Бестселлер

Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами

Четыре «дедовских» способа планировать дела, которые всё ещё работают

Часы

Кажется, что современном мире при обилии гаджетов, приложений и всевозможных трекеров задач продуктивность должна кратно увеличиться. Однако дела копятся, некоторые теряются в потоке писем и сообщений, а времени по-прежнему не хватает. Между тем наши отцы и деды управлялись без технических новинок и сложных методик и вряд ли знали про тайм-менеджмент. Они использовали простые способы планирования, которые можно взять на вооружение и сейчас.

Зачем вообще что-либо планировать

Можно полагаться на интуицию, плыть по течению и надеяться, что всё как-нибудь само сложится. Но в реальности хаос в делах приводит к стрессу, а перегруженный мозг устаёт и начинает работать медленнее. 

  • Планируя, вы оцениваете нагрузку, рассчитываете время и хотя бы приблизительно понимаете, сколько успеете. Это сводит на нет неопределённость и снижает тревогу.
  • Когда всё чётко расписано, легче справляться с форс-мажорами. Вы словно двигаете шашки во время игры, жертвуя одними и защищая другие, — и делаете оптимальный выбор.
  • Запланированные дела психологически сложно отложить «на потом». 
  • Планирование снижает когнитивную нагрузку на мозг. Вам становится проще сосредоточиться, вы легче выполняете задачи и лучше фокусируетесь на своих долгорочных целях.
  • Завершив запланированные задачи любым ритуалом, например, вычеркнув их из списка, вы получаете порцию дофамина — гормона радости. Это помогает поддерживать мотивацию и увеличивает продуктивность.

Карточки

По одной из версий, метод записи задач на отдельных бумажных карточках зародился в 18 веке, когда префект библиотеки в Вене разработал первый карточный каталог. По другой, идея принадлежит создателям концепции «бережливого производства» в компании Toyota. Они придумали способ управления проектами под названием канбан. Задачи выписывают на карточках и крепят на доску, а рабочий процесс виден всем. 

Почему способ работает

  • задача находится перед глазами, не нужно волноваться о том, что вы о ней забудете;
  • записи от руки позволяют чётче формулировать мысли, в работу включаются зрительная и мышечная память;
  • вы фокусируетесь на одной задаче за раз. Это снижает когнитивную нагрузку, ускоряет мыслительный процесс и положительно влияет на результат.

Иван часто забывает о делах и не очень любит записывать задачи в электронном виде. Он узнал о карточном методе планирования и решил попробовать такой подход. Каждое утро Иван записывал на карточках задачи и оставлял их перед глазами. Со временем парень почувствовал, что тревога ушла, а концентрация улучшилась.

Плюсы методаМинусы метода

Просто использовать 

Задачи всё время перед глазами

Вы учитесь сосредотачиваться на главном

Присутствует элемент игры

Нужно выделить место для хранения карточек

Неудобно носить их с собой

Не подходят для тех, кто не привык работать на одном месте

Как использовать:

  1. Записывайте каждую задачу на отдельную карточку.
  2. Сортируйте карточки по категориям — например, по приоритету или типу работ: «административные», «творческие», «технические». Раскладывайте карточки по стопкам или крепите на доску.
  3. Берите по одной карточке и выполняйте задачу, после чего откладывайте её в отдельную стопку.
  4. Задачи удобно записывать на карточках разного цвета — так можно сразу маркировать их по срочности или типу.

Современные альтернативы:

  • Kaiten (аналог Trello) — российский сервис для планирования дня. Позволяет создавать задачи, визуализировать их в виде карточек и назначать ответственных.
  • Google Keep — можно создавать заметки, списки и собирать задачи в виде карточек.
  • Buildin.ai (аналог Notion) — многофункциональный инструмент со встроенным ИИ. Можно создавать заметки и управлять задачами, используя виртуальные доски.
  • Бумажные карточки с QR-кодами — чтобы дублировать задачи в цифре, но держать напоминание о них на виду. Коды будут вести на ваши файлы в электронном виде. Создать такую карточку можно в одном из бесплатных генераторов — например, тут.
  • Телеграм-бот для задач, например, @personal_todobot. Можно записывать и организовывать задачи прямо в мессенджере, имитируя работу с карточками.

