Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

За что платят продавцы на Ozon

Лого Ozon и калькулятор

Прежде чем начать любой бизнес, нужно чётко распланировать все расходы. У продавцов на маркетплейсе они тоже есть — от тарифов на логистику до услуг по продвижению товаров. В статье рассказываем о комиссиях и других затратах на Ozon.

Комиссия Ozon за продажу 

За каждый проданный товар на маркетплейсе Ozon берёт процент от стоимости — это и есть комиссия за продажу. Этот процент зависит от категории товара и схемы работы — со склада маркетплейса (FBO) или со своего склада (FBS или realFBS).

Рассмотрим на примере Елены, она продаёт на Ozon детские коляски. Если клиент заказал товар и не оформил возврат в отведённый срок, коляску можно считать проданной, а значит, Елене нужно заплатить комиссию Ozon за удачную сделку. 

Коляску купили за 24 000 ₽. Допустим, для детских товаров комиссия 15% при продаже со склада маркетплейса (FBO). Значит, Елена заплатит 3600 ₽ комиссии. Если Елена продаст десять колясок за месяц, то за вычетом комиссии ей останется 204 000 ₽.

Эквайринг

Чтобы покупатели могли оплачивать товары онлайн с помощью банковских карт, на маркетплейсе должен работать эквайринг. Эту услугу оказывают банки-партнёры, они же устанавливают тарифы. 

Например, если коляску Елены, которая стоит 24 000 ₽, оплачивают картой Сбера, то комиссия будет одна, а если покупатель — клиент ВТБ, то другая, но в любом случае не выше 1,5% от стоимости товара. Значит, Елена заплатит максимум 360 ₽ маркетплейсу, а тот переправит деньги банку — за эквайринг.

Плата за логистику транспортной службой Ozon

Когда покупатель приобретает товар на маркетплейсе, продавцу нужно доставить его до пункта выдачи, постамата или до дверей курьером. Это прямая логистика.

Иногда клиент отказывается выкупать товар, и его нужно вернуть обратно продавцу. Это обратная логистика.

И прямую, и обратную логистику оплачивает продавец, если работает по схемам FBO или FBS, то есть доставляет заказы покупателям транспортной службой Ozon. 

Если продавец торгует со своего склада (realFBS) и доставляет собственной курьерской службой или «Партнёрами Ozon», то за логистику напрямую маркетплейсу он не платит. Вместо этого продавец оплачивает услуги собственного курьера или услуги транспортной службы, с которой сотрудничает. 

Логистика по FBO

Вернёмся к Елене, у которой купили детскую коляску. Если она будет работать по FBO, значит, весь её товар будет размещаться на складе Ozon, там же его упакуют и отправят покупателю после заказа. За все эти услуги (фулфилмент) заплатит Елена, а не клиент.

Стоимость услуг фулфилмента зависит от объёма товара в литрах, она начисляется за каждый день пребывания товара на складе. Допустим, литр оценивается в 15 копеек. Чтобы посчитать, сколько стоит размещение, нужно знать точный объём товара: определить его поможет таблица «Расчёт объёма и объёмного веса товара»

За поставки на некоторые склады Ozon начисляет литробонусы — один литробонус даёт право на бесплатное размещение одного литра товаров в течение одного дня. Например, Елена привезла коляски объёмом в 200 литров на склад, и на следующий день после приёмки ей начислили 6000 литробонусов, которых хватит на 30 дней бесплатного размещения для 200 литров товаров Елены на всех складах. 

Стоимость прямой логистики тоже зависит от объёма в литрах и обычно составляет примерно от 40 до 1000 ₽ за одну позицию. Точный тариф можно посмотреть в «Базе знаний».

В оплату за прямую логистику входит ещё один показатель — индекс локализации. Чем ближе товар к покупателю, тем доставка быстрее и дешевле обходится маркетплейсу. Если индекс локализации выше 70%, продавец получит скидку на логистику до 50%, а если ниже 55%, продавец может заплатить за доставку больше, чем обычно. Индекс локализации рассчитывают по формуле, которую можно найти в «Базе знаний». 

Когда товар оказывается в сортировочном центре, остаётся доставить его в пункт выдачи, постамат или до двери клиенту — это называется последней милей и тоже тарифицируется. 

Если покупатель отменяет заказ или не выкупает его, то товар нужно вернуть обратно на склад: это обратная логистика, тариф которой равен прямой логистике без учёта индекса локализации.

Логистика по FBS

Представим, что у Елены есть свой склад и все детские коляски она хранит там. Стоимость размещения в этом случае зависит только от Елены. Например, если она арендует этот склад, то ежемесячно будет платить ренту. 

Когда покупатель оформит заказ на коляску, Елена сама упакует и привезёт её в пункт приёма или закажет курьера Ozon, и тот заберёт заказ на доставку вместо неё. Когда коляска окажется в пункте приёма, она пройдёт обработку — оприходование и передачу на доставку. Затем коляску отвезут в один из сортировочных центров (прямая логистика), а оттуда уже по адресу клиента (последняя миля). 

В итоге Елена заплатит или за курьера, или за обработку посылки на пункте приёма, и обязательно за прямую логистику и последнюю милю. Если коляску покупатель вернёт, Елене нужно будет оплатить обработку возврата и обратную логистику, которая равна прямой логистике без учёта последней мили.

Финансовые услуги

Продавец может получать деньги от продажи товаров по стандартной схеме — два раза в месяц. Тогда за вывод заработка платить ничего не нужно, но если продавец хочет получать деньги каждый рабочий день или снять со счёта крупную сумму досрочно, то он может воспользоваться платными финуслугами.

Досрочная выплата

Стандартные выплаты на Ozon начисляют по расчётным периодам. Например:

  • с 1 по 15 июля формируют счёт до 17 июля и переводят деньги до 25 июля;
  • с 16 по 31 июля формируют счёт до 7 августа и переводят деньги до 15 августа.

Представим, что Елене срочно нужны деньги, которые она заработала с момента, когда в последний раз вывела заработок из личного кабинета на свой счёт. Например, она получила выплату 25 июля, а сегодня 10 августа и у неё нет времени ждать начислений до 15-го. Она может получить все деньги, которые заработала с 16 июля, на следующий рабочий день, например 11 августа. Это и есть досрочная выплата.

Гибкий график

Эта услуга позволяет продавцам получать заработок с продажи товаров ежедневно по рабочим дням. Например, Ozon переведёт деньги в пятницу за четверг или в понедельник за дни с пятницы по воскресенье. 

Дополнительные услуги

Самое главное, что нужно знать, — это необязательные услуги, и без них можно продавать товары на Ozon. Продавец сам решает, нужны они ему или нет. 

К дополнительным услугам относятся, например:

  • продвижение товаров на маркетплейсе; 
  • подписки Premium и Premium Plus; 
  • услуги фрилансеров на платформе Ozon Profit; 
  • «Баллы за отзывы» и многое другое. 

Полный список услуг и их стоимость

Пройдите курс о комиссиях на Ozon

Бесплатно — в Ozon University

Поделиться:

Дарья Котловская

Дарья Котловская

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также