Бестселлер

Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами

Что такое персональные данные и как с ними работать

Компьютер

Когда вы нанимаете сотрудников, заключаете договор с поставщиком или просите клиентов ввести информацию о себе, например email, телефон или имя, вы получаете персональные данные. С 30 мая 2025 года штрафы за неправильную обработку персданных могут достигать 500 млн ₽. В этой статье расскажем, как правильно работать с такими сведениями и не рисковать крупными штрафами. Михаил Ратушный, руководитель практики защиты персональных данных Ozon, объяснил, что должен знать каждый предприниматель, чтобы не нарушить закон.

Что такое персональные данные

Российский закон намеренно определяет персональные данные максимально широко.

Персональными данными считается любая информация, которая прямо или косвенно относится к определённому или определяемому физическому лицу.

Такой информацией может быть не только фамилия, имя, отчество, номер паспорта или ИНН, но и геолокация пользователя или его история заказов на сайте. Часто эти данные позволяют идентифицировать человека не сами по себе, а только в сочетании друг с другом.

Поэтому в законе и говорится как об определённом, так и об определяемом лице.

Определённое лицо — это когда вы точно знаете, что человек с конкретными Ф. И. О. или номером телефона и есть ваш клиент. А определяемое лицо — это когда какой-то идентификатор (например, ID или логин) в вашей CRM-системе может дать более полную информацию о клиенте, например его адрес или список последних заказов. Или если вы ещё не знаете конкретного человека, но, собрав дополнительные сведения о нём, сможете его идентифицировать. Так, на основе адресов, куда человек заказывал товары последние несколько раз, можно предположить, где он живёт или работает.

Исчерпывающего списка того, что считается персональными данными, не существует. 

У предпринимателей обычно копится такая информация:

  • Ф. И. О.;
  • номера телефонов;
  • электронные почты;
  • паспортные данные;
  • домашние и рабочие адреса;
  • даты рождения;
  • гражданство;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • данные платёжных карт и банковские реквизиты.

Кроме того, если у вас есть сайт, то вы обрабатываете технические идентификаторы, которые могут обладать свойствами персональных данных, например IP-адреса и содержимое файлов cookies.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Как бизнесу защитить свои данные

Прочитать

В какой момент вы получаете персональные данные

Бизнес чаще всего работает с данными клиентов, деловых партнёров и сотрудников.

Если вы продаёте товары или оказываете услуги, вам необходимо идентифицировать своих клиентов. Например, вы просите покупателя заполнить форму на сайте, где он указывает свои контактные данные.

Нельзя собирать и обрабатывать данных больше, чем вам нужно для заявленной цели. Например, вы не должны просить человека указывать паспортные данные, если он не приобретает товар 18+ или не ждёт заказ из-за границы.

Заключая договор с поставщиком или подрядчиком, вы также узнаёте персданные. Несмотря на то что в законе говорится о физических лицах, он касается и данных ваших деловых партнёров — индивидуальных предпринимателей, самозанятых и представителей юридических лиц.

Принимая на работу сотрудника, вы получаете о нём много сведений и тоже несёте за это ответственность. Обработку персональных данных сотрудников регулирует не только Федеральный закон «О персональных данных», но и глава 14 Трудового кодекса РФ.

С 30 мая 2025 года все персональные данные нужно локализовать. Это значит, что если вы собираете данные россиян через зарубежные сервисы (например, Telegram или Google Forms) — вам нужно хранить всю информацию в базе данных, которая физически находится в России. За нарушение правил для ИП и юрлиц ввели штрафы — от 1 млн до 18 млн ₽. Чтобы избежать наказания, перенесите всё в российскую базу или перейдите на платформы, которые работают с российскими серверами.

Главные правила для тех, кто собирает и использует персданные

Всем кто имеет дело с персональными данными, важно соблюдать несколько правил:

  1. Чтобы собирать персональные данные, нужно правовое основание — например, согласие.
  2. Необходимо заранее обозначить цель обработки персональных данных — иначе по закону вы не сможете их использовать. Информацию нужно будет просто уничтожить.
  3. Использовать персданные можно только с той целью, с которой они получены.

Представьте, что Иван — владелец небольшого интернет-магазина. Он собирает персональные данные покупателей, чтобы доставлять заказы. Клиенты ставят галочку на этапе оформления покупки. В какой-то момент Иван собрал значительную клиентскую базу и решил запустить рекламную акцию, которая должна увеличить его продажи. Однако клиенты не давали Ивану согласие на получение рекламы — поэтому, если Иван сделает рассылку о старте акции, он нарушит их права и может получить штраф.

