Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Бизнес-идеи российских предпринимателей XIX века, которые сделали их богаче

Российский предприниматель

Два столетия назад предприниматели делали маркетинг, PR-акции и организовывали бизнес-процессы не хуже наших современников. В этом материале расскажем о выдающихся коммерсантах, купцах и фабрикантах, опыт которых можно перенять и использовать сегодня.

Алексей Абрикосов: заботился не только о качестве товара, но и о его внешнем виде

Алексей Абрикосов построил целую кондитерскую империю во второй половине XIX века. Он владел фабриками и магазинами в разных частях страны и производил практически все виды сладостей — от конфет до пастилы, которые официально поставлялись императорскому двору. 

У Абрикосова было много новаторских идей, но особенно стоит отметить его подход к рекламе и упаковке. Печенье продавали в красивых коробочках с рисунками на крышке, леденцы в фаянсовых вазочках, конфеты выпускали в фантиках сериями, например с бабочками или народами мира. Часто внутри упаковки были маленькие сюрпризы — вкладыши с картинками, гороскопы, пожелания, кусочки пазлов.

Фантики абрикосовских конфет, вторая половина XIX века 

На фабрике работал отдельный упаковочный цех, а рисунки придумывали профессиональные художники, в том числе Виктор Васнецов и Фёдор Шемякин.

30

художников работали над дизайном упаковок для сладостей Абрикосова

Покупатели коллекционировали вкладыши и фантики, искали в магазинах конфеты определённых серий и обменивались ими друг с другом. Это мотивировало клиентов делать новые покупки и дарило приятные впечатления. Не забывал Абрикосов и про праздничные и тематические акции: на Пасху продавали шоколадные яйца с игрушкой внутри, похожие на киндер-сюрприз. На Новый год делали шоколадных зайцев и шишки, которыми украшали ёлку. Упаковки от абрикосовских сладостей сейчас хранятся в музеях и продаются на антикварных базарах. 

Реклама товарищества А. И. Абрикосова сыновей, 1896 год. Фото: Викимедиа

Как можно применить опыт сегодня

Красиво упакованный товар хочется покупать и для себя, и в подарок. Не обязательно приглашать именитых художников, как Абрикосов, но уделить внимание внешнему виду заказа определённо стоит. Футболки, например, можно аккуратно сложить в прозрачный пакет и заклеить стикером с вашим логотипом, а мыло или свечи завернуть в крафтовую бумагу. 

по этой теме

Какую упаковку выбрать для товаров своего бренда

Прочитать

Не забывайте про маленькие сюрпризы к заказу: наклейки, открытки, пробники. Вам они могут стоить недорого, зато в памяти покупателей останутся надолго.

Авдотья Грибова: участвовала в профессиональных выставках и расширяла ассортимент в зависимости от сезона

Авдотья Грибова получила небольшую фабрику по производству шалей в наследство от супруга. Она взяла управление предприятием в свои руки и значительно расширила его.

Кроме классических шалей из разных тканей, Грибова выпускала салопы — тёплую верхнюю одежду на меху, камальи — лёгкие накидки на плечи и шёлковые платки. Изделия декорировали согласно последним модным тенденциям: их делали определённых цветов, с вышивкой, рисунками или бахромой. Шаль стала одним из самых популярных и функциональных предметов женского гардероба, которая не только украшала, но и защищала от непогоды. 

Авдотья Грибова часто выставляла свои изделия на мануфактурных выставках в Москве и Петербурге. Посетители могли рассмотреть товар поближе и примерить его, а после сделать заказ на фабрике или наведаться в магазин в московском Китай-городе. Качество товара не раз отмечала пресса — о шалях Грибовой писали в газетах, что привлекало всё новых и новых покупателей.

Как можно применить опыт сегодня

Участвуйте в выставках или других профессиональных мероприятиях. Название вашего бренда попадёт в рекламу, а клиенты, которые пришли к соседям по прилавку, узнают и о вас.