По этой теме

12 полезных Telegram-ботов для предпринимателей

Прочитать

Ежедневник

Ещё в Древнем Риме люди вели записи о долгах и важных событиях в специальных книгах. Со временем журналы для записей видоизменились. Считается, что датированные ежедневники в том виде, каком мы знаем их сейчас, придумали в Италии в 17 веке. Тем не менее «книгам для записей» все ещё есть чем нас удивить. 

В 2015 году американский дизайнер Райдер Кэрролл усовершенствовал концепцию и создал буллет-джорнал (Bullet Journal) — он совмещает функции планировщика, финансовой книги, дневника и списка целей. Преимущество буллет-джорнала в том, что каждый может вести его удобным для себя способом.

Почему способ работает:

  • записи от руки позволяют лучше запоминать задачи;
  • ежедневник помогает структрировать задачи и привести мысли в порядок;
  • планирование времени помогает разделить работу и отдых и не прокрастинировать;
  • выполненные задачи можно вычёркивать из списка и чувствовать удовлетворение от проделанной работы.

Может быть интересно

Техники планирования: как планировать задачи для себя и команды

Прочитать

Ольга владеет магазином одежды на маркетплейсе и каждый вечер заполняет ежедневник. Она составляет списки дел: «отправить заказы», «ответить на отзывы», «продумать рекламную стратегию», выделяет некоторые маркером или использует наклейки. Это позволяет ей не забывать важные детали и успешно контролировать рабочий процесс.

Плюсы методаМинусы метода

Просто использовать

Подойдёт самый простой ежедневник с датами и без

Наглядность

Нужно время, чтобы заполнять ежедневник

Нужно выработать привычку делать регулярные записи 

Не всегда удобно носить с собой

Как использовать:

  1. Заведите ежедневник и заполняйте его утром или вечером, записывайте важные задачи, планируйте встречи.
  2. Можно готовить список без привязки к дате или разбивать задачи по конкретным дням. Например, «25 апреля: подать налоговую декларацию», «26 апреля: встретиться с другом».
  3. Делайте пометки, например, выделяйте важные задачи маркером или пишите на полях идеи и мысли.
  4. Можно разделить день на блоки: например, утро — активная работа над проектами, день — встречи, вечер — спорт, хобби и личные дела.

Современные альтернативы:

  • Google Calendar — сервис для планирования дня и встреч, можно настроить напоминания и выделять задачи разными цветами.
  • Microsoft Outlook Calendar — инструмент встроен в почту Outlook. Позволяет планировать встречи и создавать напоминания, а также сохранять идеи в заметках.
  • Any.do — приложение для планирования. У него есть интеграция с календарём, можно создавать списки задач и событий.
  • Аудиозаметки в телефоне — можно надиктовывать планы, а затем прослушивать записи в удобное время.
  • Блокнот на планшете со стилусом — сочетает привычный формат рукописных записей с возможностью хранить всё в цифре.

Настольный или настенный календарь

Первые печатные календари появились в 15 веке, а в 20 веке издатели начали делать рядом с цифрами «окошки». Появилось место, чтобы планировать дела и обводить важные даты.

Источник: Ozon.ru

Почему способ работает:

  • при записи срабатывает мышечная и зрительная память, вы лучше запоминаете задачи;
  • актуальные даты и дела всегда перед глазами;
  • снижается тревожность — перед вами наглядная картина дня, которой нужно следовать. 

Сергей использует настольный календарь, чтобы отмечать дни отправки больших партий товаров, а также дни, когда он встречается с клиентами и поставщиками. Так ему проще не упустить ничего важного.