  1. Данные должны надёжно храниться. Например, договоры с партнёрами стоит держать в помещении, куда не может зайти любой сотрудник или гость.
  2. Хранить данные «на всякий случай» или дольше, чем это объективно необходимо, — запрещено.

Собрали в таблице типичные ошибки при работе с персональными данными и штрафы, которые за них можно получить.

За что могут оштрафоватьПримерШтраф*
Если использовать персональные данные не по назначениюОтправили рекламу клиенту, который оставлял телефон только для доставкиОт 150 000 до 500 000 ₽ для юрлиц, для ИП — от 50 000 до 100 000 ₽
Если обработка персональных данных происходит без правового основания (например, согласия) или после того, как истёк срок обработкиНе удалили старую клиентскую базу, передали данные третьим лицамОт 150 000 до 500 000 ₽ для юрлиц, для ИП — от 50 000 до 100 000 ₽
Если материальные носители персональных данных плохо защищеныНет сейфа, доступ к личным делам работников не ограничен, любой сотрудник может взять документыОт 50 000 до 100 000 ₽ для юрлиц, для ИП — от 20 000 до 40 000 ₽)

*Подробная информация о штрафах собрана в ст. 13.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как начать собирать персданные

Как только вы начинаете собирать и обрабатывать персданные, вы автоматически становитесь оператором персональных данных. Чтобы всё было по закону, нужно заранее оформить документы и подать уведомление в Роскомнадзор.

Составить документы для работы с персональными данными

В зависимости от ситуации, специфики и размера бизнеса вам могут понадобиться несколько документов, например:

  • политика в отношении обработки персональных данных — обязательный документ, который потребует Роскомнадзор;
  • правила работы с персональными данными — список правил для сотрудников, его можно включить в текст политики;
  • согласие на обработку персональных данных — документ для клиентов, который они должны прочесть и принять перед тем, как передавать вам персданные;
  • положение о неразглашении персональных данных — внутренний документ, который подписывают сотрудники.

Политика в отношении обработки персональных данных — главный источник информации и для людей, чьи данные вы собираете, и для Роскомнадзора. В этом документе говорится, какую информацию вы обрабатываете, как и с какой целью.

В политике нужно указать:

  • список персональных данных, которые вы используете, и их категории — общедоступные, биометрические, специальные или иные;
  • цели, в которых вы обрабатываете эти данные;
  • категории лиц, чьи данные вы собираете;
  • способы и сроки обработки и хранения данных;
  • порядок уничтожения персональных данных.

Документ должно быть легко найти — проще всего разместить его на вашем сайте. Если сайта нет, стоит держать распечатанную политику в офисе или магазине, например в уголке потребителя. Кроме того, важно дать прочитать текст всем сотрудникам под подпись.

Если политика по обработке данных недоступна для клиентов — например, не опубликована на сайте — бизнес заплатит штраф: юрлица — от 30 000 до 60 000 ₽, ИП — от 10 000 до 20 000 ₽. А если клиент напрямую спросил у вас, какие данные вы храните, а вы не ответили или нарушили срок для ответа — штраф может достигать 80 000 ₽.

Найти политику Ozon можно на сайте маркетплейса.

Подать уведомление в Роскомнадзор

Уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных должны практически все — не только юрлица, но и ИП и самозанятые.

Этого можно не делать в единственном случае — если вы не используете ни компьютер, ни любые программы, а записываете персданные на бумаге.

Подать уведомление можно в электронном виде, если у вас есть электронная подпись или личный кабинет на Госуслугах, или в бумажном — письмо необходимо выслать по адресу того управления, которое относится к вам территориально.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Что такое электронная подпись

Прочитать

Во всех случаях форма уведомления одинаковая — она выложена на сайте Роскомнадзора. После того как Роскомнадзор рассмотрит заявление, информация о вас появится в списке операторов персональных данных. Кроме наименования, в нём будет указан ваш юридический адрес, номер телефона и адрес электронной почты.

Если не уведомить Роскомнадзор о том, что вы начали обрабатывать персданные, поменяли цели обработки или передаёте сведения за границу, можно получить штраф — от 100 000 до 300 000 ₽ для юрлиц. Это касается и тех случаев, когда вы просто забыли сделать это вовремя.

Уведомить Роскомнадзор необходимо до того, как вы начнёте собирать персональные данные.

Если что-то изменилось, например вы стали работать с более широким перечнем персданных, нужно подать уточнённое уведомление не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, когда возникли изменения. Если вы перестаёте обрабатывать персональные данные, то у вас есть 10 рабочих дней, чтобы информировать об этом Роскомнадзор.

Получить согласие на обработку персональных данных

Вопреки популярному мнению, есть случаи, когда обрабатывать персональные данные можно и без согласия.

Например, оно не требуется:

  • если персданные необходимы для исполнения закона: например, чтобы отправить информацию о сотрудниках в налоговую;
  • если данные нужны, чтобы соблюсти договор с клиентом: например, вы создаёте клиенту личный кабинет на сайте на основании пользовательского соглашения (оферты). Но при этом вы не можете включить в оферту согласие на получение рекламы, его придётся получать отдельно, — об этом регулярно предупреждает ФАС России.

Полный список легальных оснований для обработки персональных данных можно найти в законе «О персональных данных».

Если согласие на обработку персональных данных вам всё же необходимо, важно помнить о следующем:

  1. Согласие должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Старайтесь включать в него условия, которые содержатся в части 4 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных».
  2. Не делайте согласие бессрочным — ограничивайте срок его действия в соответствии со здравым смыслом и вашими реальными потребностями.
  3. Помните, что даже если человек дал согласие, он может отозвать его в любое время, не объясняя причины. По общему правилу вы должны удалить данные в течение 30 календарных дней. Обязательно опишите, как можно отозвать согласие, — например, на какой адрес отправлять отзыв, что нужно в нём указать. Также продумайте план действий на этот случай.
  4. Если не удалить персданные вовремя — например, после отзыва согласия или по требованию Роскомнадзора — это может закончиться штрафом. Суммы варьируются: от 20 000 до 40 000 ₽ для ИП и от 50 000 до 90 000 ₽ для юрлиц за первое нарушение. При повторных нарушениях наказание ужесточается: от 50 000 до 100 000 ₽ для ИП и от 300 000 до 500 000 ₽ для компаний.

Почитать условия согласия на обработку персональных данных Ozon можно в документах на сайте маркетплейса.

Согласие можно получать как в бумажной, так и в электронной форме.

Иногда закон требует, чтобы согласие было обязательно в письменном виде: например, это касается обработки сведений о состоянии здоровья. Но если у вас интернет-магазин, то, разумеется, не нужно требовать от клиентов скан-копий подписанных ими согласий. Покупателям достаточно поставить галочку в чекбоксе на сайте. Имейте в виду: в спорной ситуации именно вам придётся доказывать, что согласие получено. На этот случай можно хранить лог-файлы или в принципе запретить регистрироваться в магазине и оформлять покупки тем, кто не поставил галочку.

Ответственность за утечку персональных данных

Если произошла утечка, бизнесу важно как можно быстрее уведомить об этом Роскомнадзор. Если этого не сделать — штраф составит от 1 до 3 млн ₽.

Под утечкой понимается любая несанкционированная передача данных, в том числе случайная.

За сам факт утечки могут назначить дополнительный штраф, даже если вы направили уведомление Роскомнадзору. Его размер зависит от количества затронутых данных и их категории:

  • за первую утечку обычных персданных (Ф. И. О, телефон, адрес электронной почты) — от 3 до 15 млн ₽ в зависимости от количества субъектов и идентификаторов;
  • за повторную — от 1 до 3% годовой выручки, но не менее 20 млн ₽ и не более 500 млн ₽;
  • за утечку специальных категорий персональных данных (к ним относятся данные о состоянии здоровья, наличии судимости и др.) — от 10 до 15 млн ₽ уже при первом случае, а за повторный — от 25 млн до 500 млн ₽;

Самые низкие штрафы назначают за утечку обычных персональных данных, таких как Ф. И. О., телефон или email.

Самые высокие штрафы предусмотрены за утечку специальных данных (информация о здоровье, национальности, религиозных или политических убеждениях, об интимной жизни) и биометрии. Такие сведения больше всего затрагивают личную жизнь человека, поэтому ответственность за них серьёзнее.

Последние годы власти уделяют всё больше внимания защите персональных данных. Поэтому, чтобы избежать проблем и штрафов в будущем, лучше сразу подготовить несколько документов и зарегистрироваться в реестре Роскомнадзора.

Подпишитесь на наши сообщества «ВКонтакте» и Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.

Подписаться на сообщество в Telegram

Подписаться на сообщество «ВКонтакте»

Поделиться:

Содержание статьи

Ирина Филатова

Ирина Филатова

экс-шефред «Бестселлера»

Поделиться:

Читать также