Как вести себя с конфликтным сотрудником
Техники планирования: как планировать задачи для себя и команды
Как всё успевать и не погрязнуть в рутине
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Даже у успешных руководителей бывают токсичные привычки, из-за которых в команде может сложиться атмосфера неуважения, стресса и недоверия. В таких коллективах сотрудники редко задерживаются, поэтому предприниматель может столкнуться с текучкой кадров. В статье рассмотрим основные признаки токсичного руководителя, расскажем, как изменить подход к управлению и создать здоровую рабочую среду.
Как выглядит со стороны: присвоение себе чужих успехов — верный признак токсичного начальника. Он не хвалит и не благодарит сотрудников, не признаёт их вклад в общее дело и думает, что они достигли результатов лишь благодаря его гениальному управлению. Такое поведение вызывает у коллег чувство несправедливости и разочарования, может снизить уровень доверия к руководству и подорвать мотивацию.
Как избежать: постарайтесь объективно оценить обязанности и заслуги каждого члена команды. Например, благодаря новым обложкам дизайнера на карточки стали чаще кликать, а контент-менеджер грамотно обрабатывает отзывы и тем самым повышает лояльность клиентов. Не забывайте про похвалу, озвучивайте достижения лично и на общих собраниях.
Как выглядит со стороны: токсичному начальнику трудно признать вину или взять на себя ответственность. Он никогда не говорит, что совершил ошибку, — вместо этого обвиняет других, оправдывается или вовсе замалчивает проблемы. Например, руководитель отправил водителя не на тот склад, а когда промах вскрылся — поджал хвост и сделал вид, что так и надо было. Это скорее снижает авторитет предпринимателя в лице команды, а ещё сотрудники могут копировать его поведение и утаивать собственные оплошности.
Как избежать: не бойтесь быть открытым с командой и признаваться в своих профессиональных недостатках. Показывая свою уязвимость, вы продемонстрируете, что доверяете своим подчинённым и цените, что есть задачи, с которыми они справляются лучше вас, — это поможет укрепить отношения в команде. Кроме того, хороший лидер вслед за признанной ошибкой всегда предлагает какое-то решение, чтобы исправить ситуацию, или собирает мозговой штурм, чтобы сообща найти выход из ситуации.
Как выглядит со стороны: токсичные начальники настаивают на том, чтобы контролировать каждый аспект работы. Им трудно полностью доверить дела сотрудникам, поэтому они чересчур глубоко погружаются в задачи и порой даже пытаются выполнить их самостоятельно. Например, пока аналитик составляет отчёт, они могут заглядывать к нему в монитор и раздавать указания. Коллеги воспринимают такое отношение как недоверие, будто босс сомневается в их опыте. Кроме того, когда за человеком постоянно наблюдают, он не может полностью расслабиться — а это ведёт к снижению его продуктивности и даже ошибкам.
Как избежать: зависит от причины токсичного поведения.
Как выглядит со стороны: токсичный босс часто критикует сотрудников перед коллегами. Иногда это принимает форму язвительных шуток или ехидных комментариев о работе или способностях человека. Зачастую в форме личных оскорблений — когда начальник неуместно хохмит про внешность или характер подчинённого. Такие «подколы» могут спровоцировать конфликты в коллективе, демотивировать работника или даже подтолкнуть его к увольнению.
Как избежать: вместо того чтобы высказывать критику перед всей командой, попробуйте обсудить проблему наедине. Это позволит сотруднику чувствовать себя более комфортно. Кроме недостатков, отмечайте достижения и сильные стороны — так вы создадите баланс и покажете, что цените усилия коллеги. При этом фокусируйтесь только на деловых вопросах, не затрагивая личную жизнь.
Как выглядит со стороны: токсичные руководители сразу переходят к делу. Они не приветствуют команду, не интересуются, как у кого дела, не в курсе, есть ли у кого-то сложности на работе. Таким людям кажется, что выполнить задачу нужно любой ценой, а остальное их не интересует. Но если не проявлять интереса к личным и профессиональным потребностям сотрудников, они могут почувствовать себя недооценёнными и незначительными.
Как избежать: выделите время, чтобы действительно выслушать своих сотрудников, понять их эмоциональное состояние и точку зрения. Для этого можно подключить технику активного слушания: искренне вникайте в то, что они говорят, посмотрите на ситуацию их глазами, задавайте открытые вопросы и попробуйте поддержать.
Как выглядит со стороны: токсичный босс часто перерабатывает сам и требует этого от других. Например, может спокойно позвонить по рабочему вопросу в выходной или дать задачу в конце дня с требованием: «Чтобы завтра утром было готово». Если руководитель постоянно торопит сотрудников, то подвергает их стрессу и создаёт атмосферу спешки и напряжения. В итоге коллегам приходится делать работу некачественно, чтобы уложиться в нереалистичные дедлайны.
Как избежать: постарайтесь реалистично оценивать задачи. Например, прежде чем устанавливать сроки, уточните у сотрудника, сколько времени у него займёт работа и почему. Возможно, вам кажется, что задачу можно сделать быстро, но на самом деле она требует долгой кропотливой работы, о которой вы не подозревали.
Токсичные привычки не делают вас плохим начальником или человеком — зачастую их можно скорректировать, если честно поговорить с собой и признать ошибки. Попробуйте задать себе вопросы для самоанализа:
Вопрос | Пример самоанализа |
---|---|
Какие конкретные ситуации или обстоятельства вызывают у меня токсичное поведение? | Аналитик запорол отчёт, а дизайнер не учёл техтребования к макету |
Какие убеждения или мысли лежат в основе моего токсичного поведения? | «Я должен всегда контролировать все процессы», «Я боюсь подорвать свой авторитет» |
Какие стратегии я использую, чтобы справиться с эмоциями и стрессом на работе? Работают ли они эффективно? | Срываюсь на подчинённых и перехожу на личности: говорю аналитику, что он считать не умеет, а дизайнеру, что за такое его услуги должны стоить в два раза дешевле. Это на время помогает мне выплеснуть гнев, но плохо влияет на атмосферу в коллективе и мои отношения с этими сотрудниками |
Как моё поведение влияет на работу и благополучие моей команды? Какие последствия оно имеет для атмосферы и производительности? | Ребятам некомфортно — они начинают нервничать и делать ещё больше ошибок |
Какие изменения в моём поведении могли бы привести к более позитивным результатам для меня самого и для моей команды? | Было бы здорово, если бы я всегда оставался спокойным. Для этого нужно научиться управлять гневом и давать более объективную обратную связь |
Если вы видите, что токсичное поведение негативно влияет на коллектив, попробуйте поговорить с командой. Выберите удобное время и место, подумайте, как вам будет комфортнее общаться: наедине с каждым сотрудником или со всеми сразу на групповом собрании.
Начните разговор с признания того, что вы осознали проблему и готовы изменить своё поведение. Подчеркните, что вы хотите услышать точку зрения сотрудников и обратную связь и что за их откровенностью не последует никаких обид или санкций. Задайте конкретные вопросы о том, какое поведение они считают токсичным, как оно влияет на них и на атмосферу в коллективе. Поблагодарите сотрудников за открытость и обсудите, что вы можете сделать для улучшения вашего руководства и создания более здоровой рабочей атмосферы.
Иногда избавиться от токсичности помогает мнение со стороны. Например, квалифицированный коуч позволит развить лидерство и усилить навыки эмоционального интеллекта, а консультант по управлению персоналом — разработать более здоровые стратегии управления и коммуникации с сотрудниками.
Также за поддержкой можно обратиться к другим предпринимателям: они могут поделиться своими сложностями и опытом. А если вы чувствуете, что токсичное поведение связано с личными проблемами, разобраться поможет психолог или психотерапевт.
Токсичное поведение может проявляться в результате выгорания — после длительного стресса, перегрузки работой и эмоционального истощения. Важно помнить, что отдых должен быть не роскошью, а необходимостью — даже для предпринимателя, который горит своим делом. Постарайтесь выделять несколько часов в день, когда вы полностью отстраняетесь от рабочих обязанностей. А на время отпуска попробуйте делегировать текущие задачи коллеге и включайтесь только в экстренных ситуациях.
Токсичность — не приговор. Если проявить терпение и искренне стремиться к саморазвитию, можно стать лучшим лидером для команды. Сфокусируйтесь на позитивных изменениях, и постепенно вы придёте к такой рабочей атмосфере, на которую все будут равняться.
Содержание статьи
Признаки токсичного руководителя
Как избавиться от токсичности в управлении командой
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Техники планирования: как планировать задачи для себя и команды
Как всё успевать и не погрязнуть в рутине
Как вести бизнес
с родственниками
Советы, которые помогут сохранить отношения
и защитить интересы партнёров
10 красных флагов при выборе менеджера маркетплейсов
Соцконтракт: как получить от государства 350 000 ₽
Стартовый капитал на открытие бизнеса на Ozon
Закон о регистрации блогеров
Что делать, если у вас больше 10 000 подписчиков
Как продавать живые ёлки на Ozon?
На вопрос читателя отвечает Юлия Федирко, эксперт маркетплейса