Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Что такое маркетплейс

Девушка разбирает покупки

По данным Data Insight, основной рост рынка онлайн-продаж происходит за счёт маркетплейсов. Например, в 2022 году на долю самых крупных площадок приходился 71% заказов, а за первое полугодие 2023 года объём продаж на них увеличился на 35%. Разбираемся, как устроены маркетплейсы, почему их выбирает всё больше онлайн-покупателей и выгодны ли они продавцам.

Что такое маркетплейс

В реальной жизни за свежими овощами зачастую идут на рынок, а за одеждой — в торговый центр. Это удобно, поскольку в одном месте собрано много продавцов с разными предложениями. В интернете вместо рынков и ТЦ работают маркетплейсы.

Маркетплейс — это торговая площадка, которая помогает продавцам и покупателям найти друг друга в интернете. На маркетплейсе собраны миллионы товаров самых разных категорий — от продуктов питания до одежды и бытовой техники. 

Клиенты заходят в этот виртуальный ТЦ, потому что им удобно делать покупки в одном месте со множеством магазинов. А продавцам выгодно размещать свои товары на маркетплейсе из-за большого количества потенциальных покупателей.

Такие площадки постепенно вытесняют интернет-магазины и фокусируют онлайн-торговлю на себе. Например, по данным Data Insight, за второе полугодие 2022 года объём продаж пятёрки крупнейших маркетплейсов, куда входит и Ozon, составил более 500 млрд ₽ и 400 млн заказов — от онлайн-рынка это 44% и 69% соответственно.

Как работают маркетплейсы

Электронные торговые площадки предлагают продавцам и покупателям платформу, на которой они могут друг друга найти. Это может быть сайт или приложение. Для покупателей доступ к площадке свободный — понадобится лишь создать личный кабинет. Продавцы же, прежде чем разместить товары на маркетплейсе, принимают условия площадки. Маркетплейс устанавливает:

  • что можно и нельзя продавать;
  • как оформлять карточки товаров;
  • за какие услуги и сколько платить: например, вознаграждение за продажу, фиксированная плата за размещение на складе, ежемесячная подписка на дополнительные услуги.
КтоЧто делают 
Продавцы

Создают внутри маркетплейса свои магазины. Поэтому товар одного производителя могут продавать одновременно два продавца. Задача каждого продавца — привлечь покупателей. Например, информативной карточкой товара, быстрой доставкой, низкой ценой или отзывами и оценками довольных клиентов.

Продавцы выбирают, по какой схеме им комфортнее сотрудничать с маркетплейсом. Например, если продавец использует несколько каналов продаж и у него есть свой склад, то он может хранить товары у себя, а доставлять их логистической службой маркетплейса или любой другой транспортной компанией.

ПокупателиСравнивают предложения продавцов и оформляют заказ. При этом они могут положить в корзину товары разных магазинов и купить их все одним платежом. После получения заказа клиенты могут оценить товар и оставить ему отзыв, чтобы помочь другим сделать выбор.
МаркетплейсПоказывает потенциальным покупателям товары, бесплатно или за деньги продвигает магазины и их ассортимент. Площадка размещает продукцию на своих складах и доставляет её клиентам либо предоставляет возможность организовывать всю логистику самим продавцам. 

Зарабатывают маркетплейсы разными способами. Они берут плату с продавцов за то, что:

  • продвигают товары на сайте или в приложении;
  • приводят клиентов;
  • обрабатывают заказы и возвраты;
  • размещают продукцию на складах;
  • доставляют заказы;
  • оказывают дополнительные услуги.

Каждый маркетплейс предлагает свои условия сотрудничества. Например, с каждой продажи Ozon забирает у продавца вознаграждение в размере от 2 до 24% в зависимости от категории товара.

Плюсы маркетплейсов для покупателей

Клиенты могут найти всё что угодно на одной платформе и тут же это заказать — это главное преимущество электронных торговых площадок. Другие плюсы:

  • Расширенные функции поиска. На маркетплейсах много предложений разных продавцов, поэтому зачастую площадки предлагают сортировать товары по нужным параметрам. Например, если клиент ищет ноутбук, то он может выбрать подходящий диапазон цен, объём памяти, тип накопителя, размер и даже цвет.
  • Простое сравнение. Покупатель может добавить в корзину несколько похожих товаров разных продавцов и оценить характеристики каждого из них в одном месте. Некоторые маркетплейсы, в том числе и Ozon, могут собрать даже сравнительную таблицу.
  • Рейтинги и отзывы. У клиентов есть возможность оценить товар и оставить обратную связь продавцу. Поэтому потенциальным покупателям проще решиться на покупку. 
  • Удобная и безопасная оплата. Маркетплейс обеспечивает работу платёжной системы и защищает транзакции и покупателя, и продавца. А ещё при заказе товаров у разных продавцов клиенту не придётся оплачивать заказ частями — купить хоть целую корзину можно за раз, при этом каждый продавец получит свою долю без всяких задержек и дополнительных расчётов.
  • Доверие. Маркетплейс защищает клиентов от мошенников. Например, если покупателю не понравится товар или придёт не то, что он заказывал, — вернуть деньги намного проще, чем в обычном магазине.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Как вернуть товар на Ozon

Прочитать

Маркетплейсы выгодны всем: продавцы получают эффективный канал продаж, а покупатели — место, где есть всё что угодно, по конкурентным ценам и в большом количестве.

