли в гору — открыли второй ПВЗ, потом третий, четвертый и пятый. Сейчас готовимся открывать шестой.

К заветному показателю в 100 отправлений в день все мои точки приходили примерно за полгода. После оплаты аренды, комуслуг, зарплат, налогов, рекламы, закупки канцелярии и офисных принадлежностей, со среднего ПВЗ остается 30-40 тыс. чистой прибыли. В каждой точке у нас работают два сотрудника по графику 2/2. В горячие сезоны, вроде 8 марта или Нового года, подключаю дополнительных работников.

Самое быстрое открытие у нас заняло 10 дней, а самое долгое — месяц. На следующий день, когда одобрили место для первого ПВЗ, я уже поехал за стройматериалами и начал ремонт. Вообще, больше всего времени занимает не согласование и даже не работа с документами, а изготовление мебели. Все действия со стороны маркетплейса проходят очень быстро — 3-4 рабочих дня максимум. Все остальное связано с работами на месте.

Когда я открывал вторую точку, я уже знал, что открою и третью. Поэтому закупил материалов сразу в два раза больше, так получилось дешевле. С мебелью то же самое — ее оставалось только собрать. Этим я значительно сократил срок открытия ПВЗ.

Что нравится в работе

Не забиваем голову. В первой точке мы работали по системе «Оплата при получении». Нужно было содержать кассу, постоянно делать отчеты, проводить инкассацию. И когда Ozon отменил эту систему, стало намного легче — человек приходит, забирает заказ, уходит. Не нужно заморачиваться банально из-за сдачи. Если нужен возврат, то он просто отдает нам заказ, а деньги присылает ему Ozon на тот же счет, нам делать ничего не нужно.

Совмещаю бизнес с работой. Светлана посвящает Ozon больше времени, так как я совмещаю предпринимательство с основной работой — и одно другому совсем не мешает. Жена ведет бухгалтерию и кадровый учет, а я отвечаю за технические вопросы, работу с подрядчиками, открытия и т.д. Работаю ведущим инженером в РЖД с 8 утра до 5 вечера и у меня еще хватает времени учиться заочно по технической специальности. Конечно, насколько легко жонглировать бизнесом, работой и учебой — решать вам, но у меня пока все получается.

Руководим и учимся. Тот опыт, который дает Ozon, нельзя получить где-то еще. Если бы не наш бизнес, мы бы вряд ли научились нанимать людей на работу, проводить собеседования, договариваться с подрядчиками, снимать помещение в аренду. Этот опыт помогает даже в повседневной жизни, не только в бизнесе.

Возможности партнерства с Ozon

Не обязаны все делать сами. Чтобы открыть ПВЗ, достаточно открыть ИП или ООО и приметить место для аренды. На сайте Ozon четко показано, какие территории уже заняты, а какие свободны. Все прозрачно — вы видите, кто и когда согласовывает вашу заявку. После открытия Ozon бесплатно уведомляет жителей о новых точках либо рассылкой, либо городской рекламой.

Менеджер площадки заранее анализирует рынок и аудиторию и выбирает лучший вариант. Наш адрес появился в приложении, на сайте и даже в sms — уже активные покупатели из этого района получили сообщение об открытии новой точки. А нашему знакомому из другого района оформили баннер с адресом его нового ПВЗ.

Получаем прибыль из нескольких каналов. В Новосибирске, на мой взгляд, слишком много торговых сетей. Выходишь из дома и видишь ряды одинаковых магазинов одежды, продуктовых и т.д. С пунктами выдачи мы были уверены, что займем свою нишу. Потому что тогда во всем городе их было не больше пяти. Сейчас кроме ПВЗ мы настраиваем работу с постаматами и, в целом, создаем свою систему. Выстраиваем логистику и анализируем эффект от нее — если все сложится, применим эту схему на каждой точке. Еще планируем скоро сами стать продавцами на площадке, пока что присматриваем свой товар на opendata.ozon.ru.

Начать продавать на Ozon