Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как зарегистрировать юрлицо

Девушка за компьютером

Есть два способа открыть юрлицо: через интернет или лично в МФЦ или налоговой службе. Рассказываем, как выбрать подходящую форму юрлица, какие документы нужно собрать и что понадобится сделать до и после регистрации бизнеса.

Зачем продавцам на маркетплейсах юрлицо

На маркетплейсах работают самозанятые, индивидуальные предприниматели и юрлица. Самозанятые могут продавать только товары собственного производства, это подходит немногим. Так что большинство продавцов выбирают между ИП и юрлицом, обычно ООО. 

Зарегистрировать ИП быстрее и легче, чем юрлицо, кроме того, у индивидуальных предпринимателей меньше отчётности. Однако ИП не могут иметь партнёров, а по обязательствам придётся расплачиваться личным имуществом. Возможности юрлиц намного шире. 

Формы бизнеса для работы на маркетплейсах

Форма бизнесаСамозанятыйИПООО
СтатусФизлицоЮрлицоЮрлицо
Какие системы налогообложения возможныНПДОСНО, УСН, НПДОСНО, УСН
Можно ли продавать товары чужого производстваНетДаДа
Можно ли нанимать сотрудниковНет, но можно сотрудничать с исполнителями по ГПХДаДа
ОтветственностьЛичнаяЛичнаяОграничена размером уставного капитала
Стоимость регистрацииБесплатноГоспошлина 800 ₽ или бесплатно на Госуслугах и сайте ФНС с квалифицированной электронной подписью (КЭП)Госпошлина 4000 ₽ или бесплатно на Госуслугах и сайте ФНС с КЭП

Открытие юрлица имеет смысл, если у бизнеса несколько учредителей, есть планы привлекать инвестиции, масштабироваться, регистрировать филиалы и участвовать в госзакупках.

Что сделать до регистрации компании

Перед тем как зарегистрировать юрлицо, необходимо пройти несколько шагов.

1. Выбрать правовую форму

Решение о том, какую компанию открыть, в первую очередь зависит от размера бизнеса. Российское законодательство предусматривает восемь типов коммерческих организаций и ещё больше некоммерческих, но для работы на маркетплейсах чаще всего регистрируют ООО. Это самая распространённая правовая форма малого и среднего бизнеса в России. 

ООО имеет уставный капитал, разделённый на доли между учредителями — их может быть от одного до 50. Они отвечают по обязательствам юрлица только в пределах своего вклада.

Крупный бизнес регистрирует акционерные общества, например ОАО. Капитал такой организации делится на акции, которые можно продавать, чтобы привлечь инвестиции. Число участников АО неограниченно. 

2. Подготовить учредительные документы

Они определяют порядок создания компании, то, как она ведёт бизнес и при каких условиях может прекратить деятельность. В России юрлицу требуется два учредительных документа:

  • устав — основной документ организации, который содержит наименование юрлица, его адрес, цели, порядок управления, размер капитала и другие сведения. Например, устав ООО «Интернет Решения», то есть Ozon, можно найти в «Базе знаний»;
  • учредительный договор — соглашение между основателями компании.

3. Назвать компанию

Наименование юрлица не может совпадать с названиями других организаций, которые занимаются в России аналогичным бизнесом. Например, не должно быть двух ООО «Усы да борода», которые оказывают парикмахерские услуги, но с таким же названием можно открыть ООО, которому принадлежит магазин карнавальных костюмов, гримов и париков.

4. Найти юридический адрес

Юридический адрес компании должен быть реальным и находиться на территории России. Его указывают в ЕГРЮЛ — Едином государственном реестре юрлиц, и используют, чтобы получать корреспонденцию от государственных органов. Юрадрес можно выбрать самостоятельно или арендовать у специализированной компании. Прежде чем делать это, стоит убедиться, что адрес сдаёт собственник помещения.

5. Подобрать коды ОКВЭД

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Что такое ОКВЭД, кому он нужен на маркетплейсе и когда

Прочитать

Это коды деятельности, которые владелец бизнеса выбирает в зависимости от того, чем будет заниматься юрлицо. Все возможные коды перечислены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Без них не получится ни зарегистрировать юрлицо, ни встать на учёт в налоговой. Лучше указать больше кодов ОКВЭД, чем какие-то упустить: заниматься не указанными видами деятельности запрещено.

Основной код для работы на маркетплейсе — 47.91 (розничная торговля через интернет или по почте). Дополнительные коды зависят от направленности магазина: например, если вы продаёте одежду, то можно указать код 47.71 (торговля розничной одеждой в специализированных магазинах).

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Какую систему налогообложения выбрать для продажи на маркетплейсе

Прочитать

6. Выбрать налоговый режим

Когда выбирают систему налогообложения, учитывают размер бизнеса, планируемый доход и другие факторы. После регистрации юрлицу автоматически назначают общую систему налогообложения (ОСНО), если предприниматель заранее не подаёт заявление на другую. По ОСНО организация обязана платить налог на прибыль, НДС, налог на имущество компании, а также страховые взносы за своих сотрудников. Поэтому, чтобы снизить налоговую нагрузку, бизнес часто переходит на «упрощёнку» (УСН). Все перечисленные сборы по ОСНО заменяются на единый налог — 6% или 15%.

Для работы на маркетплейсах лучше всего подходит УСН. Также крупные магазины используют ОСНО. Есть налоговые системы, которые нельзя использовать на маркетплейсах: например, на Ozon продавцы не могут работать через АУСН и патент.

7. Подготовить документы

Для регистрации юридического лица понадобятся:

  • заявление о регистрации компании по форме № Р11001;
  • решение о создании — от единственного учредителя или протокол общего собрания учредителей;
  • устав;
  • квитанция, которая подтверждает оплату госпошлины.

