Четыре «дедовских» способа планировать дела, которые всё ещё работают
Что могут продавать самозанятые
И как выйти с товарами на маркетплейс
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Годы Великой Отечественной войны — сложное время. Но даже его смогли пережить не только люди, но и предприятия. В преддверии 9 Мая рассказываем о пяти советских заводах и фабриках, которые смогли преодолеть трудности и сохранить производство. А ещё рассказываем, какие уроки из истории может вынести современный бизнес.
Фабрика «Рот Фронт» знакома большинству россиян с детства. И, пожалуй, не было советского ребёнка, который не пробовал знаменитые батончики. С началом Великой Отечественной войны конфеты отошли на второй план. Предприятие стало преимущественно выпускать продукты первой необходимости: концентраты каш и супов, крупу, галеты. Кондитерские изделия тоже выходили с конвейера, но их производство в военное время сократилось почти в восемь раз. А ещё в условиях экономии и нехватки сырья приходилось придумывать новую рецептуру — дефицитный сахар заменялся на сахарин, а иногда и вовсе на обжаренную муку.
Зато после войны «Рот Фронт» добился международного признания. В 1958 году грильяж в шоколаде, выпускаемый на фабрике, получил золотую медаль выставки в Брюсселе за высокое качество и художественное оформление. А в 1976 году на выставке AGRA в Лейпциге «золото» присудили набору конфет «Золотая Нива».
Урок для современного бизнеса: рациональное использование ресурсов и быстрая адаптация. Предприятие находило альтернативы даже при дефиците сырья. Пример фабрики показывает, что в кризис важно сохранять фокус на нуждах аудитории, даже если это требует переосмысления продукта.
Во время Великой Отечественной войны большинство предприятий были эвакуированы в глубокий тыл — например, на Урал, в Сибирь или в Казахстан. Но не «Абрау-Дюрсо». С сентября 1942 по сентябрь 1943 года одноимённый посёлок и винный завод находились в оккупации. Производство простаивало, часть продукции была уничтожена, но бочки с «Каберне-Абрау» тиража 1939 года под бомбёжками удалось переправить в Севастополь. Это решение спасло крымчан и солдат, защищавших полуостров, от желудочно-кишечных инфекций — из вина, разбавленного водой, делали лечебный напиток.
Сразу после войны последовала реконструкция завода, а в 50–70-е годы «Абрау-Дюрсо» стал лидером советской винодельческой отрасли.
Урок для современного бизнеса: стратегия сохранения ключевого актива. Завод спас часть продукции и эвакуировал её в безопасное место. Вину удалось найти новое применение.
С началом Великой Отечественной войны Красногорский завод им. С. А. Зверева (КМЗ) был эвакуирован в Новосибирск. В новой локации вместе с оптическим производством наладили и выпуск продукции для фронта — биноклей, аэрофотоаппаратов для разведки, танковых командирских панорам, миномётных прицелов, оптики для снайперских винтовок. За несколько лет работы в тылу КМЗ удалось выпустить более 400 000 единиц продукции.
В мирное время завод переключился на гражданские нужды. Так, в 1946 году завод представил фотоаппарат «Москва-1», в начале 1950-х годов запустил производство зеркального малоформатного фотоаппарата «Зенит». В 1959 году с помощью устройства АФА-Е1 впервые сфотографировали обратную сторону Луны. А 12 апреля 1961 года на кинотеодолит КТ-50 был запечатлён старт корабля «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту.
Урок для современного бизнеса: важна быстрая адаптация и стратегия развития. КМЗ не просто выпускал нужную продукцию в военные годы, но и заложил основу для технологических прорывов в мирное время.
Большая часть оборудования и музей Государственного фарфорового завода им. Ломоносова в начале Второй мировой войны были отправлены в Свердловскую область. В эвакуации на предприятии наладили выпуск автосвечей для танковых двигателей внутреннего сгорания. Однако в Ленинграде остались некоторые сотрудники завода, которые работали на нужды фронта. Так, художники маскировали красками для фарфора три военных корабля, вставших на Неве напротив заводского здания, и выпускали посуду для городских госпиталей (пока не закончились запасы топлива). В 1944 году, к 200-летию предприятия, художница Анна Яцкевич разработала геометрический узор «Кобальтовая сеточка», который впоследствии стал визитной карточкой императорского фарфора.
После окончания Великой Отечественной войны основным профилем завода стал выпуск сантехники — продукции, которая была крайне необходима жителям восстанавливающегося Ленинграда. Сейчас Императорский фарфоровый завод выпускает чайные, кофейные и столовые сервизы — порядка 4000 наименований изделий.
Урок для современного бизнеса: работа возможна даже в условиях ограниченных ресурсов и малой команды. Предприятие смогло мобилизоваться и перестроиться, но при этом сохранило свой культурный код.
До начала Великой Отечественной войны на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) выпускали грузовые и легковые автомобили. Мощности были впечатляющими: за восемь лет работы, к маю 1940 года, предприятие выпустило полмиллиона грузовиков ГАЗ. А уже в августе 1941 года завод перешёл на выпуск оборонной продукции: лёгких танков Т-60 и позже Т-70 (именно на ГАЗ впервые начали конвейерную сборку танков), разведывательно-командирских легковых автомашин ГАЗ-64, снарядов для ракетной установки БМ-13 («Катюши»), миномётов, бронеавтомобилей БА-64, аэросаней ГАЗ-98, самоходных артиллерийских установок СУ-76 и проч.
За годы Второй мировой войны завод несколько раз бомбили, но каждый раз предприятие удавалось восстановить благодаря его сотрудникам. Для поддержания боевого духа заводчан в 1943 году на территории завода выездной редакцией «Правды» выпускали газету и организовывали киносеансы, музыкальные вечера, выставки.
После окончания Великой Отечественной войны руководство ГАЗ решило расширить модельный ряд, что привело к выпуску в 1946 году легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа». Вскоре появился снегоболотоход, а затем на рынок вышел новый лёгкий грузовик ГАЗ-51, рассчитанный на перевозку до 2,5 тонны груза. В апреле 1952 года легковые автомобили ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовой автомобиль ГАЗ-52 получили Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.
Урок для современного бизнеса: грамотное управление командой и масштабная трансформация в короткие сроки. Завод быстро перестроился на выпуск оборонной промышленности и поддерживал сотрудников всеми доступными способами.
Каждая из историй выше — урок по адаптации бизнеса и пример работы сплочённой команды. Мы рассмотрели, чему можно научиться у конкретных предприятий, а теперь соберём всё вместе.
Уроки, которые можно вынести современному бизнесу:
Помните о том, что времена не выбирают, — в них ищут лучшие решения и новые пути для развития.
Содержание статьи
Фабрика «Рот Фронт»
«Абрау-Дюрсо»
Красногорский завод им. С. А. Зверева
Императорский фарфоровый завод
ГАЗ
Советские предприятия — современному бизнесу
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Что могут продавать самозанятые
И как выйти с товарами на маркетплейс
Как продавать саженцы
и рассаду на Ozon?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Восемь товаров из прошлого, которые до сих пор в тренде
И стали частью культурного кода
Пасхальные зайцы, ангелы и первый бизнес в 48 лет
Что делать, если страшно брать ответственность
Стартовый набор агента ПВЗ для заботы о себе
Добавит комфорт и повысит продуктивность
Как нанять сотрудника и получить за это 87 000 ₽ и больше
Условия, ограничения,
пошаговый алгоритм
6 головоломок для предпринимателей
Чтобы находить скрытые закономерности
и мыслить нестандартно