Чем различаются схемы работы на Ozon
Прочитать
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
В 2009 году Мария Одинокова создала дизайн-студию «Кунжут» в Петербурге, которая переросла в производство одежды с принтами. В 2014 к Марии присоединился Николай Першин, и спустя время пара открыла отдельный проект «Музей.Маркет», полностью посвящённый музейным сувенирам. Как перенести живопись в гардероб, что такое печать по требованию и применим ли такой подход для продаж на маркетплейсе — об этом и многом другом поговорили с предпринимателями.
Николай: Всё началось во время пандемии. Помню как сейчас: апрель 2020 года, мы сидим рядом со складом и размышляем, что делать. Наш бизнес был построен вокруг музеев: фабрика печатала и отшивала продукцию для музейных магазинов, а посетители музеев её покупали. Всё это происходило в офлайне, и вот внезапно карантин, музеи закрыли свои двери.
И тут нас осенило: а почему бы не продавать сувениры через интернет-магазин? Идея была в том, чтобы ценители искусства могли заглянуть в музейную лавку онлайн и купить сувенир с картиной любимого художника.
Решили, что во всём этом даже есть плюс, ведь можно взять продвижение в свои руки. В кратчайшие сроки разработали бренд «Музей.Маркет», я стал связываться с текущими партнёрами, и они с радостью поддержали идею: музеям не хотелось терять доходы от сувениров, поэтому они нам доверились.
Николай: Мы начали работать с Русским музеем ещё в далёком 2012 году, создали коллекцию шоперов, — и до сих пор сотрудничаем с ним. Сейчас среди наших партнёров Тюменское музейно-просветительское объединение, Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва и многие другие. Особая история — Санкт-Петербург. Сам город — это музей под открытым небом, ему у нас посвящена отдельная коллекция.
Мария: Кроме того, с нами работают Приморская государственная картинная галерея, Омский областной музей изобразительных искусств имени В. А. Врубеля, «Эрарта», музей «Собрание» и Дарвиновский музей. В целом стараемся поддерживать больше галерей из регионов: художники оттуда достойны того, чтобы их узнавали.
Мария: В случае «Музей.Маркета» мы отталкиваемся от интересов покупателей. Анализируем, какие товары и модели популярны, какие цвета и картины. Здесь интересно, что человек может и не знать, что перед ним работа Малевича, но ему нравится высокое искусство и качество его передачи — этим наши товары выделяются среди других.
Права на картины принадлежат музеям: без контракта с ними не получится использовать в своём бизнесе большинство произведений искусства.
Николай: Крупнейшие музеи страны нас уважают, потому что мы с вниманием относимся к их коллекциям: трепетно наносим произведения искусства на изделия, выбираем только актуальные и коммерчески успешные модели. В итоге работает сарафанное радио, и к нам обращается всё больше музеев из разных уголков страны. Но самое важное — одежда, которую мы создаём, нравится людям. И можно сказать, разлетается по миру: однажды мы встретили людей с нашими шоперами в Турции!
Мария: Сначала мы запустили собственный интернет-магазин, но со временем поняли, что удобнее продвигаться на маркетплейсах: это быстрее и требует меньших затрат. Сейчас Ozon — наш единственный канал онлайн-продаж. Также товары «Музей.Маркета» можно купить офлайн в Санкт-Петербурге: в Доме книги, на фестивале «Книжные аллеи» и в крупных торговых центрах. Офлайн пока покупают больше, но в онлайне видим потенциал: только за июль 2023 года продажи на Ozon выросли вдвое.
Николай: Сейчас работаем по двум схемам: продаём со своего склада по FBS и со склада Ozon по FBO. Но двигаемся в сторону FBO, чтобы освободить свои площади. По географии продаж лидирует Москва, за ней идут Поволжье и Сибирь. Санкт-Петербург отстаёт — возможно, потому что здесь есть офлайн-точки.
Николай: Сперва «Музей.Маркет» работал по схеме print-on-demand, в переводе с английского — «печать по требованию». Мы только открыли проект, держать большие запасы готовой продукции на складе было дорого и рискованно. Поэтому мы начинали создавать изделие только после того, как клиент его оплатил. Получалось производство под конкретный запрос: поступил заказ — мы всё сшили, напечатали и отгрузили.
Такой принцип сейчас используется в «Кунжуте» — работаем «из-под ножа», как в ресторане. Это удобно: не нужно держать свой склад для продукции, нет перепроизводства и излишков, что плюс и для экономики бизнеса, и для экологии.
Мария: Но в итоге для «Музей.Маркета» со временем мы отказались от такой модели. На наш взгляд, она применима для оптовых продаж, а вот розничный рынок пока не готов — нет такого количества заказов, чтобы это стало рентабельным. Для нас намного выгоднее чётко прогнозировать спрос и хранить на складе небольшой запас популярных моделей, которые есть в обороте.
Почему так? Представьте: человек заказал футболку с принтом. Чтобы произвести одну штуку, нужно вклиниться в согласованный производственный план и запустить огромный механизм: привлечь весь швейный цех и закройщика, настроить печать. И совсем другое дело, если всё это нужно для партии в тысячу штук, — расходы на единицу изделия окажутся намного ниже.
Да, есть компании, которые сделали бизнес на печати по требованию. Но они ограничены в плане тканей, ассортимента и техник, которые могут использовать. Можно дёшево напечатать по запросу небольшой принт на белой футболке или хлопковом шопере, а вот если хочется напечатать яркую картинку на поясной сумке — становится уже сложнее.
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Мария: Планов очень много, и они великие! Хотим стать первыми на рынке товаров с музейными принтами — творить искусство на ткани, и для этого у нас есть всё: технологии, партнёрства, идеи.
Ещё в скором будущем собираемся открыть фирменные магазины «Музей.Маркета» по всей России. Видим, что тренд на офлайн возвращается после пандемии: люди соскучились по привычным походам по магазинам, где можно пообщаться с продавцами и тактильно оценить изделие. Тёплая коммуникация сейчас ценится особенно высоко.
А пока — больше принтов, моделей, партнёров и клиентов. Уверена, нас ждёт светлое будущее, потому что культура не имеет границ, музеи будут жить вечно. А значит, их посетители всегда захотят забрать кусочек искусства к себе домой.
Поделиться:
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Как запустить бренд одежды плюс-сайз
Своей историей делится основательница бренда Manelia
Можно ли построить бизнес на любви к котикам
История продавца зоотоваров с большим сердцем
Женский взгляд на бизнес: истории продавцов Ozon
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе