Что такое ОКВЭД, кому он нужен на маркетплейсе и когда
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Есть два способа открыть юрлицо: через интернет или лично в МФЦ или налоговой службе. Рассказываем, как выбрать подходящую форму юрлица, какие документы нужно собрать и что понадобится сделать до и после регистрации бизнеса.
На маркетплейсах работают самозанятые, индивидуальные предприниматели и юрлица. Самозанятые могут продавать только товары собственного производства, это подходит немногим. Так что большинство продавцов выбирают между ИП и юрлицом, обычно ООО.
Зарегистрировать ИП быстрее и легче, чем юрлицо, кроме того, у индивидуальных предпринимателей меньше отчётности. Однако ИП не могут иметь партнёров, а по обязательствам придётся расплачиваться личным имуществом. Возможности юрлиц намного шире.
Форма бизнеса | Самозанятый | ИП | ООО |
---|---|---|---|
Статус | Физлицо | Юрлицо | Юрлицо |
Какие системы налогообложения возможны | НПД | ОСНО, УСН, НПД | ОСНО, УСН |
Можно ли продавать товары чужого производства | Нет | Да | Да |
Можно ли нанимать сотрудников | Нет, но можно сотрудничать с исполнителями по ГПХ | Да | Да |
Ответственность | Личная | Личная | Ограничена размером уставного капитала |
Стоимость регистрации | Бесплатно | Госпошлина 800 ₽ или бесплатно на Госуслугах и сайте ФНС с квалифицированной электронной подписью (КЭП) | Госпошлина 4000 ₽ или бесплатно на Госуслугах и сайте ФНС с КЭП |
Открытие юрлица имеет смысл, если у бизнеса несколько учредителей, есть планы привлекать инвестиции, масштабироваться, регистрировать филиалы и участвовать в госзакупках.
Перед тем как зарегистрировать юрлицо, необходимо пройти несколько шагов.
Решение о том, какую компанию открыть, в первую очередь зависит от размера бизнеса. Российское законодательство предусматривает восемь типов коммерческих организаций и ещё больше некоммерческих, но для работы на маркетплейсах чаще всего регистрируют ООО. Это самая распространённая правовая форма малого и среднего бизнеса в России.
ООО имеет уставный капитал, разделённый на доли между учредителями — их может быть от одного до 50. Они отвечают по обязательствам юрлица только в пределах своего вклада.
Крупный бизнес регистрирует акционерные общества, например ОАО. Капитал такой организации делится на акции, которые можно продавать, чтобы привлечь инвестиции. Число участников АО неограниченно.
Они определяют порядок создания компании, то, как она ведёт бизнес и при каких условиях может прекратить деятельность. В России юрлицу требуется два учредительных документа:
Наименование юрлица не может совпадать с названиями других организаций, которые занимаются в России аналогичным бизнесом. Например, не должно быть двух ООО «Усы да борода», которые оказывают парикмахерские услуги, но с таким же названием можно открыть ООО, которому принадлежит магазин карнавальных костюмов, гримов и париков.
Юридический адрес компании должен быть реальным и находиться на территории России. Его указывают в ЕГРЮЛ — Едином государственном реестре юрлиц, и используют, чтобы получать корреспонденцию от государственных органов. Юрадрес можно выбрать самостоятельно или арендовать у специализированной компании. Прежде чем делать это, стоит убедиться, что адрес сдаёт собственник помещения.
Это коды деятельности, которые владелец бизнеса выбирает в зависимости от того, чем будет заниматься юрлицо. Все возможные коды перечислены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Без них не получится ни зарегистрировать юрлицо, ни встать на учёт в налоговой. Лучше указать больше кодов ОКВЭД, чем какие-то упустить: заниматься не указанными видами деятельности запрещено.
Основной код для работы на маркетплейсе — 47.91 (розничная торговля через интернет или по почте). Дополнительные коды зависят от направленности магазина: например, если вы продаёте одежду, то можно указать код 47.71 (торговля розничной одеждой в специализированных магазинах).
