Ozon превратил мое хобби в бизнес и сохранил продажи в пандемию

Привет, я Юрий Шаболин

Ozon заменил мне 5 каналов сбыта и сохранил объемы продаж в пандемию.
Год основания компании: 2014
Расположение компании: Екатеринбург
Начало торговли на Ozon: ноябрь 2019
Привет, я Юрий Шаболин, производитель фруктовых снеков «Русская классика»

Как и многие, я начинал заниматься бизнесом в 90-х. Пробовал себя в разных сферах, но самую подходящую нашел лишь в 2013 году — стал производить и продавать иван-чай. Скоро добавилось и изготовление фруктовых чипсов. Офлайн продажи шли хорошо вплоть до начала пандемии, и меня спасли маркетплейсы.

Как все начиналось

Мне всегда нравилось что-то создавать, и все мои бизнесы строились на производстве. Раньше я делал активированный уголь для водяных фильтров и таблеток, но производственный цех сгорел со всем содержимым. В это же время мой друг предложил мне б/у оборудование для производства чая.

Вспомнился принцип, которому нас учили в политехническом институте: «Железяка должна работать». Починили аппарат и стали тестировать — первые 300 кг просто выбросили, ничего не получалось. С друзьями из НИИ биотехнологии и наноматериалов продумали правильный способ ферментации и сушки, начали производство, позже стали делать чипсы из фруктов и овощей.

У нас постоянно закупались кафе, кофейни, минимаркеты, аэропорты, магазины, офисы и оптовики. В начале 2020 эти продажи остановились. Маркетплейсы, в частности, Ozon, помогли сохранить обороты и открыли новые возможности в кризис.

Какие извлек уроки

Чем больше актуальных каналов сбыта, тем лучше. Я зарегистрировался на Ozon в ноябре 2019, когда вся история с маркетплейсами только начиналась. Тогда я даже не предполагал, что через пару месяцев продажи в привычных кафе и магазинах упадут практически до нуля. У знакомых предпринимателей обороты снизились на 95%. Если бы мы вовремя не вышли на маркетплейсы, все закончилось бы печально. В начале 2020 года мне удалось сохранить 60% продаж, затем количество постепенно увеличилось.

Ozon — это целая экосистема, а не просто витрина. Мы обратились к техпартнеру, который курировал весь процесс регистрации. Он сопровождал нас на каждом этапе, объяснял технические тонкости платформы. Техпартнер (Ринат, спасибо!) всегда помогал нам, практически весь день был на связи. Я не совсем понимаю тех, кто говорит, что на маркетплейсах сложно — это не так. Это целая экосистема, которая делает все для удобства селлеров, а если что-то непонятно, всегда можно обратиться к техпартнеру.

Подробнее о техпартнерах Ozon

Как изменился бизнес

Ozon дал мне стабильность и рост. Мои товары стали чаще появляться у покупателей на экранах за счет внутренних рекламных акций. Одна из них помогла сделать самый крупный заказ в этом году — комплект подарочных наборов на 23 февраля стоимостью 30 тысяч рублей. Всего за 2020 год мы продали больше чем на полмиллиона рублей.

Я открыл для себя регионы, в которые раньше даже не планировал продавать, некоторые меня и вовсе удивили. Весной 2020 года заказы шли из Москвы и области, Санкт-Петербурга, Казани. С осени стали заказывать все: от Красноярска до Калининграда. Я был в шоке, когда мои апельсиновые цукаты купили в Краснодаре. Отправлял яблочные чипсы в Чечню — а ведь это тоже самое, как если бы у нас на Урале покупали пельмени из Ингушетии. Так что на маркетплейсах возможно все.

Зарегистрироваться на Ozon

Что нравится в работе

Мне нравится работать со своего склада. У меня сейчас 60 товаров и, допустим, несколько из них могут вообще не продаваться. Я это вижу, фиксирую и понимаю, что продукт надо снять и не загружать на остатки. Такой инструмент экономит кучу денег, показывая сразу, что людям нравится, а что нет. Например, в сентябре тестировал новый набор для глинтвейна, он разошелся очень хорошо — в личном кабинете все видно. Планирую запустить еще три вида продукции.

Не контролирую оплату, она приходит 15 и 25 числа и ее ни разу не задерживали, в этом плане я доверяю Ozon на 100%. Что нельзя сказать о некоторых оптовиках, которые иногда кормят завтраками.

Меня удивляет, когда люди спрашивают: «А сколько процентов берет Ozon?». У каждой категории свои расценки, их нужно внимательно изучать. Но комиссии — это не самое главное, на чем нужно концентрироваться. В маркетплейсах у меня на первом месте стоят логистика, упаковка, сроки. Ozon ведь не просто размещает товары, он их рекламирует, пакует, развозит и прочее. Мне остается только производить товар и следить за их спросом.

Ozon берет на себя десятки функций продавца и доводит все до автоматизма. Первое, что я теперь делаю утром — проверяю личный кабинет селлера. Для меня это уже привычно, что я сплю, а маркетплейс продает.