Кто продаёт товары на маркетплейсах

Особенность торговых площадок в том, что открыть магазин на них могут:

  • дистрибьюторы — магазины, которые получают у брендов право на распространение их продукции;
  • бренды, которые могут закупать товар у одного производителя, но торговать им под своей маркой;
  • производители, которые сами выпускают товары.

Большая часть продавцов на маркетплейсах, впрочем как и в офлайне, — дистрибьюторы. По данным Data Insight, их количество на разных площадках достигает 40–50%.

Виды маркетплейсов

Часто считают, что все маркетплейсы в интернете одинаковые, но это не всегда так. Торговые площадки тоже бывают разными: на одних размещают только товары, на других — предлагают услуги.

Есть площадки, которые фокусируются на одной нише, например на аксессуарах для автомобилей, — их называют вертикальными. Но больше всего покупателей приходит на маркетплейсы, где можно одновременно купить товары разных категорий: например, чайник, корм для кота и обои. 

Ozon — это маркетплейс, на котором представлено более 100 млн товарных наименований.

Когда дело доходит до целевой аудитории, маркетплейсы делятся на три категории:

  • бизнес для бизнеса (B2B) — продавцы-юрлица предлагают свои товары или услуги оптом покупателям, как правило, другим предпринимателям и компаниям для перепродажи;
  • бизнес для клиента (B2C) — компании-юрлица предлагают свои товары и услуги конечным потребителям в розницу;
  • клиент для клиента (C2C) — товары продают физлица другим физлицам в розницу.

Продавцы на Ozon могут продавать свою продукцию как розничным клиентам-физлицам (B2C), так и клиентам-юрлицам (B2B).

Кому стоит размещаться на маркетплейсах

Маркетплейсы — это самый быстрорастущий канал продаж. Они создают здоровую конкурентную среду, где небольшие компании соседствуют с известными брендами и тоже получают прибыль. Поэтому торговать на маркетплейсах выгодно практически всем:

  • владельцам офлайн-магазинов;
  • дистрибьюторам;
  • дропшипперам;
  • неспециализированным и специализированным интернет-магазинам;
  • крупным брендам и производителям.

Пройти бесплатный курс о продажах на Ozon

Маркетплейсы подходят тем, кто хочет быстро начать торговлю в интернете, масштабировать бизнес или перейти из офлайна в онлайн. Например, по итогам 3-го квартала 2023 года оборот продавцов Ozon вырос в 2,6 раза по сравнению со 2-м кварталом. Благодаря этим и другим факторам маркетплейс ожидает, что по итогам всего 2023 года оборот всей площадки увеличится на 90–100% по сравнению с прошлым годом. Другие результаты тоже впечатляют — маркетплейс растёт, а вместе с ним и бизнес продавцов и партнёров:

Плюсы маркетплейсов для продавцов

Самое большое преимущество маркетплейсов — гигантская клиентская база. Например, Ozon уже использует больше половины всех онлайн-покупателей в русском интернете. Но есть и другие плюсы:

  • Новая аудитория. Торговые площадки существенно расширяют географию продаж: товары не будут ограничены одним населённым пунктом или даже страной. 
  • Доступность. Магазины на маркетплейсе регистрируют за пару дней. Для торговли товарами собственного производства достаточно оформить статус самозанятого.
  • Дополнительный канал продаж. Если уже есть свой бизнес в офлайне или на другой площадке, его можно быстро масштабировать с помощью маркетплейса.
  • Экономия. За регистрацию магазина на маркетплейсе не нужно платить. Также покупатели замечают нового продавца без больших вложений на старте: не понадобится тратить деньги на создание и поддержание сайта, оформление и продвижение соцсетей, настройку эквайринга.
  • Доступ к инструментам аналитики. Маркетплейсы автоматически считают, сколько товаров купили и как много осталось в наличии, а также собирают другие важные данные. Например, продавец Ozon может посмотреть, в каких регионах чаще покупают его продукцию, какие товары лучше продаются в его нише, кто чаще всего становится его клиентом.
  • Готовый алгоритм продаж. Продавцу достаточно лишь загрузить карточки товаров и доставить их маркетплейсу либо клиенту. Не нужно настраивать способы оплаты, формировать чеки, управлять остатками. Площадка даже может взять на себя логистику и хранение товаров. Например, Ozon предлагает разные схемы работы — продавец выбирает самую удобную для него.
  • Доверие клиентов. Часто онлайн-покупатели боятся заказывать в непроверенных магазинах. Имидж маркетплейса формирует доверие даже к новым продавцам.
  • Высокие позиции в поисковой выдаче. Сайты торговых площадок хорошо оптимизированы. Если вбить в поисковике название товара, то первые ссылки в выдаче будут вести на маркетплейсы. Кроме того, покупатели всё чаще в запросах указывают площадку: например, «купить фен озон».

Станьте продавцом Ozon

Всё уже готово для вашего бизнеса: зарегистрируйтесь на маркетплейсе бесплатно и загрузите товары

Поделиться:

Содержание статьи

Микаил Фидан

Микаил Фидан

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также