Когда выбирают систему налогообложения, учитывают размер бизнеса, планируемый доход и другие факторы. После регистрации юрлицу автоматически назначают общую систему налогообложения (ОСНО), если предприниматель заранее не подаёт заявление на другую. По ОСНО организация обязана платить налог на прибыль, НДС, налог на имущество компании, а также страховые взносы за своих сотрудников. Поэтому, чтобы снизить налоговую нагрузку, бизнес часто переходит на «упрощёнку» (УСН). Все перечисленные сборы по ОСНО заменяются на единый налог — 6% или 15%.
Для работы на маркетплейсах лучше всего подходит УСН. Также крупные магазины используют ОСНО. Есть налоговые системы, которые нельзя использовать на маркетплейсах: например, на Ozon продавцы не могут работать через АУСН и патент.
Для регистрации юридического лица понадобятся:
После этого нужно подождать от трёх до пяти рабочих дней. По итогам владелец бизнеса получает:
Эти документы понадобятся, когда вы будете регистрировать личный кабинет для торговли на маркетплейсе.
Открыть компанию можно двумя способами: через интернет и лично через налоговую инспекцию или МФЦ.
Для этого нужно принести документы в МФЦ или в налоговую инспекцию в том городе, где находится юрлицо. Часто для регистрации бизнеса выбирают именно этот способ, потому что сотрудники госорганов проверяют пакет документов и помогают заполнить заявление.
Согласно статье 54 ГК РФ, юрлица регистрируют по адресу в пределах того населённого пункта, где они находятся. Например, нельзя прийти с документами в ростовское отделение, если организация будет зарегистрирована по юрадресу в Самаре.
За регистрацию понадобится уплатить госпошлину — 4000 ₽. Если заявление принимают в ФНС, то компанию оформят в течение пяти рабочих дней, а если в МФЦ — в течение семи дней.
Онлайн-регистрация быстрее и во многом удобнее, но для неё владельцу бизнеса нужна квалифицированная электронная подпись. Юрлицо можно зарегистрировать через сайт ФНС, Госуслуги или страницу банка.
Самый распространённый способ — через nalog.ru. Для этого понадобится:
Открыть новую компанию не получится, если:
Если устранить указанные недостатки, то юрлицо зарегистрируют.
Когда в ЕГРЮЛ появится запись о создании организации — полдела сделано. Остаётся лишь подключить государственные сервисы, открыть счёт и создать магазин на маркетплейсе.
В течение пяти рабочих дней после регистрации компании налоговая отправляет на адрес юрлица уведомление с присвоенными кодами статистики — они нужны для бухучёта.
Чтобы рассчитываться с контрагентами безналичным способом, необходимо открыть расчётный счёт в банке. И хотя это право, а не обязанность компании, работать без расчётно-кассового обслуживания (РКО) сложно. Бизнесу без РКО недоступны:
Для торговли на Ozon удобнее всего заключить договор на РКО с Ozon Банком. Этот счёт подходит для любого бизнеса, в том числе для других маркетплейсов.
Преимущества РКО в Ozon Банке:
Это нужно сделать в течение четырёх месяцев с момента регистрации компании.
Для этого нужно зарегистрировать личный кабинет продавца, придумать название магазину, загрузить карточки товаров и выбрать схему работы.
Расходы на регистрацию юрлица можно разделить на две категории: обязательные и дополнительные.
Обязательные расходы:
Дополнительные расходы:
Открыть юридическое лицо бывает необходимо, если у магазина несколько учредителей либо продавец собирается привлекать инвестиции и развивать компанию. К счастью, процесс регистрации хорошо отлажен, сделать это просто, а ожидание занимает не больше недели.
Содержание статьи
Зачем продавцам на маркетплейсах юрлицо
Что сделать до регистрации компании
Куда подавать документы на регистрацию юрлица
Когда могут отказать в регистрации юрлица
Что делать после регистрации юрлица
Сколько стоит открыть компанию
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как провести SWOT-анализ
бизнеса
Чтобы взглянуть на своё дело по-новому
Нужно ли обновлять личные данные при смене фамилии?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Как увеличить конверсию: способы продавать больше
ПВЗ — хорошо, а с франшизой курьерской доставки ещё лучше
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе