Как зарегистрировать юрлицо
Как вывести свой бренд на маркетплейс
Гайд для предпринимателей
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Чтобы вести бизнес на маркетплейсе, можно зарегистрировать самозанятость, ИП или юридическое лицо. Юрлицо даёт бизнесу самые широкие возможности для роста, но здесь важно правильно выбрать тип компании, который лучше всего подойдёт для ваших целей. В статье разобрались, как это сделать.
Если вы собираетесь продавать товары на маркетплейсе, вам нужно оформить самозанятость, стать индивидуальным предпринимателем или открыть компанию. Будущим владельцам ПВЗ также необходимо регистрировать либо ИП, либо юрлицо.
Юрлицо стоит выбрать по нескольким причинам.
Юрлицо позволяет установить чёткую структуру сотрудничества, определяет права и обязанности каждой стороны. Это помогает защитить интересы партнёров и предотвратить возможные конфликты в будущем.
Инвесторы охотнее вкладывают средства в компании, а не в ИП, потому что юрлицо позволяет прозрачно оформить все юридические и финансовые вопросы и защитить интересы инвесторов.
Оформить продажу проще, если это юрлицо, а не бизнес индивидуального предпринимателя.
Российскую компанию можно зарегистрировать где угодно на территории страны, независимо от места регистрации владельца.
При этом у юрлиц есть и ряд минусов, например:
Все юридические лица в России делятся на две формы: некоммерческие и коммерческие. Некоммерческие организации занимаются общественными или социальными вопросами, не связанными с получением прибыли. А главная цель коммерческих юрлиц — получить прибыль и распределить её между участниками.
У тех и других организаций множество видов и подвидов. Они различаются по структуре, правовым требованиям, обязанностям и правам участников или владельцев, уровню ответственности и возможностям привлекать инвестиции.
Некоммерческие организации (НКО) делятся на корпоративные и унитарные. Корпоративные НКО представляют интересы своих членов, а сами члены НКО могут влиять на цели и решения организации. Цель унитарных НКО — улучшать общественные условия и среду, в таких организациях нет членов, а есть только сотрудники и волонтёры.
Благотворительные НКО на Ozon могут принимать пожертвования и продавать свои товары. Узнать больше об этом можно в разделе «Ozon Забота».
Коммерческие компании также бывают корпоративными и унитарными. Имущество корпораций, как правило, делится на доли или паи, учредители могут получать дивиденды в соответствии со своими долями. Унитарные предприятия неделимы, их учреждает государство или муниципалитет, таким организациям не принадлежит имущество, которым они распоряжаются.
Поскольку главная цель продавцов на Ozon и владельцев ПВЗ — заработать, сосредоточимся на типах коммерческих организаций.
Хозяйственные общества — самая популярная форма коммерческих юридических лиц в России. Они включают в себя общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (АО).
ООО подходит разным компаниям, включая небольшие и средние предприятия в сфере услуг, розничной торговли, производства или в IT-секторе. ООО чаще всего выбирают, если учредителей несколько и они не готовы отвечать личным имуществом перед кредиторами.
Плюсы:
Минусы:
Подходит ли для работы с Ozon: ООО — один из главных и самых удобных типов юрлиц для работы на маркетплейсах.
АО обычно учреждают для большого или среднего бизнеса — например, в таких отраслях, как финансовые услуги, производство, телекоммуникации, энергетика и торговля. Эта форма юридического лица позволяет привлекать крупные инвестиции и выпускать акции.
Плюсы:
Минусы:
Подходит ли для работы с Ozon: да. Например, АО может быть продавцом или зарегистрироваться как представитель бренда. Также акционерные общества могут владеть ПВЗ.
Хозяйственные товарищества подходят для небольших предприятий в розничной торговле, сфере услуг, ремонта и обслуживания, в строительстве и ресторанном бизнесе.
Такие компании довольно просто организовать, они позволяют вести бизнес нескольким участникам без излишних административных сложностей. Хозяйственные товарищества состоят как минимум из двух участников — ими могут быть индивидуальные предприниматели или коммерческие компании.
Хозяйственные товарищества делятся на полные и товарищества на вере.
Участники — ИП или компании — вносят собственные деньги и отвечают личным имуществом независимо от размера вклада.
Плюсы:
Минусы:
В него могут входить не только учредители, то есть полные товарищи, но и до 20 вкладчиков. Вкладчиками могут стать и физические, и юридические лица.
Плюсы:
Минусы: те же, что и у полного товарищества.
Подходит ли для работы с Ozon: хозяйственное товарищество может стать продавцом или владеть ПВЗ, но на практике это довольно редкая форма юрлица, в том числе для бизнеса на маркетплейсе.
В хозяйственном партнёрстве может быть до 50 участников, которые вносят средства в развитие организации. Практически все отношения внутри партнёрства можно прописать в соглашении об управлении — это даёт больше возможностей для гибкого сотрудничества участников. В отличие от ООО хозяйственное партнёрство не может создать всего один учредитель, оно не может рекламировать свою деятельность и выпускать акции или облигации.
Лучше всего такая форма подходит для венчурного бизнеса и стартапов.
Плюсы:
Минусы:
Подходит ли для работы с Ozon: не лучший вариант для маркетплейсов и в целом сферы продаж.
Это добровольное объединение для совместной работы. Производственный кооператив состоит минимум из пятерых пайщиков, при этом не менее 75% его участников лично трудятся в кооперативе. Все важные вопросы, связанные с кооперативом, решаются общим голосованием.
Плюсы:
Минусы:
Подходит ли для работы с Ozon: да.
Унитарными могут быть только предприятия, которые учредило государство, субъект Федерации или муниципалитет. От этого зависит и название формы юрлица — ФГУП, ГУП или МУП. Унитарные предприятия не владеют имуществом, но распоряжаются им.
Плюсы:
Минусы:
Подходит ли для работы с Ozon: со стороны Ozon ограничений нет.
Таким образом, выйти на Ozon можно, имея коммерческое юридическое лицо почти любой формы, — маркетплейс не накладывает специальных запретов. Выбирать форму юрлица стоит исходя из количества учредителей или партнёров, того, насколько каждый из них планирует вовлекаться в бизнес, нести ответственность и масштабировать компанию в будущем.
Содержание статьи
Зачем регистрировать юрлицо для работы на маркетплейсе
Какие виды юрлиц существуют
Хозяйственные общества
Хозяйственные товарищества
Хозяйственные партнёрства
Производственный кооператив
Унитарные предприятия
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как вывести свой бренд на маркетплейс
Гайд для предпринимателей
Как оформлять карточки товаров для разных поколений
От бумеров до поколения альфа
Нужно ли обновлять личные данные при смене фамилии?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Как аптечной сети выйти на Ozon в пределах города или области?
Как провести SWOT-анализ
бизнеса
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе