Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как понять, что вы токсичный босс

Начальник отчитывает сотрудницу

Даже у успешных руководителей бывают токсичные привычки, из-за которых в команде может сложиться атмосфера неуважения, стресса и недоверия. В таких коллективах сотрудники редко задерживаются, поэтому предприниматель может столкнуться с текучкой кадров. В статье рассмотрим основные признаки токсичного руководителя, расскажем, как изменить подход к управлению и создать здоровую рабочую среду.

Признаки токсичного руководителя

Присваивает чужие заслуги

Как выглядит со стороны: присвоение себе чужих успехов — верный признак токсичного начальника. Он не хвалит и не благодарит сотрудников, не признаёт их вклад в общее дело и думает, что они достигли результатов лишь благодаря его гениальному управлению. Такое поведение вызывает у коллег чувство несправедливости и разочарования, может снизить уровень доверия к руководству и подорвать мотивацию.

Как избежать: постарайтесь объективно оценить обязанности и заслуги каждого члена команды. Например, благодаря новым обложкам дизайнера на карточки стали чаще кликать, а контент-менеджер грамотно обрабатывает отзывы и тем самым повышает лояльность клиентов. Не забывайте про похвалу, озвучивайте достижения лично и на общих собраниях.

Не признаёт ошибки

Как выглядит со стороны: токсичному начальнику трудно признать вину или взять на себя ответственность. Он никогда не говорит, что совершил ошибку, — вместо этого обвиняет других, оправдывается или вовсе замалчивает проблемы. Например, руководитель отправил водителя не на тот склад, а когда промах вскрылся — поджал хвост и сделал вид, что так и надо было. Это скорее снижает авторитет предпринимателя в лице команды, а ещё сотрудники могут копировать его поведение и утаивать собственные оплошности.

Как избежать: не бойтесь быть открытым с командой и признаваться в своих профессиональных недостатках. Показывая свою уязвимость, вы продемонстрируете, что доверяете своим подчинённым и цените, что есть задачи, с которыми они справляются лучше вас, — это поможет укрепить отношения в команде. Кроме того, хороший лидер вслед за признанной ошибкой всегда предлагает какое-то решение, чтобы исправить ситуацию, или собирает мозговой штурм, чтобы сообща найти выход из ситуации.

Не доверяет команде

Как выглядит со стороны: токсичные начальники настаивают на том, чтобы контролировать каждый аспект работы. Им трудно полностью доверить дела сотрудникам, поэтому они чересчур глубоко погружаются в задачи и порой даже пытаются выполнить их самостоятельно. Например, пока аналитик составляет отчёт, они могут заглядывать к нему в монитор и раздавать указания. Коллеги воспринимают такое отношение как недоверие, будто босс сомневается в их опыте. Кроме того, когда за человеком постоянно наблюдают, он не может полностью расслабиться — а это ведёт к снижению его продуктивности и даже ошибкам.

Как избежать: зависит от причины токсичного поведения. 

  1. Если персонал действительно не справляется с обязанностями и вы не можете целиком положиться на команду. Оцените работоспособность сотрудников объективно, на цифрах и фактах. Объясните себе и коллективу, из-за чего возникает проблема: из-за срыва дедлайнов, жалоб коллег или непрозрачных расчётов. Продумайте чёткую систему контрольных точек или встреч и расскажите про неё всем — с ней работать людям будет проще, чем со стоящим над душой начальником.
  2. Если сложно делегировать задачи. Прокачивайте этот навык — это требует мужества, но может вернуться сторицей. Да, выполнить некоторые задачи проще самому, но на всю работу вас не хватит. Зато сотрудник, которому вы доверитесь, получит новый опыт — пусть поначалу придётся его исправлять, помогать советом, пусть он делает это дольше обычного, зато через несколько месяцев он будет щёлкать такие задачи как орешки.

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Как вести себя с конфликтным сотрудником

Прочитать

Публично критикует сотрудников

Как выглядит со стороны: токсичный босс часто критикует сотрудников перед коллегами. Иногда это принимает форму язвительных шуток или ехидных комментариев о работе или способностях человека. Зачастую в форме личных оскорблений — когда начальник неуместно хохмит про внешность или характер подчинённого. Такие «подколы» могут спровоцировать конфликты в коллективе, демотивировать работника или даже подтолкнуть его к увольнению.

Как избежать: вместо того чтобы высказывать критику перед всей командой, попробуйте обсудить проблему наедине. Это позволит сотруднику чувствовать себя более комфортно. Кроме недостатков, отмечайте достижения и сильные стороны — так вы создадите баланс и покажете, что цените усилия коллеги. При этом фокусируйтесь только на деловых вопросах, не затрагивая личную жизнь.

Говорит только о своей задаче

Как выглядит со стороны: токсичные руководители сразу переходят к делу. Они не приветствуют команду, не интересуются, как у кого дела, не в курсе, есть ли у кого-то сложности на работе. Таким людям кажется, что выполнить задачу нужно любой ценой, а остальное их не интересует. Но если не проявлять интереса к личным и профессиональным потребностям сотрудников, они могут почувствовать себя недооценёнными и незначительными.

Как избежать: выделите время, чтобы действительно выслушать своих сотрудников, понять их эмоциональное состояние и точку зрения. Для этого можно подключить технику активного слушания: искренне вникайте в то, что они говорят, посмотрите на ситуацию их глазами, задавайте открытые вопросы и попробуйте поддержать.

Предъявляет невыполнимые требования и нереалистичные сроки

Как выглядит со стороны: токсичный босс часто перерабатывает сам и требует этого от других. Например, может спокойно позвонить по рабочему вопросу в выходной или дать задачу в конце дня с требованием: «Чтобы завтра утром было готово». Если руководитель постоянно торопит сотрудников, то подвергает их стрессу и создаёт атмосферу спешки и напряжения. В итоге коллегам приходится делать работу некачественно, чтобы уложиться в нереалистичные дедлайны.

Как избежать: постарайтесь реалистично оценивать задачи. Например, прежде чем устанавливать сроки, уточните у сотрудника, сколько времени у него займёт работа и почему. Возможно, вам кажется, что задачу можно сделать быстро, но на самом деле она требует долгой кропотливой работы, о которой вы не подозревали.

Как избавиться от токсичности в управлении командой

Проанализируйте своё поведение

Токсичные привычки не делают вас плохим начальником или человеком — зачастую их можно скорректировать, если честно поговорить с собой и признать ошибки. Попробуйте задать себе вопросы для самоанализа:

ВопросПример самоанализа
Какие конкретные ситуации или обстоятельства вызывают у меня токсичное поведение?Аналитик запорол отчёт, а дизайнер не учёл техтребования к макету
Какие убеждения или мысли лежат в основе моего токсичного поведения?«Я должен всегда контролировать все процессы», «Я боюсь подорвать свой авторитет»
Какие стратегии я использую, чтобы справиться с эмоциями и стрессом на работе? Работают ли они эффективно?Срываюсь на подчинённых и перехожу на личности: говорю аналитику, что он считать не умеет, а дизайнеру, что за такое его услуги должны стоить в два раза дешевле. Это на время помогает мне выплеснуть гнев, но плохо влияет на атмосферу в коллективе и мои отношения с этими сотрудниками
Как моё поведение влияет на работу и благополучие моей команды? Какие последствия оно имеет для атмосферы и производительности?Ребятам некомфортно — они начинают нервничать и делать ещё больше ошибок
Какие изменения в моём поведении могли бы привести к более позитивным результатам для меня самого и для моей команды?Было бы здорово, если бы я всегда оставался спокойным. Для этого нужно научиться управлять гневом и давать более объективную обратную связь

Запросите у сотрудников обратную связь

Если вы видите, что токсичное поведение негативно влияет на коллектив, попробуйте поговорить с командой. Выберите удобное время и место, подумайте, как вам будет комфортнее общаться: наедине с каждым сотрудником или со всеми сразу на групповом собрании.

Начните разговор с признания того, что вы осознали проблему и готовы изменить своё поведение. Подчеркните, что вы хотите услышать точку зрения сотрудников и обратную связь и что за их откровенностью не последует никаких обид или санкций. Задайте конкретные вопросы о том, какое поведение они считают токсичным, как оно влияет на них и на атмосферу в коллективе. Поблагодарите сотрудников за открытость и обсудите, что вы можете сделать для улучшения вашего руководства и создания более здоровой рабочей атмосферы.

Обратитесь за консультацией

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Что такое эмоциональное выгорание

Подробнее

Иногда избавиться от токсичности помогает мнение со стороны. Например, квалифицированный коуч позволит развить лидерство и усилить навыки эмоционального интеллекта, а консультант по управлению персоналом — разработать более здоровые стратегии управления и коммуникации с сотрудниками.

Также за поддержкой можно обратиться к другим предпринимателям: они могут поделиться своими сложностями и опытом. А если вы чувствуете, что токсичное поведение связано с личными проблемами, разобраться поможет психолог или психотерапевт.

Отдохните

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Как правильно отдыхать после работы

Прочитать

Токсичное поведение может проявляться в результате выгорания — после длительного стресса, перегрузки работой и эмоционального истощения. Важно помнить, что отдых должен быть не роскошью, а необходимостью — даже для предпринимателя, который горит своим делом. Постарайтесь выделять несколько часов в день, когда вы полностью отстраняетесь от рабочих обязанностей. А на время отпуска попробуйте делегировать текущие задачи коллеге и включайтесь только в экстренных ситуациях.

Токсичность — не приговор. Если проявить терпение и искренне стремиться к саморазвитию, можно стать лучшим лидером для команды. Сфокусируйтесь на позитивных изменениях, и постепенно вы придёте к такой рабочей атмосфере, на которую все будут равняться.

Поделиться:

Екатерина Киселёва

Екатерина Киселёва

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также