Что такое персональные данные и как с ними работать
Юридические нюансы ИИ в бизнесе
Кого считать автором и как сохранить безопасность данных
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Осень 2025 года принесёт предпринимателям важные законодательные изменения в сфере маркировки товаров, рекламы, кредитования и трудовых отношений. Некоторые законы направлены на защиту потребителей, другие — на поддержку малого и среднего бизнеса. Рассказываем, что изменится, кого это затронет и как бизнесу подготовиться к изменениям.
С 1 сентября 2025 года в соответствии с Законом № 156-ФЗ согласие на обработку персональных данных можно оформлять только отдельным документом.
Обязательный к использованию формат в законе не прописан, но важно ориентироваться на список требований из ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных.
С 1 сентября планируется запустить государственную систему обработки обезличенных данных — Единую информационную платформу национальной системы управления данными (ЕИП НСУД). При необходимости регуляторы смогут запрашивать у владельцев данных обезличенные сведения о клиентах для аналитики и социальных проектов.
По закону оператором персональных данных автоматически признаётся любое лицо, которое собирает, обрабатывает или хранит такие данные. Помимо организаций, это может быть ИП или самозанятый. Как только у вас появляется доступ к каким-либо сведениям о клиентах, вы обязаны зарегистрироваться как оператор данных в Роскомнадзоре.
Доступ к информации получат проверенные организации, а биометрические данные (видео, голос) смогут обрабатываться без согласия граждан. Бизнес тоже сможет получить доступ к электронной системе и забирать из неё полезную информацию, например о потенциальной целевой аудитории. При этом нельзя будет копировать, передавать или предоставлять её зарубежным организациям.
С 1 сентября меняется методика расчёта отпускных, командировочных и выходных пособий согласно постановлению правительства. Выплаты на эти периоды рассчитываются с учётом среднего заработка.
Главное нововведение — в расчёт среднего заработка помимо зарплаты включат все виды финансовой мотивации. Это могут быть премии и вознаграждения, доплаты за выслугу лет и профессиональное мастерство, надбавки и начисления за особые условия труда, включая ночную работу, а также выходы в выходные и праздничные дни и сверхурочные. Исключения: социальные и компенсационные выплаты, не связанные с трудовой деятельностью, например материальная помощь, компенсация проезда или питания.
Пример
Оклад Ивана за полгода составляет 550 000 ₽. Также за расчётный период он получил дополнительные выплаты от работодателя:
Расчёт совокупного дохода:
В расчёт берутся только выплаты, связанные с трудовой деятельностью:
550 000 (оклад) + 150 000 (премия) + 75 000 (надбавка) = 775 000 ₽.
Материальная помощь (15 000 ₽) и компенсация за проезд (8000 ₽) в расчёт не включаются.
А ещё при расчёте среднего заработка из расчётного периода теперь исключают не только дни отсутствия сотрудника (больничные, декрет, простой, забастовки, дополнительные выходные по уходу за ребёнком-инвалидом и др.), но и выплаты, начисленные за эти периоды. По новым правилам учитываются только фактически отработанные дни.
Пример
Валентина за расчётный период (01.07.2024 – 30.06.2025) получила 950 000 ₽. Она уходила в отпуск с 01.11.2024 по 14.11.2024 — тогда бухгалтерия начислила ей 35 000 ₽. Также Валентина брала больничный с 20.01.2025 по 27.01.2025 с выплатой 15 000 ₽. Эти дни и выплаты из расчётов вычитаются. Таким образом:
СДЗ = сумма выплат, включаемых в расчёт / количество отработанных дней
СДЗ = 900 000 ₽ / 233 дня ≈ 3862 рубля.
В расчёте среднего заработка с 1 сентября также будет учитываться новый коэффициент — среднее количество рабочих дней в месяце. Если раньше средний заработок считался как отношение СДЗ к фактическому количеству рабочих дней в оплачиваемом месяце, то теперь СДЗ соотносится со среднемесячным числом рабочих дней.
Примечание: будьте внимательны, в примерах выше новый коэффициент не учитывался.
Способ расчёта отпускных остался прежним, но теперь к нему применяется новая формула среднего заработка.
Пример
Сотрудник работает по стандартному графику 5/2, не брал больничные и отпуска за свой счёт за последний год и хочет взять оплачиваемый отпуск 14 календарных дней. За год он заработал 1 200 000 ₽.
Расчёт:
Проинформировать кадровых специалистов и бухгалтерию о новом алгоритме.
Теперь согласно Федеральному закону № 144-ФЗ, работодатели не смогут снижать премию работника более чем на 20% от его месячного заработка. Это касается случаев, когда премия — регулярная часть дохода и входит в состав заработной платы.
Пример
Если сотрудник получал 100 000 ₽, где 70 000 — оклад, 30 000 — премия, то снизить премию можно минимум до 10 000 ₽.
Как считать:
максимально допустимое уменьшение — 20% заработка за месяц: 100 000 ₽ × 20% = 20000 ₽, минимально возможная премия после снижения: 30 000 ₽ − 20000 ₽ = 10 000 ₽.
На основании Приказа ФНС изменяются стандарты печати кассовых чеков. Изменения коснутся всех, кто использует контрольно-кассовую технику (ККТ): от интернет-магазинов до салонов красоты.
Все предприниматели, применяющие онлайн-кассы, обязаны выдавать чеки покупателям. Данные о каждой операции в режиме реального времени передаются в налоговую службу (ФНС) через операторов фискальных данных (ОФД).
К оформлению чеков предъявляются обязательные требования:
Также в чеках появятся новые реквизиты или теги. При онлайн-оплате в электронном чеке и чеке коррекции становятся обязательными новые реквизиты:
Кроме того, для фискального документа о реализации маркированных товаров к обязательным реквизитам добавлены:
С 1 сентября 2025 года в России вводится обязательная маркировка звонков от бизнеса к клиентам. Основание — Федеральный закон № 41-ФЗ. Теперь все исходящие вызовы от компаний, банков, служб доставки и кол-центров должны содержать информацию об организации и о категории вызова. Это касается как юридических лиц, так и ИП, которые используют телефонные коммуникации в работе.
Изменение направлено на борьбу с мошенниками и навязчивым спамом, но может создать дополнительные технические сложности для предпринимателей.
С 1 октября 2025 года вступает в силу закон о кредитных каникулах для МСП. Если компания столкнулась с временными финансовыми трудностями (выручка снизилась на 30% и более), она сможет приостановить выплаты по кредиту на срок до шести месяцев. Это касается как текущих займов, так и тех, которые вы только планируете брать, — но только в банках, участвующих в программе (список позже утвердит ЦБ).
Условия: бизнес должен быть «чистым» — без просрочек до кризиса — и подтвердить сложности документально: например, выпиской из налоговой.
Если прогнозируется спад продаж (например, сезонный), можно заранее обсудить с банком возможность каникул. Это убережёт вас от долгов и поможет сохранить платёжеспособность.
С начала осени и вплоть до 2026 года список товаров, подлежащих обязательной маркировке, будет планомерно расширяться. Это значит, что производители и продавцы должны будут наносить на товары коды «Честного знака» и передавать данные в систему мониторинга. В расширенные списки с необходимостью маркировки теперь войдут:
Строительные материалы (краски, лаки, сухие смеси):
Кондитерские изделия (шоколад, конфеты, печенье):
Детские игрушки (включая мягкие, пластиковые, развивающие):
С 1 сентября 2025 года нельзя размещать рекламу на ресурсах, которые считаются нежелательными или экстремистскими, — например, в Facebook и Instagram (обе соцсети принадлежат Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией и запрещена).
Запрет на таргетированную рекламу — ту, которая покупалась напрямую через запрещённые соцсети, — действует ещё с 2022 года. Новый закон расширяет ограничения: под запрет попадёт не только таргетированная реклама, но и размещение у блогеров.
Зная о предстоящих изменениях, важно вовремя провести аудит всех документов: проверить трудовые договоры, положения о премиях, согласия на обработку данных и пр.; обновить ПО и оборудование — ККТ, бухгалтерские программы, системы маркировки; обучить сотрудников — особенно HR, бухгалтерию и отдел продаж. Чем раньше бизнес адаптируется, тем меньше рисков штрафов и сбоев в работе.
Подпишитесь на наши сообщества в сети «ВКонтакте» и в Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.
Содержание статьи
Новый порядок оформления согласий на обработку персональных данных
Правила передачи и обезличивания персональных данных изменятся
Средний заработок будет считаться по-новому
Отпускные будут считать с учётом нового порядка расчёта среднего заработка
Ограничения по премированию: не ниже чем 20% от зарплаты
Новые требования к чекам ККТ
Маркировка звонков: бизнес обяжут указывать, кто звонит
Кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса
Маркировка новых категорий товаров
Запрет на рекламу в запрещённых соцсетях
Общая рекомендация: быть на шаг впереди
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Юридические нюансы ИИ в бизнесе
Кого считать автором и как сохранить безопасность данных
Новые условия работы на Ozon в Казахстане
Коротко об изменениях для продавцов
Бизнес на АУСН в 2025 году
Налоги, отчётность и типичные ошибки
5 мифов, которые мешают вам выйти на Ozon
Факты против домыслов
Как предпринимателю рассчитать себе зарплату
И почему не стоит тратить
всё заработанное сразу
Что покупают к 1 сентября
Гайд по популярным товарам для школьников