Как вернуть товар на Ozon
Как увеличить конверсию: способы продавать больше
Как превратить посетителя в покупателя
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
По данным Data Insight, основной рост рынка онлайн-продаж происходит за счёт маркетплейсов. Например, в 2022 году на долю самых крупных площадок приходился 71% заказов, а за первое полугодие 2023 года объём продаж на них увеличился на 35%. Разбираемся, как устроены маркетплейсы, почему их выбирает всё больше онлайн-покупателей и выгодны ли они продавцам.
В реальной жизни за свежими овощами зачастую идут на рынок, а за одеждой — в торговый центр. Это удобно, поскольку в одном месте собрано много продавцов с разными предложениями. В интернете вместо рынков и ТЦ работают маркетплейсы.
Маркетплейс — это торговая площадка, которая помогает продавцам и покупателям найти друг друга в интернете. На маркетплейсе собраны миллионы товаров самых разных категорий — от продуктов питания до одежды и бытовой техники.
Клиенты заходят в этот виртуальный ТЦ, потому что им удобно делать покупки в одном месте со множеством магазинов. А продавцам выгодно размещать свои товары на маркетплейсе из-за большого количества потенциальных покупателей.
Такие площадки постепенно вытесняют интернет-магазины и фокусируют онлайн-торговлю на себе. Например, по данным Data Insight, за второе полугодие 2022 года объём продаж пятёрки крупнейших маркетплейсов, куда входит и Ozon, составил более 500 млрд ₽ и 400 млн заказов — от онлайн-рынка это 44% и 69% соответственно.
Электронные торговые площадки предлагают продавцам и покупателям платформу, на которой они могут друг друга найти. Это может быть сайт или приложение. Для покупателей доступ к площадке свободный — понадобится лишь создать личный кабинет. Продавцы же, прежде чем разместить товары на маркетплейсе, принимают условия площадки. Маркетплейс устанавливает:
Кто | Что делают |
---|---|
Продавцы | Создают внутри маркетплейса свои магазины. Поэтому товар одного производителя могут продавать одновременно два продавца. Задача каждого продавца — привлечь покупателей. Например, информативной карточкой товара, быстрой доставкой, низкой ценой или отзывами и оценками довольных клиентов. Продавцы выбирают, по какой схеме им комфортнее сотрудничать с маркетплейсом. Например, если продавец использует несколько каналов продаж и у него есть свой склад, то он может хранить товары у себя, а доставлять их логистической службой маркетплейса или любой другой транспортной компанией. |
Покупатели | Сравнивают предложения продавцов и оформляют заказ. При этом они могут положить в корзину товары разных магазинов и купить их все одним платежом. После получения заказа клиенты могут оценить товар и оставить ему отзыв, чтобы помочь другим сделать выбор. |
Маркетплейс | Показывает потенциальным покупателям товары, бесплатно или за деньги продвигает магазины и их ассортимент. Площадка размещает продукцию на своих складах и доставляет её клиентам либо предоставляет возможность организовывать всю логистику самим продавцам. |
Зарабатывают маркетплейсы разными способами. Они берут плату с продавцов за то, что:
Каждый маркетплейс предлагает свои условия сотрудничества. Например, с каждой продажи Ozon забирает у продавца вознаграждение в размере от 2 до 24% в зависимости от категории товара.
Клиенты могут найти всё что угодно на одной платформе и тут же это заказать — это главное преимущество электронных торговых площадок. Другие плюсы:
Маркетплейсы выгодны всем: продавцы получают эффективный канал продаж, а покупатели — место, где есть всё что угодно, по конкурентным ценам и в большом количестве.
Особенность торговых площадок в том, что открыть магазин на них могут:
Большая часть продавцов на маркетплейсах, впрочем как и в офлайне, — дистрибьюторы. По данным Data Insight, их количество на разных площадках достигает 40–50%.
Часто считают, что все маркетплейсы в интернете одинаковые, но это не всегда так. Торговые площадки тоже бывают разными: на одних размещают только товары, на других — предлагают услуги.
Есть площадки, которые фокусируются на одной нише, например на аксессуарах для автомобилей, — их называют вертикальными. Но больше всего покупателей приходит на маркетплейсы, где можно одновременно купить товары разных категорий: например, чайник, корм для кота и обои.
Ozon — это маркетплейс, на котором представлено более 100 млн товарных наименований.
Когда дело доходит до целевой аудитории, маркетплейсы делятся на три категории:
Продавцы на Ozon могут продавать свою продукцию как розничным клиентам-физлицам (B2C), так и клиентам-юрлицам (B2B).
Маркетплейсы — это самый быстрорастущий канал продаж. Они создают здоровую конкурентную среду, где небольшие компании соседствуют с известными брендами и тоже получают прибыль. Поэтому торговать на маркетплейсах выгодно практически всем:
Пройти бесплатный курс о продажах на Ozon
Маркетплейсы подходят тем, кто хочет быстро начать торговлю в интернете, масштабировать бизнес или перейти из офлайна в онлайн. Например, по итогам 3-го квартала 2023 года оборот продавцов Ozon вырос в 2,6 раза по сравнению со 2-м кварталом. Благодаря этим и другим факторам маркетплейс ожидает, что по итогам всего 2023 года оборот всей площадки увеличится на 90–100% по сравнению с прошлым годом. Другие результаты тоже впечатляют — маркетплейс растёт, а вместе с ним и бизнес продавцов и партнёров:
Самое большое преимущество маркетплейсов — гигантская клиентская база. Например, Ozon уже использует больше половины всех онлайн-покупателей в русском интернете. Но есть и другие плюсы:
Содержание статьи
Что такое маркетплейс
Как работают маркетплейсы
Плюсы маркетплейсов для покупателей
Кто продаёт товары на маркетплейсах
Виды маркетплейсов
Кому стоит размещаться на маркетплейсах
Плюсы маркетплейсов для продавцов
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как увеличить конверсию: способы продавать больше
Как превратить посетителя в покупателя
Соцконтракт: как получить от государства 350 000 ₽
Стартовый капитал на открытие бизнеса на Ozon
Нужно ли обновлять личные данные при смене фамилии?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Как работает фотоворонка на маркетплейсе
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе