Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как продавать на Ozon одежду с принтами

Человек с сумками

В 2009 году Мария Одинокова создала дизайн-студию «Кунжут» в Петербурге, которая переросла в производство одежды с принтами. В 2014 к Марии присоединился Николай Першин, и спустя время пара открыла отдельный проект «Музей.Маркет», полностью посвящённый музейным сувенирам. Как перенести живопись в гардероб, что такое печать по требованию и применим ли такой подход для продаж на маркетплейсе — об этом и многом другом поговорили с предпринимателями.

— Как зародился проект «Музей.Маркет»? 

Николай: Всё началось во время пандемии. Помню как сейчас: апрель 2020 года, мы сидим рядом со складом и размышляем, что делать. Наш бизнес был построен вокруг музеев: фабрика печатала и отшивала продукцию для музейных магазинов, а посетители музеев её покупали. Всё это происходило в офлайне, и вот внезапно карантин, музеи закрыли свои двери.

И тут нас осенило: а почему бы не продавать сувениры через интернет-магазин? Идея была в том, чтобы ценители искусства могли заглянуть в музейную лавку онлайн и купить сувенир с картиной любимого художника. 

Решили, что во всём этом даже есть плюс, ведь можно взять продвижение в свои руки. В кратчайшие сроки разработали бренд «Музей.Маркет», я стал связываться с текущими партнёрами, и они с радостью поддержали идею: музеям не хотелось терять доходы от сувениров, поэтому они нам доверились. 

— Как вы начали работать с музеями? 

Николай: Мы начали работать с Русским музеем ещё в далёком 2012 году, создали коллекцию шоперов, — и до сих пор сотрудничаем с ним. Сейчас среди наших партнёров Тюменское музейно-просветительское объединение, Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва и многие другие. Особая история — Санкт-Петербург. Сам город — это музей под открытым небом, ему у нас посвящена отдельная коллекция. 

Именно товары с картинами Русского музея покупают чаще всего в магазине «Музей.Маркета»

Мария: Кроме того, с нами работают Приморская государственная картинная галерея, Омский областной музей изобразительных искусств имени В. А. Врубеля, «Эрарта», музей «Собрание» и Дарвиновский музей. В целом стараемся поддерживать больше галерей из регионов: художники оттуда достойны того, чтобы их узнавали.

Самый популярный товар у «Музей.Маркета» — оверсайз-футболки с картиной Казимира Малевича «Спортсмены» из коллекции Русского музея

— Как вы формируете ассортимент?

Мария: В случае «Музей.Маркета» мы отталкиваемся от интересов покупателей. Анализируем, какие товары и модели популярны, какие цвета и картины. Здесь интересно, что человек может и не знать, что перед ним работа Малевича, но ему нравится высокое искусство и качество его передачи — этим наши товары выделяются среди других.

Права на картины принадлежат музеям: без контракта с ними не получится использовать в своём бизнесе большинство произведений искусства. 

Николай: Крупнейшие музеи страны нас уважают, потому что мы с вниманием относимся к их коллекциям: трепетно наносим произведения искусства на изделия, выбираем только актуальные и коммерчески успешные модели. В итоге работает сарафанное радио, и к нам обращается всё больше музеев из разных уголков страны. Но самое важное — одежда, которую мы создаём, нравится людям. И можно сказать, разлетается по миру: однажды мы встретили людей с нашими шоперами в Турции!

— Где можно купить товары «Музей.Маркета»?

Мария: Сначала мы запустили собственный интернет-магазин, но со временем поняли, что удобнее продвигаться на маркетплейсах: это быстрее и требует меньших затрат. Сейчас Ozon — наш единственный канал онлайн-продаж. Также товары «Музей.Маркета» можно купить офлайн в Санкт-Петербурге: в Доме книги, на фестивале «Книжные аллеи» и в крупных торговых центрах. Офлайн пока покупают больше, но в онлайне видим потенциал: только за июль 2023 года продажи на Ozon выросли вдвое. 

Николай: Сейчас работаем по двум схемам: продаём со своего склада по FBS и со склада Ozon по FBO. Но двигаемся в сторону FBO, чтобы освободить свои площади. По географии продаж лидирует Москва, за ней идут Поволжье и Сибирь. Санкт-Петербург отстаёт — возможно, потому что здесь есть офлайн-точки. 

Может заинтересовать

Чем различаются схемы работы на Ozon

Прочитать

У «Музей.Маркета» активно развиваются продажи и онлайн, и офлайн, но пока на Ozon ассортимент шире: в магазинах и на «Книжных аллеях» доступны только самые популярные позиции

— Как вы печатаете принты и где храните готовые товары?

Николай: Сперва «Музей.Маркет» работал по схеме print-on-demand, в переводе с английского — «печать по требованию». Мы только открыли проект, держать большие запасы готовой продукции на складе было дорого и рискованно. Поэтому мы начинали создавать изделие только после того, как клиент его оплатил. Получалось производство под конкретный запрос: поступил заказ — мы всё сшили, напечатали и отгрузили.

Такой принцип сейчас используется в «Кунжуте» — работаем «из-под ножа», как в ресторане. Это удобно: не нужно держать свой склад для продукции, нет перепроизводства и излишков, что плюс и для экономики бизнеса, и для экологии. 

Мария: Но в итоге для «Музей.Маркета» со временем мы отказались от такой модели. На наш взгляд, она применима для оптовых продаж, а вот розничный рынок пока не готов — нет такого количества заказов, чтобы это стало рентабельным. Для нас намного выгоднее чётко прогнозировать спрос и хранить на складе небольшой запас популярных моделей, которые есть в обороте. 

Почему так? Представьте: человек заказал футболку с принтом. Чтобы произвести одну штуку, нужно вклиниться в согласованный производственный план и запустить огромный механизм: привлечь весь швейный цех и закройщика, настроить печать. И совсем другое дело, если всё это нужно для партии в тысячу штук, — расходы на единицу изделия окажутся намного ниже. 

Да, есть компании, которые сделали бизнес на печати по требованию. Но они ограничены в плане тканей, ассортимента и техник, которые могут использовать. Можно дёшево напечатать по запросу небольшой принт на белой футболке или хлопковом шопере, а вот если хочется напечатать яркую картинку на поясной сумке — становится уже сложнее.

Печать по требованию (print-on-demand)

Плюсы Минусы 
  • Меньше затраты на хранение товаров
  • Нет перепроизводства
  • Индивидуальный подход к каждой вещи
  • Возможность быстро переориентироваться, 
    если на определённые принты нет спроса
  • Высокие затраты при маленьких партиях
  • Риск не выполнить заказ, если оборудование вышло из строя
  • Ограничения в материалах, фасонах и дизайне

— Какие у вас планы на будущее?

Мария: Планов очень много, и они великие! Хотим стать первыми на рынке товаров с музейными принтами — творить искусство на ткани, и для этого у нас есть всё: технологии, партнёрства, идеи. 

Ещё в скором будущем собираемся открыть фирменные магазины «Музей.Маркета» по всей России. Видим, что тренд на офлайн возвращается после пандемии: люди соскучились по привычным походам по магазинам, где можно пообщаться с продавцами и тактильно оценить изделие. Тёплая коммуникация сейчас ценится особенно высоко. 

А пока — больше принтов, моделей, партнёров и клиентов. Уверена, нас ждёт светлое будущее, потому что культура не имеет границ, музеи будут жить вечно. А значит, их посетители всегда захотят забрать кусочек искусства к себе домой. 

Поделиться:

Катя Кабышева

Катя Кабышева

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также