Виды прибыли: какие бывают и зачем в них разбираться
Что делать, если страшно брать ответственность
Пять шагов, чтобы побороть это состояние
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Даже самые успешные предприниматели и менеджеры часто попадаются в ловушки мышления — это не зависит ни от опыта, ни от интеллекта. В этой статье поговорим про когнитивные искажения — всего их более 200 видов. А мы разберём семь, которые мешают воспринимать ситуацию объективно и «отъедают» ваш заработок.
Мозг человека работает не как компьютер. Он не создан для обработки огромных массивов информации и пытается принять самое быстрое и простое решение из возможных. Поэтому иногда люди делают выбор, который кажется логичным, но на самом деле ведёт к ошибкам.
Доктор философии Нассим Талеб в своих работах «Чёрный лебедь» и «Одураченные случайностью» подробно объясняет, как склонность к упрощениям может искажать восприятие реальности. Писатель рассказывает, почему люди упускают из виду важную информацию, переоценивают свои способности или следуют за толпой, не задумываясь о рисках.
Для предпринимателя на Ozon когнитивные искажения могут обернуться потерей прибыли, неверной оценкой спроса или неудачными инвестициями в маркетинг. Рассмотрим семь действий, на которые нас побуждают ловушки сознания.
Или стал жертвой фундаментальной ошибки атрибуции. Это склонность винить внешние обстоятельства или других людей в своих проблемах, вместо того чтобы анализировать собственные действия.
Алексей начал продавать на Ozon товары для дома, поставил цену чуть выше, чем у конкурентов, но заметил, что продажи не идут. «Всё дело в покупателях! — подумал предприниматель. — Они не понимают, что мой товар лучше, и просто не хотят платить за качество. Наверное, бизнес — это не моё». Спустя время Алексей решил провести небольшой анализ и понял, что проблема была в карточках: фото были хуже, чем у конкурентов, а описания — короткими и без ключевых слов. Покупатели просто не могли понять, за что они должны заплатить.
Или поддался стадному эффекту — это склонность повторять действия других, даже если они нелогичны. В бизнесе такая ошибка мышления может привести к необдуманным решениям, которые будут основаны на мнении неквалифицированной толпы или конкурентов.
Марина уже два года торгует на Ozon. Недавно она заметила, что коллеги начали массово закупать определённые товары — электрощётки, беспроводные зарядки и мини-проекторы для смартфонов. «Раз все берут, значит, это прибыльно!» — подумала Марина и вложила половину оборотных средств в эти товары. Конкуренция оказалась слишком высокой, спустя месяц склад был завален неликвидом — пришлось продать товары ниже себестоимости.
Или попался на ошибку игрока — убеждение, что гарантированный успех придёт после серии неудачных попыток. Например, если что-то долго не происходило, значит, оно «обязано» случиться в следующий раз. В бизнесе это может проявляться в непродуманных решениях, основанных на вере в «удачу».
Анна продаёт на Ozon женскую одежду. Она заметила, что один из её товаров — платья — хорошо продавался в течение месяца. Анна решила, что это начало «удачной серии», и закупила ещё больше платьев, не анализируя спрос. Однако через две недели продажи упали: сезон сменился, и покупатели начали искать пальто. Анна осталась с большим количеством неликвидного товара, потому что верила, что «удача» продолжится.
Или попался на эффект якоря (или привязки) — это склонность слишком сильно полагаться на первую полученную информацию (якорь) при принятии решений.
Леонид решил выставить цену на свой товар, ориентируясь на первого конкурента, которого увидел в выдаче Ozon. Он поставил такую же цену, не посчитав себестоимость и расходы на логистику. В итоге Леонид начал работал в ноль, а иногда уходил и в минус.
Или поймал эффект Даннинга-Крюгера. Он связан с переоценкой своих знаний и навыков и особенно актуален для начинающих предпринимателей.
Марина только начала продавать на Ozon. Она была уверена, что разбирается в рынке лучше всех: «Я знаю, что нужно покупателям!» — думала она. Марина закупила большую партию товаров, не проанализировав спрос. Она считала, что её интуиция и небольшой опыт в розничной торговле достаточны для успеха. Через месяц Марина увидела, что товары не пользуются спросом, а конкуренты давно предлагают аналоги дешевле.
Или попался на ошибку планирования — склонность недооценивать время, затраты и сложности при реализации планов. Оптимизм мешает видеть реальную картину.
Максим решил, что выйдет на стабильную прибыль за три месяца. Он строил бизнес-план, опираясь только на оптимистичный сценарий. Но партнёры задерживали поставки, а конкуренты снизили цены. План провалился.
Или поймал проклятие знания. Это когнитивное искажение, при котором человек, обладающий глубокими знаниями в какой-то области, не может понять, как думают те, кто ими не обладает.
Дмитрий продаёт на Ozon умные часы. Он сам разбирается в технологиях и знает все технические характеристики своих товаров. Однако вместо того, чтобы объяснить покупателям, почему эти часы полезны, он пишет сложные описания и использует множество терминов. Клиенты не понимают, что им хотят продать, зачем им это нужно, и уходят к конкурентам, которые делают акцент на простоте и преимуществах для пользователя.
Чем больше вы знаете о когнитивных искажениях, тем меньше шанс, что попадёте в их ловушки. Вот что может помочь:
Когнитивные искажения — это естественная часть мышления. Но их осознание поможет принимать более взвешенные решения и строить успешный бизнес. Например, вы можете выработать полезную привычку проверять данные несколько раз и глубже анализировать результаты.
Подпишитесь на наши сообщества в сети «ВКонтакте» и в Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.
Содержание статьи
Почему появляются когнитивные искажения
1. Обвинил всех вокруг
2. Повторил за всеми
3. Понадеялся на удачу
4. Положился на первое впечатление
5. Поверил в свои знания
6. Решил быть оптимистом
7. Отпугнул клиентов своей экспертизой
Как не попасться в когнитивные ловушки
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Что делать, если страшно брать ответственность
Пять шагов, чтобы побороть это состояние
Как объединить Ozon и «ВКонтакте»,
чтобы продавать больше
Разбираем кейс
7 привычек, которые
приводят к выгоранию
Стартовый набор агента ПВЗ для заботы о себе
Добавит комфорт и повысит продуктивность
Как нанять сотрудника и получить за это 87 000 ₽ и больше
Условия, ограничения,
пошаговый алгоритм
6 головоломок для предпринимателей
Чтобы находить скрытые закономерности
и мыслить нестандартно