6 головоломок, чтобы прокачать предпринимательское мышление
Истории финалистов конкурса «20 до 20» от Ozon
Лучшие бизнес-идеи молодых предпринимателей
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Чтобы достичь успеха в любой сфере жизни, важно не просто принимать грамотные решения, но и умело управлять своим мышлением. На COME.ON Forum 2025 нейрофизиолог и доктор биологических наук Вячеслав Дубынин рассказал, что предпринимателю стоит знать о работе мозга и как использовать его с большей пользой для себя.
Потребности можно назвать встроенными программами, заложенными в глубинных структурах мозга. Они формируют темперамент и бессознательное, являются основой нашего мышления и поведения. Потребности можно разделить на три ключевые категории:
Каждый товар или услуга нацелены на удовлетворение одной или нескольких потребностей. Если вы чётко осознаёте, какие задачи решает ваш продукт, вам проще построить позиционирование и определить своё место на рынке.
Именно потребности активируют мотивацию и поведение. Это значит, что если клиент понимает, как ваш товар удовлетворит его потребность, он с большей вероятностью сделает заказ. А ещё центр потребностей провоцирует импульсивные покупки — это можно использовать, чтобы пробить барьер недоверия и заинтересовать покупателя при первом контакте.
Марина торгует наборами для сытного завтрака «Утро без забот» — гранолой и сушёными ягодами. Её товар хорошо покупают, потому что он закрывает витальную потребность в быстрой и здоровой еде и социальную потребность — гранола выглядит красиво на блюде, красивым завтраком можно похвастаться в соцсетях.
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать, понимать свои эмоции и управлять ими, а также эффективно взаимодействовать с эмоциями других людей. С точки зрения нейробиологии эмоции выполняют несколько функций:
Развитый эмоциональный интеллект помогает работать в команде, более эффективно решать конфликты и выстраивать деловые связи. Если вы хорошо улавливаете свои эмоции, то вам проще отследить промежуточные результаты бизнес-задач: приближаетесь ли вы к цели или, наоборот, удаляетесь от неё.
Также чем больше вы обращаете внимания на свои эмоции, тем проще становится контролировать стресс и справляться с негативными переживаниями. Это позволит предотвратить выгорание и больше заниматься тем, что приносит удовольствие.
Речевая модель — это сложная система, основанная на нейронных сетях мозга. Она обрабатывает и объединяет сенсорные сигналы — всё, что мы получаем от органов чувств, — в целостную картину мира. Собирает всё, что мы знаем, видим, слышим и осязаем.
Благодаря речевой модели мы можем спрогнозировать, что может произойти, и принять оптимальное решение, даже не совершая реальных действий. Она работает в двух основных режимах:
Чтобы речевая модель правильно работала и помогала нам в жизни, её важно развивать и усложнять. Для этого нужно постоянно учиться — читать книги, узнавать что-то на лекциях, курсах и другими путями. Но при этом важно не только получать новые данные, но и настраивать систему «на выход»: реагировать на информацию, делиться ею с окружающими.
Развитая речевая модель позволяет успешно прогнозировать спрос, видеть тренды и принимать более взвешенные решения при ведении бизнеса. Она также помогает замедлиться, отложить важное решение и тщательно обдумать варианты.
Вы можете один-два раза замотивировать клиента на импульсивную покупку, если будете давить на потребности, — но чтобы у вас покупали постоянно, важно сделать свой бренд частью речевой модели покупателей. Чем лучше вы понимаете её устройство, тем вероятнее сможете построить устойчивый, надёжный и качественный бренд, который клиент выберет из множества других.
Анна всегда тщательно следила за кожей, но в день презентации своего проекта на лице появились воспаления. Тогда она вспомнила про успокаивающую сыворотку, которую купила месяц назад. На упаковке было написано: «Краснеет кожа? Нанесите на 15 минут — и спокойно идите по своим делам». Анна нанесла состав и через 10 минут увидела, что краснота действительно спала. Теперь в подобных ситуациях она сразу вспоминает про сыворотку, потому что бренд стал для неё «скорой помощью» в критических ситуациях. Чтобы запомниться клиентам, компания использовала ключевые фразы в названии и на упаковке, а результат закрепил положительный опыт использования продукта.
Поведение человека запускает и регулирует префронтальная кора. Её часто сравнивают с собакой: она готова к быстрым, импульсивным решениям, лишь бы удовлетворить потребность и получить удовольствие. Если её не контролировать, то возникают поведенческие зависимости: например, жажда новизны побуждает нас без остановки листать соцсети, а потребность в победах — увлекаться азартными играми.
Отслеживать импульсивные действия помогает волевой контроль — за него отвечает ассоциативная теменная кора. Благодаря ему мы собираемся перед дедлайном и берём верх над сиюминутными желаниями.
Если вы тренируете волевой контроль, поведение становится более взвешенным — вам легче сохранять фокус на долгосрочных планах и избегать отвлекающих факторов. Например, если у вас есть сложный и большой проект, получится разделить его на небольшие этапы и двигаться к успеху ступенька за ступенькой.
Когнитивные искажения — это систематические ошибки в мышлении, которые возникают, когда лобная и теменная кора мозга не могут «договориться» между собой. Например, мы можем запомнить только негативный опыт, игнорируя положительный, — и тогда будем откладывать проект из-за боязни потерпеть неудачу.
Существует более 200 когнитивных искажений — вот некоторые из них:
Когнитивные искажения могут влиять на бизнес-решения и вести к неверным стратегиям. Если вы знаете, какие из них вам свойственны, вы сможете проработать их и принимать более объективные решения.
Чтобы узнать, какие когнитивные искажения у вас есть, изучайте себя, свои потребности, темперамент, особенности мышления и поведения. Выявить некоторые могут специальные тесты и чек-листы: например, тест Канемана — Тверски показывает склонность к переоценке рисков или излишнему оптимизму, а чек-лист «50 когнитивных искажений» позволит лучше разобраться в собственных мыслях и эмоциях, а также избегать неверных решений. Последний есть у исследовательской лаборатории The Decision Lab.
Кроме того, рекомендуется вовремя отдыхать, питаться и активно двигаться — это напрямую влияет на состояние психики. Тогда мозг с благодарностью откликнется на ваши действия, и вы будете не только эффективными, но ещё счастливыми и здоровыми.
Статья основана на выступлении нейрофизиолога и доктора биологических наук Вячеслава Дубынина на COM.E ON Forum 2025. Запись этого и других выступлений экспертов доступна на сайте конференции.
Содержание статьи
Наблюдайте за человеческими потребностями
Тренируйте эмоциональный интеллект
Развивайте речевую модель
Тренируйте волевой контроль
Изучите свои когнитивные искажения
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Истории финалистов конкурса «20 до 20» от Ozon
Лучшие бизнес-идеи молодых предпринимателей
Новое в продвижении товаров: 3 анонса от Ozon
Главное из презентации на COM.E ON Forum
Юридические нюансы ИИ в бизнесе
Кого считать автором и как сохранить безопасность данных
Куда сходить предпринимателю осенью-2025
Исследование категории «Одежда»: осень 2025 года
5 мифов, которые мешают вам выйти на Ozon
Факты против домыслов
Как предпринимателю рассчитать себе зарплату
И почему не стоит тратить
всё заработанное сразу
Что покупают к 1 сентября
Гайд по популярным товарам для школьников