Плюсы методаМинусы метода

Просто использовать

Задачи просматриваются сразу на месяц или на три вперёд

Красивая картинка или фото на календаре становятся дополнительным источником вдохновения

Нужно найти место на столе или стене

Не получится носить с собой

Не получится уместить всё, если список дел большой 

Неудобен для проектного управления

Как использовать:

  1. Выберите настольный или настенный календарь, в котором предусмотрено место для записей.
  2. Помечайте задачи, привязанные к дате, в окошках календаря.
  3. Используйте цветные маркеры, специальные символы, наклейки и стикеры, чтобы выделить срочные или важные задачи.
  4. В конце недели вычеркивайте или закрашивайте даты, фиксируйте выполнение задач или переносите на другие дни то, что не успели сделать.

Современные альтернативы:

  • Яндекс.Календарь — цифровой календарь, который можно синхронизировать с другими сервисами и ставить напоминания. 
  • Evernote — инструмент для записей и планирования. Также можно создать календарь с напоминаниями.
  • Электронная фоторамка с календарём — гаджет, который можно хранить на рабочем столе и настроить так, чтобы он отображал список задач. 
  • Умная колонка — голосовой помощник, который запишет ваши планы, напомнит о встречах и поможет управлять расписанием.

Часы с маятником или песочные часы

«Метод помидора», или pomodoro, когда задачи выполняются в ограниченный таймером отрезок времени, был изобретен в 1980-е годы прошлого века. Чтобы «нарезать» время на интервалы, можно завести часы с маятником (если есть!) или использовать обычный кухонный таймер, а для быстрых дел — использовать песочные часы.

Источник: Ozon.ru

Почему способ работает:

  • таймер вызывает небольшое психологическое напряжение. Он стимулирует работать быстрее и эффективнее — это закон Паркинсона в действии: «работа занимает всё отведённое для неё время»;
  • легче избегать прокрастинации, временны́е отрезки кажутся короткими, а задачи — небольшими и выполнимыми;
  • весь объём работы разделён на небольшие «порции», человек ощущает, что управляет нагрузкой. Это снижает уровень стресса;
  • регулярные перерывы позволяют сохранять мотивацию и позитивный настрой; 
  • предсказуемое переключение между задачей и отдыхом снижает когнитивную нагрузку. С каждым новым подходом продолжать проще, а усталость копится медленнее.

Алексей использует таймер и 30 минут упаковывает заказы. После этого делает перерыв на 5 минут, чтобы отдохнуть. Такая тактика помогает ему не отвлекаться и быстро справляться с рутинными задачами.

Может быть интересно

Как удерживать фокус и перестать отвлекаться: прочитали книгу за вас

Прочитать

Плюсы методаМинусы метода

Просто использовать

Подходит для рутинных задач

Таймер компактный, его можно носить с собой

Можно настроить любой удобный интервал до часа

Можно использовать для командной работы

Присутствует элемент игры 

Громкий звук может мешать коллегам или домочадцам

Не подходит для долгосрочного планирования

Не подходит для творческих задач 

Как использовать:

  1. Выберите задачу, которую можно выполнить за 25–30 минут, или ту, которую вы можете разбить на части.
  2. Установите таймер и посвятите всё время до звонка работе. 
  3. После сделайте перерыв на 5–10 минут.
  4. Повторите 3–4 цикла и сделайте большой перерыв.

Современные альтернативы:

  • Forest — таймер с элементами геймификации. Предлагает выращивать виртуальные деревья во время работы. Если отвлечься и открыть на смартфоне любое приложение раньше срока, дерево погибнет.
  • Голосовые помощники — они могут служить таймером и напомнить о перерыве.
  • Встроенный таймер в смартфоне — позволяет запускать обратный отсчёт и делить работу на временны́е отрезки.
  • TimeFlip — физический гаджет в виде многогранника. Помогает отслеживать время, потраченное на разные задачи.

Прогресс меняет инструменты планирования, но принципы в их основе остаются прежними. Обратите внимание на старые методы организации дел, если вы устали от гаджетов и вам не хочется отвлекаться на внешние раздражители — сообщения, почту и всплывающие окна на компьютере. 

Поделиться:

Содержание статьи

Елена Тимофеева

Елена Тимофеева

автор «Бестселлера»

Поделиться:

Читать также