Андрей Ауэрбах: использовал государственные субсидии и льготы для развития бизнеса

Конаковский фаянсовый завод был основан в 1809 году на территории современной Тверской области. Андрей Ауэрбах купил предприятие в 1810 году, тогда оно было небольшим и не приносило дохода. Большого стартового капитала у него не было, поэтому он не постеснялся попросить ссуду у императора Александра I.

25 000 ₽

Ауэрбах занял из казны на оснащение и расширение производства

Ещё Андрей Яковлевич добился разрешения брать сырьё из казённых земель. Позднее он всегда придерживался этого принципа в работе: всё — от глины и песка до олова — было отечественным. Кроме этого, Ауэрбах конкурировал с зарубежными производителями и активно лоббировал запрет или введение огромных пошлин на ввоз товара из других стран. Это позволило ему «подвинуть» англичан на рынке, а ведь английский фарфор необычайно ценился в России и соперничать с ним было сложно.

В последующие 30 лет завод под руководством Ауэрбаха и его сыновей расширился и стал одним из ключевых поставщиков фаянсовых и фарфоровых изделий в России. На продукцию разрешили ставить императорский герб как знак качества, а на всех выставках конаковский фарфор неизменно получал награды. 

Предметы тверского фаянсового сервиза, 1820-е годы. Фото: антикварная площадка «Лермонотов»

Как можно применить опыт сегодня

Пользуйтесь государственными льготами. Для малого и среднего бизнеса, например, выдают кредиты под сниженные проценты, обеспечивают налоговые каникулы и льготные налоговые ставки. Ещё можно выиграть грант или получить субсидии на развитие своего дела. Бонусы для предпринимателей можно найти на сайте налоговой службы или на сайте правительства города или региона, где вы живёте. 

Людвиг Кноп: предоставлял услуги «под ключ» и продвигал сопутствующие товары 

В первой половине XIX века российская хлопчатобумажная промышленность была скорее кустарной: все этапы создания ткани были ручными, это делало процесс долгим и дорогим. В Великобритании — колыбели промышленной революции — фабрики давно были механизированными, а в России не было ни своего оборудования, ни возможности закупить его у англичан из-за их запрета на экспорт техники. В 1842 году запрет сняли. Этой поблажкой и воспользовался немецкий торговый агент Людвиг Кноп. 

Благодаря своим связям с зарубежными компаниями, Кноп наладил целую схему по обустройству хлопчатобумажных фабрик в России. Он закупал оборудование за границей и поставлял его клиентам. Вместе со станками приезжали британские мастера, которые налаживали работу и обучали местных сотрудников. Кноп заключал эксклюзивные контракты с поставщиками — с их помощью он оборудовал фабрики целой страны, а они не продавали ничего другим посредникам. 

~200

предприятий помог оборудовать Людвиг Кноп за свою карьеру

Со временем Кноп стал монополистом и закупал не только прядильные станки, но и другое оборудование, например для красильных цехов. Ещё он привозил на мануфактуры хлопок со всего мира и мог контролировать цены на сырьё. Кроме этого, он открыл собственную «Кренгольмскую мануфактуру», которая быстро стала крупнейшей в стране. 

Вид на реку Нарву и здания Кренгольмской мануфактуры, 1886 год. Фото: Викимедиа

Как можно применить опыт сегодня

Стать промышленным монополистом сегодня вряд ли получится, но облегчить своим покупателям задачу можно. Используйте продажу сопутствующих товаров как способ увеличить чек. У Людвига Кнопа эту роль выполняло, например, приглашение британских специалистов для пусконаладки купленного оборудования. 

Вы можете адаптировать этот принцип для своего товара. Например, матчу при заваривании нужно взбивать маленьким венчиком, а мате пить через трубочку из специальной ёмкости — калебаса. Для знакомства с брендом можно продавать наборы из чая, венчика или калебаса — чтобы покупателю не пришлось докупать их самостоятельно.

Поделиться:

Содержание статьи

Катя Равальдини

Катя Равальдини

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также