7 задач бизнеса, с которыми не справится ИИ
Что такое интернет-эквайринг и как его подключить
Чтобы принимать оплату на сайте
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами

Можно ли использовать созданное нейросетью изображение в коммерческих целях, кому принадлежат права на него и что делать, если логотип или слоган, созданный с помощью ИИ, позаимствуют конкуренты? Эти и другие вопросы всё чаще возникают у предпринимателей, которые используют нейросети в работе. Вместе с Оксаной Фёдоровой, старшим юрисконсультом Института AIRI, разбираем ключевые нюансы: кого и в каких случаях могут посчитать автором ИИ-контента, кто несёт ответственность за него по закону и как сохранить безопасность данных вашей компании.
В 2025 году в российском законодательстве ИИ-контент не закреплён напрямую как объект авторского права. Однако согласно ст. 1257 Гражданского кодекса РФ, объектами авторского права считаются произведения человека. Это значит, что у ИИ-контента может быть законный автор, если он внёс значимый творческий вклад — например, подробно сформулировал в запросе свою идею и/или доработал результат ИИ.
В судебной практике есть прецеденты, когда контент, созданный с помощью ИИ, признавался объектом авторского права. Например, в деле № А40-200471/2023 суд рассмотрел видеоролик, где технология DeepFake (синтез изображения или голоса с помощью ИИ) помогла изменить уже существующий ролик, — и пришёл к выводу, что ролик является результатом творческого труда человека, так как именно люди занимались сценарием, съёмкой и аудиосопровождением. ИИ в этом случае посчитали просто дополнительным инструментом технического монтажа.
Контент, созданный при помощи нейросети, получается в результате запроса пользователя — так называемого промпта. Это инструкция или идея, которая формулируется человеком в ИИ-сервисе для генерации контента.
Чтобы подпадать под защиту авторского права, промпт должен соответствовать ряду критериев, таким как уникальность, оригинальность и выражение в объективной форме. В связи с чем права на контент, созданный нейросетью, не всегда будут принадлежать пользователю данной нейросети. Зачастую компании — владельцы ИИ-сервисов прописывают в пользовательском соглашении, что могут использовать материалы по своему усмотрению. Например, OpenAI — разработчик ChatGPT — оставляет за собой право обучать ИИ с помощью сгенерированного контента, а Midjourney — демонстрировать и распространять сгенерированный контент.
| Что | Кому принадлежит | Нюансы |
|---|---|---|
| Промпт пользователя (запрос в нейросеть) | Не считается объектом авторского права по умолчанию, но может быть признан таковым при соответствии ряду критериев | Сам по себе промпт не охраняется по умолчанию. Но если результат содержит творческий вклад человека, можно претендовать на авторские права |
| Текст от ИИ (слоган, описание товара, инструкция и т. д.) | Устанавливается пользовательским соглашением ИИ-сервиса, но может принадлежать и пользователю — если есть творческий вклад человека | Если вы уникально и оригинально сформулировали идею, доработали результат, адаптировали под задачу — контент может быть признан объектом авторского права |
| Логотип, сгенерированный ИИ | Устанавливается пользовательским соглашением ИИ-сервиса. Может принадлежать пользователю — при соблюдении условий пользовательского соглашения, если есть творческий вклад человека и если не нарушаются авторские права иных лиц | Регистрация подобного логотипа допустима, если это не противоречит условиям пользовательского соглашения, присутствует творческий вклад человека, а также подобный логотип отвечает требованиям, предъявляемым к товарным знакам законодательством РФ (обладает отличительной способностью, является уникальным, не содержит запрещённых элементов, не нарушает прав третьих лиц и т. п.) |







Использовать ИИ в коммерческих целях — значит применять нейросети или сгенерированный ими контент, чтобы заработать деньги, развивать бизнес или автоматизировать рабочие задачи.
Примеры коммерческого использования ИИ:

ИИ-контент можно использовать в коммерческих целях, если это разрешает сервис, в котором вы работаете. Чтобы уточнить условия, достаточно обратиться к тому же пользовательскому соглашению. Например:

На 2025 год в законодательстве нет единого подхода к вопросу, кто виноват, если искусственный интеллект создал что-то незаконное. Но согласно Кодексу этики в сфере искусственного интеллекта, ответственность за работу ИИ несёт человек — физическое или юридическое лицо.
Согласно Кодексу, ответственность должны нести те, из-за кого появился нелегальный контент. Это могут быть лица, которые допустили ошибки при создании ИИ-сервиса, или пользователи, если они целенаправленно сгенерировали и использовали незаконные материалы.
Ответственность будет зависеть от степени ущерба и роли каждого участника. Например, продавец игрушек намеренно сгенерировал изображения персонажа из мультфильма и использует их для рекламы — тогда правообладатель мультфильма может подать на него в суд.
Обязанность провести фактчекинг остаётся на стороне пользователя. Нейросеть может выдать информацию, которая звучит правдоподобно, но не соответствует реальности, или создать картинку, нарушающую авторские права. Например, ИИ-сервисы способны генерировать изображения, на которых будут угадываться существующие логотипы или их элементы, бренды, узнаваемые лица или объекты, на которые у вас нет прав. Если вы будете использовать их, то можете нарушить закон.
Чтобы избежать юридических рисков:
ИИ-сервисы стараются обеспечить безопасность данных, которые вы передаёте. Но риск утёчки или взлома всё-таки реален. Так, в январе 2025 года история чатов китайской нейросети DeepSeek оказалась в открытом доступе — компания удалила данные, но злоумышленники, возможно, успели ими воспользоваться.
Чтобы защитить материалы и сохранить приватность вашей компании и клиентов, внимательно формулируете запрос для нейросети. Не передавайте:
Передавайте любую информацию нейросетям только в обезличенном виде. Формулируйте запросы так, чтобы даже в случае утечки данные нельзя было связать с вашей компанией или клиентами.
За удобством ИИ стоит комплекс юридических и этических нюансов, которые нельзя игнорировать. На что важно обратить внимание, если вы используете ИИ в работе:
Подпишитесь на наши сообщества в сети «ВКонтакте» и в Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.
Содержание статьи
Может ли ИИ-контент быть объектом авторского права
Кому принадлежат права на ИИ-контент
Подходит ли ИИ-контент для коммерческого использования
Кто несёт ответственность, если ИИ-контент нарушает закон
Как уберечь данные при использовании ИИ
Что в итоге:

автор «Бестселлера»
Поделиться:
Что такое интернет-эквайринг и как его подключить
Чтобы принимать оплату на сайте

Исследование категории «Одежда»: осень 2025 года
Экспертно — о трендах, товарах-бестселлерах и продвижении

Новые условия работы на Ozon в Казахстане
7 нейросетей для продавцов на маркетплейсах
5 мифов, которые мешают вам выйти на Ozon
Факты против домыслов

Как предпринимателю рассчитать себе зарплату
И почему не стоит тратить
всё заработанное сразу
Что покупают к 1 сентября
Гайд по популярным товарам для школьников
