Что учесть в цене товара
Прочитать
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Сегодня бренд арахисовой пасты MaryJane’s — это два производства в Красноярске и Москве, выручка 34 млн рублей и больше 110 000 проданных банок за 2022 год. А семь лет назад три человека жарили орехи на домашней кухне, вручную упаковывали заказы и сами развозили их первым клиентам.
Как пройти такой путь, если вы решили продавать продукты питания собственного производства: где искать сырьё, что делать в кризисных ситуациях и для чего выходить на маркетплейсы? Рассказывает Мария Москвина, основательница компании MaryJane’s.
До MaryJane’s я работала бухгалтером. Меня это не устраивало: казалось, что я просто перекладываю бумажки и мир не становится прекраснее. Вместе с этим я чувствовала, что когда-нибудь у меня обязательно будет своё дело — не сейчас, так позже.
И вот Красноярск, 2016 год. Мы с моей подругой Женей обедаем в кафе здорового питания — чуть ли не первом в городе. Она рассказывает, что увольняется и собирается искать новую работу. И тут я и заявляю: «А давай делать что-то своё? Работать в найме уже немодно. Можно, например, производить что-нибудь здоровое и вкусное — и лучше, чтобы с долгим сроком годности». Немного поисков в интернете — и вот мы уже готовим нашу первую банку арахисовой пасты.
Первым делом мы придумали название для будущего бренда — MaryJane’s. Это производное от наших имён: Мария и Женя.
Первый «образец» попробовали все наши с Женей родственники. Они пасту не оценили, всё спрашивали: «Вы что, правда собираетесь это продавать?» А нас это не остановило, главное — арахисовая паста нравилась нам самим, и мы были готовы вложиться в неё силами и временем.
Мы чувствовали, что стоим у истоков тренда: в 2016 году в России арахисовая паста только набирала популярность.
Следующим шагом стал дизайн. Ну «дизайн» это громко сказано — первый шрифт и «горошек» для этикетки мы выбрали с Женей в MS Word. Загрузили фото банки ВКонтакте, пригласили на страничку магазина всех друзей и знакомых, начали собирать предзаказы.
Между моментом, как мы сидели в кафе, и продажей первой банки прошла всего неделя. Я думаю, именно это стало залогом успеха.
Пока объёмы были небольшими, нас спасали рынки. У меня сложился ритуал: раз в неделю я приезжала на рынок к одному и тому же продавцу и загружала 200 кг арахиса. А через год договорилась, чтобы он привозил мешки прямо домой. Как выяснилось, можно было и раньше попросить!
Совет: договаривайтесь с людьми и нацеливайтесь на долгосрочное сотрудничество. Жизнь становится намного проще, если просто просить о том, чего хочется.
Потом мы доросли до оптовых поставщиков. Чтобы не возиться с таможней и доставками из-за рубежа, решили работать с импортёрами. Случались и неудачи: например, наша первая партия орехов из Москвы (размером в полтонны!) оказалась ужасного вкуса и не смогла перемолоться в блендере. А вторая партия случайно уехала в Краснодар вместо Красноярска.
Постепенно домашнее производство арахисовой пасты стало нашей постоянной работой. В течение года распорядок дня был таким: просыпаешься, жаришь орешки, шелушишь — мы делали это руками, так как в Красноярске не было очищенного арахиса. Иногда привлекали к занятию бабушек и дедушек — получался семейный бизнес :)
Постепенно мы поняли, что достигли предела возможностей. Решили масштабироваться и заказали промышленное оборудование из Китая: шелушилку для орехов, печку, блендер. Когда машины были уже в пути, я вдруг поняла, что они не влезут на небольшую домашнюю кухню — так мы и решили арендовать цех и расширить команду.
Пока бизнес был маленьким, я считала каждую копеечку в мобильном приложении: следила за тем, сколько мы зарабатываем и тратим, где можно сэкономить.
После переезда на производство у нас появились первые большие расходы: аренда, зарплаты сотрудников, затраты на логистику. Чтобы их покрыть, пришлось поднять цены в 1,5–2 раза и всерьёз заняться финансовым планированием.
Когда ты сам покупатель, часто спрашиваешь: «Почему так дорого?» А потом оказываешься на стороне продавца и понимаешь, как устроено ценообразование. Узнаёшь, что в стоимость входят затраты на сырьё и логистику, зарплаты сотрудников, а ещё наценка дистрибьюторов и магазинов.
Стартового капитала у нас не было, мы учились всему на ходу. Помню, как купили 100 банок на 4 000 ₽ — и эта цифра казалась космической. А потом новый блендер за 16 000 ₽, вот это была инвестиция! Сейчас, конечно, деньги воспринимаются иначе. Можем купить банок на 300 000 ₽, и я даже не замечу платёж — он уйдёт среди многих других.
Мы довольно быстро получили операционную прибыль. Примерно три года понадобилось, чтобы мы не просто окупились как бизнес, но и смогли масштабироваться. В этот момент я почувствовала уверенность в своём деле.
Мой совет: начинайте с любых сумм и не ждите огромных инвестиций.
Мы постоянно масштабируемся и вкладываем деньги в бизнес — так что пытались выйти на маркетплейсы ещё в 2019 году. Но тогда мотивации не хватило.
А вот в 2020 году наступила пандемия, и в апреле спрос упал. Из-за этого появилось больше времени и желания, чтобы разобраться с работой маркетплейсов.
Сложностей особых не было: у Ozon всё максимально прозрачно. Открываешь инструкцию и действуешь по ней. По сравнению с собственными каналами продаж, на маркетплейсе ты почти не прилагаешь усилий, чтобы получить трафик и продажи, — это необычно и приятно.
Мы видим, что и нашим клиентам стало проще.
Чтобы сделать заказ у нас на сайте, нужно:
Чтобы сделать заказ на маркетплейсе, нужно:
Сейчас на маркетплейсы приходится основная часть нашего трафика и продаж.
Мы долго работали по FBO (Fulfillment by Ozon) — это схема работы, при которой хранит, комплектует, упаковывает и доставляет товары маркетплейс. Недавно взяли сборку заказов на себя и перешли на FBS (Fulfillment by Seller) — в этом случае Ozon только доставляет наши товары. Собираемся комбинировать.
На маркетплейсах важно, чтобы у компании был высокий рейтинг — поэтому мы активно работаем с негативом. Я часто пролистываю отзывы и отвечаю на них лично.
На мой взгляд, для человека важно быть услышанным. А если ответит руководитель компании, то проблема решится с большей вероятностью.
Также для отработки негатива мы вкладываем в каждый заказ письмо, где отвечаем на частые возражения — например, рассказываем, что арахисовая паста может расслаиваться, это нормально.
В 2021 году мы переехали в Москву и снова расширили штат. Сейчас у нас два производственных цеха.
Бренд MaryJane’s узнаваем в Красноярске: по моим ощущениям, каждый десятый житель города что-то слышал о нас. Мы монополисты среди арахисовых паст: когда уезжали в столицу, нам позвонил конкурент и предложил забрать его клиентов и оборудование — не выдержал пандемию.
Своими силами мы покрываем Сибирь, Дальний Восток и Центральный федеральный округ. А благодаря маркетплейсам заказы стали доставляться по всей России.
Конечно, приходилось и терять деньги: например, у нас дважды сгорал двигатель в оборудовании, которое измельчает арахис. Бывало, что не платили клиенты. А ещё иногда мы платили магазинам, чтобы разместить у них свою продукцию, и это не приносило результата.
Совет: не воспринимайте всё слишком близко к сердцу. С опытом приходит стрессоустойчивость, и многие вещи перестают быть проблемой.
С трудностями мы столкнулись и после весны 2022 года:
Какими бы ни казались трудности вначале, их все можно преодолеть, и после этого уже мало что страшно. В планах — развивать маркетинг с упором на маркетплейсы и ретейл-сети.
Планируем менять позиционирование: раньше мы рассматривали как конкурентов другие арахисовые пасты, а на самом деле нам надо отстраиваться от других видов завтрака — яичницы и бутерброда с колбасой, отвоёвывать место на столе.
Никто не пойдёт в супермаркет, потому что у него кончилась арахисовая паста, а не хлеб.
Так что нам предстоит большая работа по формированию рынка: хочется, чтобы арахисовая паста оказалась в топе продуктов покупателя — и чтобы это была MaryJane’s.
Поделиться:
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Как запустить бренд одежды плюс-сайз
Своей историей делится основательница бренда Manelia
Можно ли построить бизнес на любви к котикам
История продавца зоотоваров с большим сердцем
Женский взгляд на бизнес: истории продавцов Ozon
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе