От гаража до логистической компании

Привет, я Джамалай Бултаев

На Ozon без сумасшедших бюджетов и рекламы мы смогли стать лидером ниши.
Год основания компании: 2019
Расположение компании: Москва
Начало торговли на Ozon: март 2019
Привет, я Джамалай Бултаев, основатель компании «Просто доставка» и первый логистический партнер Ozon

О бизнесе я мечтал еще со школы — хотелось делать что-то свое, привлекать и организовывать людей, строить большую компанию. В 2013 году открыл обувной интернет-магазин, он проработал 2-3 года, пока я не решил открыть с братом более крупное дело — таксопарк. Привлекли инвестора, купили 24 машины и наняли водителей. Сначала все было здорово, но из-за конкуренции мы решили перейти в доставку. Как раз в тот момент я уехал с семьей в Будапешт.

Друг из Москвы тогда начал продавать на Ozon и рассказывал всякие ужасы про отгрузку на склады маркетплейса: огромные очереди, отказы в приемке, путаницу с документами. На рынке еще не было такой компании, которая могла бы забрать и отгрузить товар без проблем. Я быстро переориентировал таксопарк в доставку для маркетплейсов и написал об этом в соцсетях. 2 марта 2019 года начался наш большой путь — мы совершили первую поездку в Коледино.

Как все начиналось

Первое время мы были единственной специализированной компанией, которая возит товары на склады Ozon и других маркетплейсов. Для меня это было удивительно — спрос был и остается огромным, но никто его не закрывает. Только спустя год Деловые линии и ПЭК начали создавать внутри своих компаний подразделения специально для этих площадок.

Мы быстро росли благодаря сарафанному радио, хотя зарабатывали не так много — вкладывались в помещения, машины, сайт, персонал. Первый склад открыли на Варшавском шоссе, потом расширились и переехали на Тарный проезд.

Сейчас обслуживаем больше 2500 селлеров из разных маркетплейсов — 70% из них работают с Ozon. Здесь мы выступаем как заявленные партнеры и площадка рекомендует нас селлерам как проверенного подрядчика.

Ценные уроки маркетплейса

Маркетплейсы обеспечивают современный быт. Это гигантские машины по обслуживанию человеческого аппетита. За микроволновыми печками, детскими колясками или разноцветными масками можно не ходить в магазин, а купить все онлайн. И быть в этой системе и приносить пользу - большая удача. ПростоДоставка делает товар селлера ближе покупателю.

Логистика — это очень сложно. Если бы я выбрал другую сферу, то работать было бы легче. Нужно одновременно задействовать много ресурсов, а идеальные планы иногда рушатся. Однажды под Новый год отправили машину в Казань и она сломалась посреди трассы. Вызвали эвакуатор, доехали на нем до склада и выгрузили товар — наша задача сдать товар селлера маркетплейсу. Приходится оперативно решать и такие проблемы, но это очень интересно.

Логистика на Ozon — это не только доставка из точки А в точку В. Если груз не принимают из-за упаковки, срока годности или чего-то еще, он возвращается к нам на склад под ответственное хранение. Еще набирают обороты услуги по складским операциям — часто бывает, что мы сначала забираем товар клиента от его поставщика, упаковываем по регламенту Ozon и потом сами отвозим на склад маркетплейса.

Позитивные изменения в бизнесе

Ozon прислушался к советам по улучшению приемки. Когда мы изучили логистику Ozon изнутри и стали относиться к грузам как к своим собственным — стали открыто обсуждать проблемы с приемкой. Тогда у работников не было четких инструкций и иногда они могли без объяснения развернуть машину с несколькими тоннами груза, нахамить, закрыть перед носом ворота и не отвечать. А селлер из-за этого терял деньги не только на out-of-stock, но и на многочасовом ожидании водителя.

Мы писали менеджерам в соцсетях, в личные сообщения, звонили с утра до вечера. Никто в Ozon не сказал, что мы лезем не в свое дело, наоборот, они были рады, что мы указали на пробелы и хотим все исправить.

У каждого селлера был свой временной интервал, когда он мог сдать товар — если 1 из 20 клиентов опоздал, разворачивали всю машину. Естественно, транспортной компании это неудобно — мы везем сборный груз от разных селлеров и нам нужно сдать его весь за один раз. Поэтому мы договорились с Ozon, чтобы по слотам принимали не селлеров, а компании — служба 1 сдает груз с 13:00 до 15:00, после нее приезжает служба 2.

Создали чат поддержки селлеров. Привлекли клиентов, сделали рассылку, подключили менеджеров Ozon. Пока что это единственный чат в Telegram, который оперативно помогает партнерам маркетплейса с доставками. Если хотите попасть в этот чат, пишите мне и я вас обязательно добавлю. Судя по последним отзывам водителей, все очень корректно и мило — говорят, что над сервисом стали работать.

Очень быстро растем. Сначала работали только по Москве, потом подключили Казань и Санкт-Петербург, где нашли несколько сотен клиентов. Первый наш склад был всего 40 кв. м, а нынешние два на севере и юге Москвы — 700 кв. м в общем. Ближе к осени планируем открыть первый фулфилмент полного цикла в Казани. Будем упаковывать, сортировать товары и доставлять заказы по региональным складам и пунктам выдачи.

Задаем планку другим компаниям. В основном, мы доставляли грузы только FBO-селлеров, но недавно подключили и FBS — теперь привозим товары не только на склад, но и прямо в пункты выдачи заказов. Когда только оформляли эту услугу на сайте, сами просчитывали тарифы, придумали привязку к коробам, составили регламенты для погрузки и разгрузки. Многие нас копируют, но мы тоже учимся у лучших, поэтому не жалуемся.

Что нравится в работе

Работаю удаленно с самого начала. У руководителей небольших предприятий есть одна общая проблема — неумение делегировать. Из-за этого люди перегружаются, злятся, и, в конце концов, перегорают. На удаленке ты вынужден отдавать часть ответственности другим, и это нормально. Ozon позволяет управлять крупной логистической сетью из Будапешта.

Утром я обычно проверяю отчеты, которые мне присылают накануне вечером, и замеряю по ним «температуру» — в день приходит около 160 заявок. Часто созваниваюсь с коллегами, могу следить за складом по камерам, подключить к разговору логистов и обсудить насущные проблемы. Отсюда я могу смотреть на компанию «сверху» и работать над системой, а не в системе. Но это не значит, что проектом обязательно управлять удаленно — я достаточно часто летаю в Москву, и всегда рад видеть свою команду.

Широкое поле для деятельности. Месячный оборот компании выражается семизначным числом. Но наш проект я оцениваю по другим показателям — возможностям и перспективам. С хорошим менеджментом это число может стать и в тысячу раз больше. Потенциал рынка и Ozon в частности настолько велик, что не знаешь за что браться — все задачи кажутся интересными. Но пока наша сверхзадача — рост в 100 раз и мы ищем партнеров с компетенциями и инвестициями, которые смогут нам в этом помочь.

Стать партнером Ozon