Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Есть ли штрафы на Ozon и как маркетплейс борется с нарушениями

Восклицательный знак

В договоре с Ozon нет такого понятия, как штрафы, но если продавец не следует правилам, маркетплейс принимает меры: начисляет баллы за нарушения и тарифицирует за последствия этих нарушений, высылает предупреждения, а в некоторых случаях даже блокирует личный кабинет. В статье расскажем о возможных санкциях и о том, в каких ситуациях они применяются.

Любое нарушение можно оспорить, если есть доказательства или уважительная причина, например форс-мажор. Маркетплейс даёт время написать обращение в поддержку.

Балльная система нарушений

Балльная система нарушений помогает продавцам соблюдать правила. Если продавец ошибся, маркетплейс начислит ему за это баллы, которые в небольших количествах ни на что не повлияют, но запомнить правило помогут. В большей степени это сделано для новичков — в начале работы сложно выучить сразу все пункты договора. Но для предпринимателей, которые регулярно идут против норм, система баллов накопительная: не запомнил правило и продолжаешь нарушать — значит, аккаунт площадка заблокирует. Максимально можно получить 1200 баллов. 

Благодаря балльной системе маркетплейс становится безопаснее: защищает клиентов и честных предпринимателей от предпринимателей-нарушителей.

Например, у Александра два личных кабинета на маркетплейсе: в одном он продаёт машинные масла, во втором — походное снаряжение. В какой-то момент прекратилась поставка машинных масел, и Александр решает продавать масла другого производителя. Но чтобы продажи не упали, в карточке товара он указывает неправильный состав — как у прежнего масла. Это нарушение, за которое Александру Ozon начислит 200 баллов в личный кабинет с машинными маслами.

За серьёзные нарушения — угрозы покупателям, кражи или подделку документов — баллы начисляют на контрагента, то есть на все личные кабинеты продавца, а за некритичные — на личный кабинет, в котором правило нарушили.

В нашем примере Александру начислили 200 баллов в личном кабинете с маслами. В другом кабинете с походным снаряжением у него по нулям — значит, он может продолжить торговлю во всех своих кабинетах. Но если бы Александр решил продавать поддельное масло, например разливал местное по прежним импортным бутылкам, то получил бы 1200 баллов как контрагент и Ozon заблокировал бы оба его кабинета.

У каждого нарушения есть срок действия. Например, за неправильное описание товара в карточке начисляют 200 баллов на два месяца. 

Если Александр исправит описание и за два месяца больше не нарушит правила, баллы обнулятся. Но если, например, через месяц он снова добавит неверное описание товара, то ему начислят уже 400 баллов на четыре месяца. Итого будет 600.

Весь список нарушений и санкций за них можно посмотреть в «Базе знаний»

Обработка нарушений в карточке товара

Есть нарушения, которые маркетплейс сам может исправить, но за потраченное время возьмёт у продавца плату. 

Вернёмся к Александру и представим, что в одной из карточек товара он указал свой номер телефона, а это запрещено правилами Ozon. Маркетплейс начислит Александру 200 баллов и скроет карточку от покупателей. Так Ozon окажет Александру платную услугу — модерацию запрещённого контента. Ему придётся заплатить за услугу и переделать карточку товара. 

Ozon вычтет из заработка 10 000 ₽ за: 

  • модерацию запрещённого контента, как в примере с Александром; 
  • модерацию запрещённых товаров — их можно найти в оферте Ozon и законодательстве РФ
  • модерацию поддельных товаров, нарушающих интеллектуальную собственность.

Ozon также начислит 1500 ₽ за дополнительные замеры и уточнение веса и габаритов в заводской упаковке (ОВХ) в карточке товара. Если они отличаются по факту от тех, которые указаны в личном кабинете, маркетплейс всё исправит и возьмёт за это плату.

Подробнее об этих услугах можно прочитать в «Базе знаний».

Погрешности в работе FBO

Перед тем как привезти товар на склад Ozon, продавец заполняет заявку с количеством своего товара, указывает грузовые места и проверяет сроки годности. Грузовые места — это палеты или коробки, в которых продавец передаёт товары на склад Ozon. Если маркетплейс знает, сколько груза привезёт продавец, то сможет забронировать достаточно времени под приёмку. Бывает, что продавец не указал состав грузовых мест или срок годности (не для всех товаров, а только для тех, где просит система). Ozon возьмёт в расчёт всю такую поставку, но сотруднику придётся внести данные самостоятельно. За каждую не указанную единицу товара продавец заплатит 5 ₽ и 2 ₽ за каждую позицию без сроков годности.

Может случиться и другая ситуация, когда продавец привёз лишнего: товары сотрудники примут, но начислят дополнительные услуги.

Допустим, Александр работает на схеме FBO. Он заполняет заявку, в которой указывает, что привезёт пять палаток. А по факту оказывается семь, то есть на две больше, — это называется излишками. 

Излишки могут быть опознанными или нет — всё зависит от наличия активной карточки на этот товар. 

Александру придётся заплатить за каждую лишнюю палатку:
 

  • по 3 ₽, если они опознанные и в заявке был состав грузомест;
  • по 6 ₽, если они опознанные и в заявке не было состава грузомест;
  • по 24 ₽, если они неопознанные.

Бывает так, что продавец, наоборот, привёз товаров меньше, чем должно быть. За это тоже нужно будет заплатить. Стоимость также будет зависеть от того, были ли забронированы в заявке грузоместа.

Вместо указанных пяти палаток Александр привёз три. Ему придётся заплатить за недостающие палатки:
 

  • по 3 ₽, если в заявке был состав грузомест;
  • по 6 ₽, если в заявке не было состава грузомест.

Подробнее о расходах, которые могут быть в работе на складе Ozon, можно почитать в «Базе знаний».

Погрешности в работе FBS и realFBS 

Раньше за большое количество отмен и просрочек личный кабинет продавца Ozon мог заблокировать на три дня. А если и через неделю отмены продолжались, то продавца снова блокировали. С 10 июля 2023 года Ozon больше не останавливает продажи за отмены, просрочки доставок и просрочки отгрузок — теперь можно компенсировать Ozon затраты и работать дальше.

Представим, что Александр продаёт по схеме FBS — хранит товары на своём складе, а доставляет логистикой Ozon. В личном кабинете Александр видит, что в пункт приёма заказ нужно привезти 1 сентября, но он делает это только 2 сентября.


У курьера пропадёт место в машине, а маркетплейсу придётся перестроить логистику и объяснить покупателю, почему заказ задерживается. Поэтому Александру нужно будет заплатить за простой места и холостой прогон. 

За каждую посылку, которая задержалась, маркетплейс возьмёт 1,5% от стоимости товара, а за каждый отменённый заказ — 3%, но всегда не меньше 50 ₽ и не больше 700 ₽. Это не касается непредвиденных ситуаций и погодных условий: например, если дороги в городе завалило снегом или в регионе объявлено чрезвычайное положение, маркетплейс предложит привезти заказ позже и не станет брать за него плату и учитывать задержки в рейтинге продавца.

Подробнее о просрочке и отмене отправлений можно прочитать в «Базе знаний».

Поделиться:

Дарья Котловская

Дарья Котловская

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также