Бестселлер

Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами

Как бизнесу использовать искусственный интеллект: юридические нюансы

Робот и судья

Можно ли использовать созданное нейросетью изображение в коммерческих целях, кому принадлежат права на него и что делать, если логотип или слоган, созданный с помощью ИИ, позаимствуют конкуренты? Эти и другие вопросы всё чаще возникают у предпринимателей, которые используют нейросети в работе. Вместе с Оксаной Фёдоровой, старшим юрисконсультом Института AIRI, разбираем ключевые нюансы: кого и в каких случаях могут посчитать автором ИИ-контента, кто несёт ответственность за него по закону и как сохранить безопасность данных вашей компании.

Может ли ИИ-контент быть объектом авторского права

В 2025 году в российском законодательстве ИИ-контент не закреплён напрямую как объект авторского права. Однако согласно ст. 1257 Гражданского кодекса РФ, объектами авторского права считаются произведения человека. Это значит, что у ИИ-контента может быть законный автор, если он внёс значимый творческий вклад — например, подробно сформулировал в запросе свою идею и/или доработал результат ИИ.

В судебной практике есть прецеденты, когда контент, созданный с помощью ИИ, признавался объектом авторского права. Например, в деле № А40-200471/2023 суд рассмотрел видеоролик, где технология DeepFake (синтез изображения или голоса с помощью ИИ) помогла изменить уже существующий ролик, — и пришёл к выводу, что ролик является результатом творческого труда человека, так как именно люди занимались сценарием, съёмкой и аудиосопровождением. ИИ в этом случае посчитали просто дополнительным инструментом технического монтажа.

Кому принадлежат права на ИИ-контент

Контент, созданный при помощи нейросети, получается в результате запроса пользователя — так называемого промпта. Это инструкция или идея, которая формулируется человеком в ИИ-сервисе для генерации контента.

Чтобы подпадать под защиту авторского права, промпт должен соответствовать ряду критериев, таким как уникальность, оригинальность и выражение в объективной форме. В связи с чем права на контент, созданный нейросетью, не всегда будут принадлежать пользователю данной нейросети. Зачастую компании — владельцы ИИ-сервисов прописывают в пользовательском соглашении, что могут использовать материалы по своему усмотрению. Например, OpenAI — разработчик ChatGPT — оставляет за собой право обучать ИИ с помощью сгенерированного контента, а Midjourney — демонстрировать и распространять сгенерированный контент.

ЧтоКому принадлежитНюансы
Промпт пользователя (запрос в нейросеть)Не считается объектом авторского права по умолчанию, но может быть признан таковым при соответствии ряду критериев Сам по себе промпт не охраняется по умолчанию. Но если результат содержит творческий вклад человека, можно претендовать на авторские права
Текст от ИИ (слоган, описание товара, инструкция и т. д.)Устанавливается пользовательским соглашением ИИ-сервиса, но может принадлежать и пользователю — если есть творческий вклад человекаЕсли вы уникально и оригинально сформулировали идею, доработали результат, адаптировали под задачу — контент может быть признан объектом авторского права
Логотип, сгенерированный ИИУстанавливается пользовательским соглашением ИИ-сервиса. Может принадлежать пользователю — при соблюдении условий пользовательского соглашения, если есть творческий вклад человека и если не нарушаются авторские права иных лицРегистрация подобного логотипа допустима, если это не противоречит условиям пользовательского соглашения, присутствует творческий вклад человека, а также подобный логотип отвечает требованиям, предъявляемым к товарным знакам законодательством РФ (обладает отличительной способностью, является уникальным, не содержит запрещённых элементов, не нарушает прав третьих лиц и т. п.) 

Как регулируется использование контента в популярных ИИ-сервисах:

Текстовые нейросети

  • ChatGPT: разработчик сервиса — OpenAI — может применять его для обучения своих моделей
Скриншот из условий использования сервисов OpenAI
  • YandexGPT: может использовать запросы пользователя и ответы для улучшения качества работы модели.
Скриншот из условий использования YandexGPT
  • GigaChat: пользователь соглашается с тем, что предоставляет сервису безвозмездные права на контент.
Скриншот из условий использования GigaChat

Визуальные генераторы

  • Midjourney: оставляет за собой право публиковать контент для всех.
Скриншот из условий использования сервисов Midjourney
  • DALL·E от OpenAI: как и в случае с ChatGPT, OpenAI может использовать результаты генерации для обучения сервиса.
Скриншот из условий использования сервисов OpenAI
  • Kandinsky: требует от пользователя при распространении контента делать пометку, что сгенерированный контент создан с помощью ИИ-сервиса.
Скриншот из условий использования сервиса Kandinsky
  • Шедеврум: получает исключительные права на запрос, тег, фотографию или картинку.
Скриншот из условий использования сервиса Шедеврум

Подходит ли ИИ-контент для коммерческого использования

Использовать ИИ в коммерческих целях — значит применять нейросети или сгенерированный ими контент, чтобы заработать деньги, развивать бизнес или автоматизировать рабочие задачи.

Примеры коммерческого использования ИИ:

  • маркетинг, реклама и продажи: создание текстов для лендингов, баннеров, постов в соцсетях, генерация слоганов, логотипов, названий брендов, создание обложек, сторис, промоиллюстраций;
  • интернет-магазины и маркетплейсы: создание карточек товаров, инструкций, обработка изображений товаров с помощью ИИ.

ИИ-контент можно использовать в коммерческих целях, если это разрешает сервис, в котором вы работаете. Чтобы уточнить условия, достаточно обратиться к тому же пользовательскому соглашению. Например:

  • OpenAI разрешает коммерческое использование контента, если у пользователя есть платная подписка на сервис;
  • Midjourney просит оформить подписку уровня Pro, если годовой доход компании превышает миллион долларов и бизнес собирается использовать контент в коммерческих целях. В других случаях достаточно обычной подписки — пользователь сможет пользоваться сгенерированным контентом по своему усмотрению; 
  • Kandinsky позволяет пользоваться сервисом в коммерческих целях, только если заключить дополнительное соглашение с компанией;
  • YandexGPT разрешает использовать тексты в коммерческих целях, однако может установить «отдельные условия доступа к продуктам».

По этой теме

7 задач бизнеса, с которыми не справится ИИ

Прочитать

Кто несёт ответственность, если ИИ-контент нарушает закон

На 2025 год в законодательстве нет единого подхода к вопросу, кто виноват, если искусственный интеллект создал что-то незаконное. Но согласно Кодексу этики в сфере искусственного интеллекта, ответственность за работу ИИ несёт человек — физическое или юридическое лицо. 

Согласно Кодексу, ответственность должны нести те, из-за кого появился нелегальный контент. Это могут быть лица, которые допустили ошибки при создании ИИ-сервиса, или пользователи, если они целенаправленно сгенерировали и использовали незаконные материалы.

Ответственность будет зависеть от степени ущерба и роли каждого участника. Например, продавец игрушек намеренно сгенерировал изображения персонажа из мультфильма и использует их для рекламы — тогда правообладатель мультфильма может подать на него в суд.

Обязанность провести фактчекинг остаётся на стороне пользователя. Нейросеть может выдать информацию, которая звучит правдоподобно, но не соответствует реальности, или создать картинку, нарушающую авторские права. Например, ИИ-сервисы способны генерировать изображения, на которых будут угадываться существующие логотипы или их элементы, бренды, узнаваемые лица или объекты, на которые у вас нет прав. Если вы будете использовать их, то можете нарушить закон.

Чтобы избежать юридических рисков:

  • Проверяйте сгенерированное изображение на наличие узнаваемых элементов. Для этого используйте поисковые сервисы по картинке — например, Google Images. Так вы сможете понять, не является ли результат труда ИИ копией чужого контента.
  • Сохраняйте скриншоты промптов — при необходимости это поможет подтвердить, что изображение создано вами с помощью ИИ, а не скопировано намеренно.

Как уберечь данные при использовании ИИ

ИИ-сервисы стараются обеспечить безопасность данных, которые вы передаёте. Но риск утёчки или взлома всё-таки реален. Так, в январе 2025 года история чатов китайской нейросети DeepSeek оказалась в открытом доступе — компания удалила данные, но злоумышленники, возможно, успели ими воспользоваться. 

Чтобы защитить материалы и сохранить приватность вашей компании и клиентов, внимательно формулируете запрос для нейросети. Не передавайте:

  • персональные данные: имена, адреса, номера телефонов — всё, что помогает идентифицировать человека; 
  • данные, которые содержат государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну;
  • информацию, которая касается здоровья, финансов, религиозных убеждений, политических взглядов конкретных людей; 
  • внутренние документы компании, которые не предназначены для публичного распространения: планы и стратегии, деловую переписку, контракты и другое.

Может быть интересно

Чат-боты для общения с клиентами: когда помогают, а когда могут навредить

Подробнее

Передавайте любую информацию нейросетям только в обезличенном виде. Формулируйте запросы так, чтобы даже в случае утечки данные нельзя было связать с вашей компанией или клиентами.

Что в итоге:

За удобством ИИ стоит комплекс юридических и этических нюансов, которые нельзя игнорировать. На что важно обратить внимание, если вы используете ИИ в работе:

  • Фиксируйте вклад человека. Если вы хотите защитить права на ИИ-контент, важно, чтобы в нём был творческий вклад человека — например, идея, сценарий, доработка результата.
  • Изучайте пользовательские соглашения. Права на сгенерированный контент могут остаться у ИИ-сервиса. Убедитесь, что ваш контент можно использовать в коммерческих целях.
  • Следите за юридической чистотой контента. Даже если материал создала нейросеть, за его использование несёт ответственность человек. Проверяйте, не нарушает ли ИИ-контент чужие права и действующее законодательство.
  • Обеспечьте безопасность данных. Не передавайте ИИ-сервисам чувствительную информацию — персональные данные и внутренние документы.

Подпишитесь на наши сообщества в сети «ВКонтакте» и в Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.

Подписаться на сообщество в Telegram

Подписаться на сообщество в сети «ВКонтакте»

Поделиться:

Содержание статьи

Екатерина Киселёва

Екатерина Киселёва

автор «Бестселлера»

Поделиться:

Читать также