Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

FBO на Ozon: что такое и как начать

Склад Ozon

Доставка со склада Ozon или FBO — самый простой и доступный способ начать продажи на маркетплейсе. В этом случае компании или предпринимателю не нужен собственный склад и транспортная служба, достаточно делать регулярные поставки на склады Ozon.

Неважно, какие масштабы у предприятия и сколько опыта у продавца: все операционные процессы берёт на себя маркетплейс.

 

Продавец

Ozon

Поставка товаров на склад

 

Размещение продукции на складе 

 

Отслеживание заказов

 

Сборка и упаковка заказов

 

Доставка в ПВЗ или до дверей клиента

 

Выдача товара покупателю

 

Станьте продавцом Ozon

Всё уже готово для вашего бизнеса: зарегистрируйтесь на маркетплейсе бесплатно и загрузите товары

С чего начать

Представим, что вы уже создали личный кабинет продавца на Ozon, приняли оферту маркетплейса и загрузили несколько товаров. Пришло время выбрать схему, ваш взгляд падает на FBO. Что дальше?

  1. Сначала нужно привезти партию товаров на склад Ozon — так она появится в продаже на площадке. Решите, куда и как вам удобнее поставить продукцию. Есть два варианта:
  • Доставить товары на ближайший к вам склад. Можно самостоятельно привезти продукцию прямо на фулфилмент или же заказать кросс-докинг — вы доставляете товар на точку приёма, а Ozon везёт его, куда скажете. Чтобы в заявке на поставку вам не приходилось методом подбора проверять, какой склад готов принять товары, запустите чат-бота, который доступен в Telegram с любого устройства.
  • Воспользоваться услугой «Виртуальный распределительный центр» — когда Ozon сам анализирует загрузку своих складов, распределяет товары по регионам и отвозит на конечные склады. Продавец же привозит весь товар на одну точку сборки.
  1. Подготовьте товары к отгрузке и распечатайте транспортную накладную. Важно упаковать товары по правилам Ozon и не забыть приклеить этикетки. Принять товар могут на складе в коробках или на палетах любого стандарта, обёрнутых стрейч-плёнкой.
  2. Привезите поставку в запланированный интервал. Приёмка товара на складах Ozon не занимает много времени: вам или вашему водителю нужно приехать в точку отгрузки к назначенному часу → передать диспетчеру транспортную накладную → уточнить номер ворот → выгрузить товары под присмотром сотрудников на склад. 

Сделать первые шаги поможет бесплатный курс Ozon University о продажах по FBO.

Некоторые товары не подходят для продажи по FBO, например драгоценные камни, уголь, ламинат, монтажные смеси, душевые кабины. Изучите полный список товаров, которые не размещаются на складах.

Склады Ozon на FBO

Подобрать удобный склад для поставки товаров можно в «Базе знаний» — там собран самый полный и актуальный список действующих фулфилментов и сортцентров.

Вознаграждение за продажу и услуги по FBO

Прежде чем заказ доберётся до покупателя, он проходит большой путь внутри Ozon. Продажа включает в себя оприходование товара, размещение на складе, сборку заказа, приём оплаты от покупателя, логистику до пункта выдачи и доставку до дверей клиента, при необходимости — обработку и обратную логистику возврата. Каждая из этих услуг имеет свою цену.

Размещение товара на складе Ozon

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Чем отличаются схемы работы на Ozon
Подробнее

Пользование складами Ozon платное. Однако в некоторых случаях размещение остаётся бесплатным, например: 

  • при продаже сезонных и super-товаров;
  • когда товары размещаются на складах в Казахстане. С 15 октября 2023 года плату за размещение товаров в этих точках маркетплейс не начисляет.

Тариф на размещение варьируется от 0 ₽ до 0,25 ₽ за литр товара в день, но не более 50 ₽. Точная стоимость хранения зависит от объёмно-весовых характеристик товара, то есть его габаритов и массы: после того как вы введёте ширину, длину, высоту и вес в карточке товара, система автоматически рассчитает объём в литрах.

Продажа

Ozon работает как торговая площадка и как агент, который соединяет продавцов и покупателей. А значит, с каждой продажи нужно заплатить вознаграждение (ранее «комиссию») — до 23% по FBO. Процент фиксированный и зависит от категории.

Также продавец платит за эквайринг — банковскую услугу по приёму безналичных платежей через интернет. Тариф на него зависит от банка покупателя, но не превышает 1,5% от стоимости товара.

Доставка 

Сначала товар сортируют и упаковывают сотрудники фулфилмента — крупного и автоматизированного склада Ozon. Оттуда заказы везут в один из региональных сортцентров, поближе к потенциальным покупателям — это логистикаТариф на неё зависит от объёма и может быть от 58 до 1106 ₽. Обратная логистика — из пункта выдачи или от покупателя на склад — по цене равна логистике.

Когда товар покупают и Ozon везёт его до покупателя, в пункт выдачи, в постамат или в руки курьеру — это последняя миля. Её стоимость фиксирована: 5,5% от цены товара с учётом НДС. При этом последняя миля не может стоить больше 500 ₽.

Возврат, невыкуп и отмена

Допустим, покупатель получил заказ, после чего Ozon перечислил деньги продавцу. Однако через какое-то время клиент решил вернуть часть товаров. Это возврат.

В этом случае продавцу возвращается стоимость товара без вычета вознаграждения за продажу и эквайринга.

Какие услуги спишут:

  • прямую логистику и последнюю милю;
  • обратную логистику — равна прямой;
  • обработку возврата — по 50 ₽ за каждую единицу товара.

Невыкупом называется ситуация, когда покупатель отказывается от товара в момент его получения. Если клиент отменяет ещё не доставленный заказ или же не забрал его, а сроки хранения в ПВЗ истекли, — это отмена. Механика начислений для этих ситуаций одинаковая.

Рассчитаем, сколько получит продавец с продажи футболки, которая стоит 700 ₽

  • Вознаграждение за продажу товара из категории «Одежда» — 19,5%.
  • Эквайринг — 1,5%.
  • Объём — меньше 0,1 л. Согласно таблице, стоимость логистики для товара такого веса — 58 ₽.
  • Стоимость последней мили — 5,5%. 700 ₽ × 5,5% = 38,5 ₽.

Получается: 700 ₽ − 136,5 ₽ − 10,5 ₽  − 58 ₽ − 38,5 ₽ = 456,5 ₽.

Если покупатель решит вернуть эту футболку, то Ozon снимет со счёта продавца стоимость товара, обработку возврата и обратную логистику, но вернёт вознаграждение за продажу и эквайринг.

Получается, продавец потратит на возврат: 490 ₽ + 129,5 ₽ + 10,5 ₽ − 700 ₽ − 50 ₽ − 58 ₽ = − 204,5 ₽.

FBO идеально подойдёт, если у вас

  • Нет собственного склада и службы доставки.
  • Ходовой ассортимент, который не будет залёживаться на складах.
  • Товары весом до 80 кг и они не нуждаются в особых условиях хранения.
  • Нет желания активно участвовать в операционных процессах — управлять остатками, самостоятельно паковать заказ и везти его клиенту. По FBO Ozon рассчитывает сроки доставки для продавца и покупателя, обновляет статусы заказа в приложении, привозит и выдаёт заказы в пунктах выдачи, постаматах или через курьера, забирает возвраты.

Поделиться:

Наталья Буткина

Наталья Буткина

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также