После этого нужно подождать от трёх до пяти рабочих дней. По итогам владелец бизнеса получает:

  • свидетельство о регистрации юрлица;
  • свидетельство о постановке юрлица на учёт в ФНС;
  • выписку из ЕГРЮЛ.

Эти документы понадобятся, когда вы будете регистрировать личный кабинет для торговли на маркетплейсе.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Какие налоги должен платить ИП на маркетплейсе

Прочитать

Куда подавать документы на регистрацию юрлица

Открыть компанию можно двумя способами: через интернет и лично через налоговую инспекцию или МФЦ.

Лично через отделение ФНС или МФЦ

Для этого нужно принести документы в МФЦ или в налоговую инспекцию в том городе, где находится юрлицо. Часто для регистрации бизнеса выбирают именно этот способ, потому что сотрудники госорганов проверяют пакет документов и помогают заполнить заявление.

Согласно статье 54 ГК РФ, юрлица регистрируют по адресу в пределах того населённого пункта, где они находятся. Например, нельзя прийти с документами в ростовское отделение, если организация будет зарегистрирована по юрадресу в Самаре.

За регистрацию понадобится уплатить госпошлину — 4000 ₽. Если заявление принимают в ФНС, то компанию оформят в течение пяти рабочих дней, а если в МФЦ — в течение семи дней.

Дистанционно

Онлайн-регистрация быстрее и во многом удобнее, но для неё владельцу бизнеса нужна квалифицированная электронная подпись. Юрлицо можно зарегистрировать через сайт ФНС, Госуслуги или страницу банка.

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Что такое электронная подпись

Прочитать

Самый распространённый способ — через nalog.ru. Для этого понадобится:

  1. На сайте ФНС перейти в сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».
  1. Нажать на «Зарегистрировать». Позже через этот же сервис можно будет менять сведения об организации. Например, наименование или устав.
  1. Заполнить заявление о регистрации юрлица по форме № Р11001, выбрать тип устава (типовой или собственный) и режим налогообложения.
  1. Указать email, куда налоговая может написать о результатах. При онлайн-регистрации заявление обрабатывают в срок до трёх рабочих дней.

Когда могут отказать в регистрации юрлица

Открыть новую компанию не получится, если:

  • не хватает документов, они некорректны или в них есть недостоверные сведения;
  • учредители не соответствуют требованиям закона — например, среди них есть партнёр, признанный недееспособным;
  • у юрлица есть признаки несостоятельности (банкротства);
  • организация не подходит под условия, которые нужны, чтобы получить лицензию, — например, на образовательные услуги, если компания планирует заниматься обучением.

Если устранить указанные недостатки, то юрлицо зарегистрируют. 

Что делать после регистрации юрлица

Когда в ЕГРЮЛ появится запись о создании организации — полдела сделано. Остаётся лишь подключить государственные сервисы, открыть счёт и создать магазин на маркетплейсе.

Дождаться уведомления с кодами статистики

В течение пяти рабочих дней после регистрации компании налоговая отправляет на адрес юрлица уведомление с присвоенными кодами статистики — они нужны для бухучёта.

Подключить РКО

Чтобы рассчитываться с контрагентами безналичным способом, необходимо открыть расчётный счёт в банке. И хотя это право, а не обязанность компании, работать без расчётно-кассового обслуживания (РКО) сложно. Бизнесу без РКО недоступны:

  • сделки стоимостью 100 000 ₽ по одному договору;
  • валютные операции;
  • эквайринг;
  • лизинг;
  • участие в государственных тендерах и грантах.

Для торговли на Ozon удобнее всего заключить договор на РКО с Ozon Банком. Этот счёт подходит для любого бизнеса, в том числе для других маркетплейсов.

Преимущества РКО в Ozon Банке:

  • оформление счёта за сутки;
  • обслуживание от 0 ₽ в месяц;
  • переводы организациям без комиссий в любые банки;
  • доступ к чатам с покупателями;
  • снятие до 3 млн ₽ ежемесячно без комиссий в банкоматах партнёров;
  • безлимитные переводы для физлиц;
  • никаких роботов в поддержке — только люди.

Откройте расчётный счёт в Ozon Банке 

Без комиссии за вывод средств и с гибкими тарифами обслуживания — от 0 ₽

Оплатить уставный капитал

Это нужно сделать в течение четырёх месяцев с момента регистрации компании.

Открыть магазин на маркетплейсе

Для этого нужно зарегистрировать личный кабинет продавца, придумать название магазину, загрузить карточки товаров и выбрать схему работы.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Как начать продавать на Ozon

Прочитать

Сколько стоит открыть компанию

Расходы на регистрацию юрлица можно разделить на две категории: обязательные и дополнительные.

Обязательные расходы:

  • Госпошлина — 4000 ₽. При онлайн-регистрации её не платят, но понадобится квалифицированная электронная подпись.
  • Взносы в уставный капитал юрлица, их размер зависит от типа и сферы деятельности. Например, для ООО — от 10 000 ₽.

Дополнительные расходы:

  • услуги нотариуса по заверению документов для регистрации юрлица — от 1000 до 5000 ₽;
  • услуги юриста — от 5000 до 20 000 ₽;
  • аренда юридического адреса — от 5000 до 15 000 ₽ в месяц;
  • оформление печати и штампов — от 1000 до 5000 ₽;
  • открытие расчётного счёта в банке — от 0 до 15 000 ₽.

Открыть юридическое лицо бывает необходимо, если у магазина несколько учредителей либо продавец собирается привлекать инвестиции и развивать компанию. К счастью, процесс регистрации хорошо отлажен, сделать это просто, а ожидание занимает не больше недели.

Поделиться:

Содержание статьи

Микаил Фидан

Микаил Фидан

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также