Когда платить налоги, перечислять взносы и подавать декларации в 2025 году
Как начать продажи на Ozon
Собрали главные шаги на пути к своему магазину на маркетплейсе
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Если неправильно посчитать запасы, есть риск ошибочно выставить на продажу товар, которого нет в наличии, задержать доставку или закупить лишнее. Это приводит к недовольству клиентов и убыткам. Держать запасы под контролем помогает инвентаризация, но и она сама может затянуться или превратиться в хаос. Рассказываем, как провести проверку быстро и без проблем: когда её запланировать, какие документы нужны и как упростить процесс.
Инвентаризация — это проверка состояния товаров, материалов, оборудования, которые есть в наличии, и сверка реальных остатков с тем, что учтено в бухгалтерских системах. Цель — определить точное количество и состояние имущества, выявить ошибки или потери, а также внести корректную информацию в отчётные документы.
Как много времени требуется на процедуру — зависит от того, сколько у бизнеса активов и как много людей смогут участвовать в инвентаризации. Например, малый и микробизнес, скорее всего, сможет провести проверку за несколько часов.
У продавца на маркетплейсе есть собственный склад, где помещается до 500 товарных позиций. Инвентаризацию будут проводить два человека. Подготовка — разделение зон проверки, подготовка списка товаров — займёт от 30 минут до часа. Фактическая проверка остатков товаров вручную — два-три часа, сверка с системой — поиск расхождений, пересчёт спорных позиций — ещё один-два часа. Заключительный отчёт будет готов ещё через 30 минут / час. Таким образом, бизнесу с таким объёмом товаров на инвентаризацию нужно заложить от четырёх до семи часов.
Что подлежит инвентаризации:
Инвентаризация нужна, чтобы:
Какая бывает инвентаризация:
По обязанности | По периодичности | По объёму |
---|---|---|
Обязательная — обязаны проводить ООО, АО и ПАО | Плановая — регулярная проверка товаров и имущества | Полная — ревизия всех товаров и активов. Проходит обычно один-два раза в год |
Добровольная — будет полезна для любой формы бизнеса, если он работает с материальными ценностями (товары, сырьё и др.) | Внеплановая — проводится в случае краж, чрезвычайных ситуаций, а также при смене ответственных лиц. Проходит не по графику, а по решению руководства или проверяющих | Выборочная — проверка отдельных категорий товаров или определённой группы. Проходит по заранее установленному графику. Обычно несколько раз в год |
Повторная — проводится после обязательной или добровольной проверки, если выявлены расхождения, ошибки в учёте или подозрения на потери | По необходимости — может проходить несколько раз в год. Назначается в случае подозрений на недостачи, порчу товаров, ошибки учёта. Проходит в ответ на конкретные обстоятельства | Целевая — в проверке может участвовать конкретный склад, группа товаров, кассовых остатков или расчётов с поставщиками. Проверка проходит при необходимости, конкретного графика нет |
Внезапная — сотрудникам о ней не сообщают. Проводится, чтобы зафиксировать реальное состояние запасов и предотвратить злоупотребления |
В этом материале мы подробнее остановимся на процессе инвентаризации товаров и готовой продукции.
Согласно законодательству РФ, юридические лица обязаны проводить инвентаризацию не реже раза в год, обычно перед подготовкой годовой бухгалтерской отчётности.
Отчитываться по итогам инвентаризации перед налоговыми и надзорными органами не нужно, однако результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерской отчётности. Если их не будет, для сотрудников налоговой это может стать поводом внимательнее изучить документы и при нестыковках наложить штраф. Например, за искажение бухгалтерской отчётности придётся заплатить 5000–10 000 ₽.
Индивидуальные предприниматели и самозанятые могут проводить инвентаризацию по собственному желанию и при необходимости, но отчитываться ни перед кем не обязаны. Документы в этом случае не обязательно составлять по строгой форме.
Алексей зарегистрировался как ИП и начал продавать аксессуары для смартфонов на маркетплейсе. Он выбрал модель работы realFBS, при которой товар хранится на складе у продавца. В последние дни поступило много заказов, а Алексей обнаружил, что товара в наличии меньше, чем он предполагал. Предприниматель решил провести инвентаризацию, чтобы разобраться.
Процесс требует подготовки, внимания к деталям и соблюдения определённых правил. Рассмотрим основные этапы инвентаризации.
Продавцы на маркетплейсе могут запланировать инвентаризацию на часы, когда заказов обычно мало.
Инвентаризация имущества владельца ПВЗ должна проходить так, чтобы не мешать работе точки: выдаче заказов, приёму новых поставок и отправке возвратов. Оптимально планировать её на конец рабочего дня или в периоды низкого потока клиентов.
Если на складе от 500 до 2000 позиций, желательно вовлечь в процесс пять человек или больше. В бизнесе поменьше с инвентаризацией справятся один-два человека.
ИП или самозанятый может провести инвентаризацию самостоятельно. В этом случае придётся одновременно подсчитывать товары, проверять данные, оформлять документы. Если у ИП есть наёмные сотрудники, их можно подключить к процессу.
Закон не регламентирует, за сколько дней нужно предупреждать участников о предстоящей инвентаризации. Предприниматели могут определить срок самостоятельно и закрепить дату во внутренних документах.
Кто участвует в инвентаризации
Роль | Что делают | Особенности для малого и микробизнеса |
---|---|---|
Руководитель | Организует работу, издаёт приказ на инвентаризацию, назначает ответственных и контролирует процесс | Организацию и контроль может взять на себя владелец бизнеса |
Ответственные за инвентаризацию | Сопровождают комиссию, помогают найти нужный товар. Обычно это «материально ответственные лица», например кладовщики. Обязанность участвовать в инвентаризации закреплена в должностной инструкции |
Все роли может выполнять один человек |
Рабочая комиссия | Обычно состоит из трёх человек, включая руководителей подразделений, бухгалтеров и других специалистов. Члены комиссии могут меняться, однако ими не могут быть сотрудники, которые несут материальную ответственность | |
Бухгалтеры и финансовые специалисты | Следят за точностью учёта и соответствием финансовых данных. Готовят и оформляют инвентаризационные описи и акты |
Чтобы ускорить процесс, используйте мобильные приложения для сканирования и фиксации данных.
Придерживаться бухгалтерских стандартов обязаны только юридические лица. ИП и самозанятые могут фиксировать результаты так, как им удобно.
Что делать, если инвентаризация выявила проблемы.
Проблема | Причины | Что делать |
---|---|---|
Недостача: товара меньше, чем должно быть | ошиблись при приёмке или выдаче; человеческий фактор: произошла путаница, неправильно отсканировали товар; товар украли; товар повредился или его списали и не зафиксировали в документах | провести повторный пересчёт; проверить товарные накладные; осмотреть склад или ПВЗ, убедиться, что проверили все места хранения; оценить риск хищения — проверить камеры, доступ к товарам; в случае вины сотрудников — взыскать ущерб, при других причинах — списать на убытки |
Излишки: товара больше, чем должно быть | ошиблись в приёмке — приняли больше товара; некорректно учли возвраты; ошиблись при списании или перемещении | проверить накладные и реестры поставок; перепроверить возвраты; внести корректировки в систему учёта; связаться с поставщиком или маркетплейсом, если товар отгружен по ошибке |
Пересортица: неверное распределение товаров | ошиблись при размещении товара на складе или в ПВЗ; перепутали ценники, штрихкоды или упаковки; сотрудники ошиблись при выдаче заказов | найти реальное место хранения товаров; проверить, какие заказы или поставки могли быть оформлены неверно; исправить записи в системе учёта, обновить маркировку; провести разъяснительную работу с персоналом |
Ошибки в документах | ошиблись, когда вносили данные в систему; неправильно оформили накладные или акты; произошёл сбой в интеграции учётных систем | сверить данные учёта с реальным запасом товара; запросить корректные документы у поставщика; проверить настройки системы учёта; исправить записи и сообщить ответственным сотрудникам |
При инвентаризации Алексей выявил небольшую пересортицу товара. Оказалось, что при отправке перепутались артикулы, и вместо одной модели на складе была другая. Также предприниматель пересмотрел процесс размещения продукции:
Для владельцев пунктов выдачи заказов и продавцов на маркетплейсах, которые работают как ООО, список документов зависит от специфики деятельности и масштабов бизнеса. Обязательными остаются приказ об инвентаризации, опись и акт о расхождениях; остальные — на усмотрение собственника и человека, который ведёт бухгалтерию.
Рассмотрим, что можно сделать, чтобы упростить и ускорить инвентаризацию, а также минимизировать число ошибок.
Штрихкоды на товары обязательны для продавцов Ozon, которые работают по схемам FBO и FBS, то есть когда доставкой товара занимается маркетплейс. Сгенерировать их можно в личном кабинете.
Алексей зарегистрировался в недорогой складской системе, которая синхронизируется с маркетплейсом. Он настроил автоматическое обновление остатков, чтобы избежать ошибок. Кроме того, внедрил чек-листы для проверки товаров перед каждой отгрузкой. Спустя несколько недель работы количество ошибок и жалоб от клиентов сократилось. Теперь Алексей точно знает, сколько товара у него в наличии.
Подпишитесь на наши сообщества в сети «ВКонтакте» и в Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.
Содержание статьи
Что такое инвентаризация
Зачем бизнес проводит инвентаризацию
Кому нужна инвентаризация
Как провести инвентаризацию
Как улучшить учёт и хранение товаров
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Как начать продажи на Ozon
Собрали главные шаги на пути к своему магазину на маркетплейсе
Как работать с электронной трудовой книжкой
И что делать с бумажной версией документа
Как нанять первого сотрудника: чек-лист предпринимателя
Как правильно упаковать товары на маркетплейсе
Как нанять сотрудника и получить за это 87 000 ₽ и больше
Условия, ограничения,
пошаговый алгоритм
6 головоломок для предпринимателей
Чтобы находить скрытые закономерности
и мыслить нестандартно
Тайм-менеджмент из прошлого: что взять на заметку
Подготовьте настенный календарь
и песочные часы