Как вести бизнес
с родственниками
Советы, которые помогут сохранить отношения
и защитить интересы партнёров
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Прежде чем начать любой бизнес, нужно чётко распланировать все расходы. У продавцов на маркетплейсе они тоже есть — от тарифов на логистику до услуг по продвижению товаров. В статье рассказываем о вознаграждении за продажу, комиссиях и других затратах на Ozon.
За каждый проданный товар на маркетплейсе Ozon берёт процент от стоимости — это и есть вознаграждение за продажу. Этот процент зависит от категории товара и схемы работы — со склада маркетплейса (FBO) или со своего склада (FBS или realFBS).
Рассмотрим на примере Елены, она продаёт на Ozon детские коляски. Если клиент заказал товар и не оформил возврат в отведённый срок, коляску можно считать проданной, а значит, Елене нужно заплатить вознаграждение Ozon за удачную сделку.
Коляску купили за 24 000 ₽. Допустим, для детских товаров вознаграждение 19% при продаже со склада маркетплейса (FBO). Значит, Елена заплатит 4560 ₽. Если Елена продаст десять колясок за месяц, то за вычетом вознаграждения ей останется 194 400 ₽.
Чтобы покупатели могли оплачивать товары онлайн с помощью банковских карт, на маркетплейсе должен работать эквайринг. Эту услугу оказывают банки-партнёры, они же устанавливают тарифы.
Например, если коляску Елены, которая стоит 24 000 ₽, оплачивают картой Сбера, то комиссия будет одна, а если покупатель — клиент ВТБ, то другая, но в среднем не выше 1,5% от стоимости товара. Значит, Елена заплатит 360 ₽ маркетплейсу, а тот переправит деньги банку — за эквайринг.
Когда покупатель приобретает товар на маркетплейсе, его нужно доставить до пункта выдачи, постамата или до дверей курьером. Это прямая логистика.
Иногда клиент отказывается выкупать товар, и его нужно вернуть обратно продавцу. Это обратная логистика.
И прямую, и обратную логистику оплачивает продавец, если работает по схемам FBO или FBS, то есть доставляет заказы покупателям транспортной службой Ozon.
Если продавец торгует со своего склада (realFBS) и доставляет собственной курьерской службой или «Партнёрами Ozon», то за логистику напрямую маркетплейсу он не платит. Вместо этого продавец оплачивает услуги собственного курьера или услуги транспортной службы, с которой сотрудничает.
Вернёмся к Елене, у которой купили детскую коляску. Если она будет работать по FBO, значит, весь её товар будет размещаться на складе Ozon, там же его упакуют и отправят покупателю после заказа. За все эти услуги (фулфилмент) заплатит Елена, а не клиент.
Стоимость услуг фулфилмента зависит от объёма товара в литрах, она начисляется за каждый день пребывания товара на складе после окончания бесплатного периода от 90 дней. Допустим, литр оценивается в 1,5 рубля. Чтобы посчитать, сколько стоит размещение, нужно знать точный объём товара: определить его поможет таблица «Расчёт объёма и объёмного веса товара».
В оплату за прямую логистику входит ещё один показатель — индекс локализации. Чем ближе товар к покупателю, тем доставка быстрее и дешевле обходится маркетплейсу. Если индекс локализации выше 75%, продавец получит скидку на логистику до 50%, а если ниже 65%, продавец может заплатить за доставку больше, чем обычно. Индекс локализации рассчитывают по формуле, которую можно найти в «Базе знаний».
Когда товар оказывается в сортировочном центре, остаётся доставить его в пункт выдачи, постамат или до двери клиенту — это называется последней милей и тоже тарифицируется.
Если покупатель отменяет заказ или не выкупает его, то товар нужно вернуть обратно на склад: это обратная логистика, тариф которой равен прямой логистике без учёта индекса локализации.
Представим, что у Елены есть свой склад и все детские коляски она хранит там. Стоимость размещения в этом случае зависит только от Елены. Например, если она арендует этот склад, то ежемесячно будет вносить арендную плату.
Когда покупатель оформит заказ на коляску, Елена сама упакует и привезёт её в пункт приёма или закажет курьера Ozon, и тот заберёт заказ на доставку вместо неё. Когда коляска окажется в пункте приёма, она пройдёт обработку — оприходование и передачу на доставку. Затем коляску отвезут в один из сортировочных центров (прямая логистика), а оттуда уже по адресу клиента (последняя миля).
В итоге Елена заплатит или за курьера, или за обработку посылки на пункте приёма, и обязательно за прямую логистику и последнюю милю. Стоимость логистики будет рассчитываться с учётом индекса локализации. Значение имеет расположение пункта, где Елена отгрузила коляску. Если товар повезут покупателю в том же кластере, это повысит индекс локализации и снизит стоимость доставки. Если коляска отправится в другой кластер, логистика обойдётся дороже.
Если коляску покупатель вернёт, Елене нужно будет оплатить обратную логистику, которая равна прямой логистике без учёта последней мили.
Раньше по стандартному графику выплат продавец получал деньги два раза в месяц.
С 11 декабря 2024 года Ozon запуcкает новую систему еженедельных выплат. Теперь по стандартному графику маркетплейс будет переводить деньги на банковский счёт продавца еженедельно — четыре раза в месяц. Выплаты будут происходить каждую среду через три недели после расчётного периода. Расчётным периодом считается полная неделя с понедельника по воскресенье.
Но если продавец хочет получать деньги по другому графику или снять со счёта крупную сумму досрочно, то он может воспользоваться платными финансовыми услугами.
Представим, что Елене срочно нужны деньги, которые она заработала после того, как в последний раз вывела заработок из личного кабинета на свой счёт. Например, она получила хорошие продажи за новогодний период с 20 декабря по 8 января и у нее нет времени ждать стандартных выплат. Она может получить все деньги, которые заработала за период c последней выплаты, уже на следующий рабочий день, 9 января. Это и есть досрочная выплата.
Эта услуга позволяет продавцам получать заработок с продажи товаров ежедневно на следующий день или еженедельно по рабочим средам — с отсрочкой в одну или две недели.
Если выбрать ежедневные выплаты, деньги за четверг поступят на счёт в пятницу, а заработанное в выходные — в понедельник.
Для еженедельных выплат расчётным периодом будет неделя с понедельника по воскресенье. Можно настроить, когда будет приходить выплата: в ближайшую среду, через одну или две среды. Еженедельная выплата через три недели после расчётного периода — это уже стандартный график, по ней не будет комиссии.
Самое главное, что нужно знать, — это необязательные услуги, и без них можно продавать товары на Ozon. Продавец сам решает, нужны они ему или нет.
К дополнительным услугам относятся, например:
Содержание статьи
Вознаграждение Ozon за продажу
Эквайринг
Плата за логистику транспортной службой Ozon
Финансовые услуги
Дополнительные услуги
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как вести бизнес
с родственниками
Советы, которые помогут сохранить отношения
и защитить интересы партнёров
Как сделать продающие фотографии товара для маркетплейса
Хорошие и плохие примеры
Что можно продавать на Ozon без сертификатов и деклараций
Как начать продавать бижутерию на Ozon?
Соцконтракт: как получить от государства 350 000 ₽
Стартовый капитал на открытие бизнеса на Ozon
Закон о регистрации блогеров
Что делать, если у вас больше 10 000 подписчиков
Как продавать живые ёлки на Ozon?
На вопрос читателя отвечает Юлия Федирко, эксперт маркетплейса