Можно ли открыть ПВЗ Ozon в частном жилом доме?
Как вырасти из оптовика в крупное трикотажное производство
История бренда Happyfox
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Для жителей деревень и сёл маркетплейсы и пункты выдачи заказов — часто единственный способ купить всё в одном месте и без поездки в город. А ещё это доступный вариант для того, чтобы начать свой бизнес. Александра Синдина, владелица сети ПВЗ в Ростовской области, рассказала, как открыла первый пункт рядом с домом, с какими эмоциями клиентов столкнулась и как бизнес сделал её узнаваемой среди соседей.
Моя семья живёт в садовом некоммерческом товариществе (СНТ) под Ростовом-на-Дону, и этот район активно разрастается. По правую сторону реки — город, а по левую — старые дачи и три СНТ, включая наш. Прямо тут, кроме одной «Пятёрочки», ничего нет. Мы с мужем и сыном здесь уже шестой год, и с момента переезда сюда мне не хватало магазина, где можно купить всё сразу, — приходилось ездить в город. Ростов от нас всего в 15 минутах на машине, но всё равно на это надо выделять время и ресурсы.
До того как мне пришла идея открыть пункт выдачи заказов, я работала экономистом в крупной нефтяной компании, а потом в продажах запчастей для комбайнов. Работа была нервная и с постоянными командировками — это сказалось на здоровье и семейной жизни. Со временем стало очевидно: пора увольняться, и я ушла. Полгода отдыхала, но поняла, что сидеть без дела — это не про меня. Мысль о том, чем заняться дальше, не давала покоя.
Сначала думала выйти на маркетплейсы как продавец, но это оказалось не совсем близким по духу: идея «закупить, чтобы перепродать» — это не моё. И тут я задумалась: почему бы не открыть пункт выдачи заказов? В городе они почти в каждом подъезде, значит, это прибыльно и есть спрос.
Когда я решила открыть пункт выдачи заказов в нашем селе, задачей номер один было найти подходящее помещение. Это, пожалуй, стало самым сложным этапом: в СНТ практически нет коммерческих площадей. Но нам повезло: рядом с «Пятёрочкой» в большом здании, где в советские годы располагался ресторан, висело объявление об аренде. Собственник мечтал открыть там бизнес-центр, но так и не сделал ремонт.
Помещение представляло собой холл площадью 300 квадратных метров. Владелец здания предложил нам самим отгородить нужное пространство и платить аренду только за эту часть. Мы решили попробовать. Мой муж работает в строительстве, так что мы сами строили стены из гипсокартона, чтобы создать нужные зоны, — решили, что по 20 квадратных метров будет достаточно для склада и клиентской зоны.
При планировке мы решили предусмотреть место для хранения крупногабаритных товаров. Например, садовых тележек и резины для автомобиля. Мы живём в небольшом посёлке — так что ожидали большой спрос в том числе на стройматериалы, мебель, товары для дачи, ремонта, транспорта. Другими словами, на всё то, что самостоятельно привезти из города проблематично.
Ремонт делали вдвоём, я научилась штукатурить, помогала крепить гипсокартон — на всё ушло 10 дней. Было страшно, шли в нечто неизведанное — но ощущали подъём, интерес, предвкушение нового этапа в жизни.
Первый месяц я работала в ПВЗ сама — важно было почувствовать дело, познакомиться с ним. Потом решила нанять помощника. Как только мы разместили объявление, сразу же откликнулись два-три человека. Я смогла выбрать, кого лучше взять на эту работу.
Первым нашим сотрудником стала женщина чуть за 50 — она отнеслась к работе ответственно. Но когда оборот вырос, начала расти и нагрузка, плюс приходили тяжёлые и габаритные покупки, — ей стало сложно справляться.
В итоге я пришла к выводу, что лучше всего для работы в ПВЗ подходят студенты. Они могут совмещать работу с учёбой, всегда полны энергии и энтузиазма, не обременены семейными обязательствами, просты в общении.
Нашему первому ПВЗ уже два года. Я была приятно удивлена, насколько быстро он стал востребованным среди местных жителей. В среднем мы обслуживаем около 50 человек в день, выдаём порядка 200 товаров: кто-то берёт одну позицию, кто-то — 10, отсюда и такой разброс. Это впечатляющие цифры для нашего небольшого сообщества.
У нас в СНТ летом живут около двух-трёх тысяч человек, зимой чуть меньше. Примерно 600 из них — наши постоянные клиенты, и их становится всё больше. Считаю, что наш пункт стал важной частью быта для многих. Люди, которые казались себе слегка «отрезанными от цивилизации», теперь чувствуют связь с миром. Покупки действительно стали удобнее и доступнее.
Когда мы только открылись, реакция была невероятной. Люди приходили и говорили: «Господи, какое счастье, что вы тут есть!» Это было супер. Я поняла, что мой бизнес стал не только про деньги, но и про людей.
С открытием пункта выдачи меня стали узнавать жители СНТ. Раньше я не знала никого, а теперь здороваюсь со всеми, кого встречаю. Мой телефон есть у многих, и я всегда готова помочь, даже если это выходит за рамки моих обязанностей. Например, на Новый год, когда у нас был сокращённый рабочий день, я откликнулась на звонок клиента и поехала назад в ПВЗ, чтобы выдать подарок ребёнку, — не могла лишить его радости.
Ozon финансово поддерживает тех, кто открывает пункты выдачи. Есть специальная карта, которая поделена на цветовые зоны, — здесь можно посмотреть, в какой локации получится открыть пункт и на каких условиях. К сожалению, на место, которое мы выбрали для первого ПВЗ, поддержка не распространялась. Но мы справились своими силами.
Следующие пункты выдачи — а всего у нас их уже три, так как соседние СНТ растут, — открывались значительно проще, чем первый. Уже был опыт, понимание процесса, и поддержка от Ozon тоже сыграла свою роль. Когда мы решили расширяться, то уже искали место, где можно воспользоваться помощью от маркетплейса. В итоге получили финансовую поддержку на полгода, выбрав подходящие для ПВЗ зоны, и открылись с минимальными вложениями.
Нам повезло с помещениями — нужно было лишь перекрасить стены. Благодаря программе поддержки мы получили дополнительно 50 000 ₽ на ремонт и сразу вышли в плюс.
Вижу, что есть куда расширяться дальше. Мы изучаем карту, выбираем новые перспективные зоны для новых пунктов. Рассчитываем, что сможем получать поддержку Ozon и дальше. Это позволит развиваться нашему семейному бизнесу и сделать онлайн-покупки более доступными для жителей сёл.
Не скажу, что открыть и развивать пункт выдачи — совсем уж простая задача, но и невозможного ничего нет. Мы отлично справились и помогли развиваться всему нашему дачному сообществу. Главное для предпринимателей-новичков — не бояться начинать. Это путь, который требует усилий, но он того стоит.
Содержание статьи
Пункт выдачи вместо супермаркета
300 свободных метров и гипсокартон
Сотрудники с энергией и энтузиазмом
Эмоции клиентов и связь СНТ с миром
Потенциал для роста с поддержкой Ozon
Пять советов для тех, кто собирается открыть ПВЗ
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Как вырасти из оптовика в крупное трикотажное производство
История бренда Happyfox
Школа, настолки и бизнес на маркетплейсе
Как стать успешным предпринимателем в 17
Пасхальные зайцы, ангелы и первый бизнес в 48 лет
История Елены Тепловой из Шуи
Как продвинуть товар в поиске на Ozon
Как нанять сотрудника и получить за это 87 000 ₽ и больше
Условия, ограничения,
пошаговый алгоритм
6 головоломок для предпринимателей
Чтобы находить скрытые закономерности
и мыслить нестандартно
Тайм-менеджмент из прошлого: что взять на заметку
Подготовьте настенный календарь
и песочные часы