Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как нанять менеджера маркетплейсов

Онлайн интервью

Чем больше товаров и продаж у магазина, тем сложнее им управлять. Если продавец не справляется с нагрузкой или хочет освободить время на стратегические задачи, он может нанять менеджера маркетплейсов. Рассказываем, чем занимается этот специалист, когда его стоит искать и как выбрать толкового кандидата.

В какой момент продавцу нужен менеджер

Когда продавцы открывают небольшой магазин на маркетплейсе, они часто справляются со всем сами. Магазин на 10–15 товаров может повременить с наймом менеджера. Но бизнес растёт, и однажды становится ясно, что отслеживать заказы, остатки на складе, общаться с поставщиками, давать обратную связь клиентам не получается, даже работая круглые сутки. Это означает, что пора найти помощника.

Когда нанимают менеджера маркетплейсов:

  • продавец считает, что ему выгоднее платить сотруднику, чем самостоятельно разбираться в правилах маркетплейса;
  • предпринимателю не хватает времени и сил контролировать поток заказов и отгрузки;
  • нет времени давать обратную связь клиентам, делать визуал и писать тексты для карточек;
  • выручка магазина позволяет ежемесячно оплачивать работу нового сотрудника.

С менеджером маркетплейсов у предпринимателя освободится время на развитие бизнеса, при этом рутинные процессы будут оставаться под контролем. К тому же опытный сотрудник может подсказать владельцу, с чем можно поэкспериментировать и что улучшить.

Что делает менеджер маркетплейсов:

  • составляет карточки товаров;
  • отвечает на вопросы и отзывы;
  • анализирует динамику продаж;
  • изучает конкурентов;
  • привлекает покупателей в карточку или в магазин и продвигает товары;
  • даёт рекомендации по ассортименту;
  • делится своим опытом работы на маркетплейсах.

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Кто такой менеджер маркетплейсов

Прочитать

Где искать менеджера маркетплейсов

Найти «звезду» непросто — на рынке не так много опытных специалистов. Менеджеры, которые не первый год управляют магазинами, зачастую открывают свой бизнес. Поэтому придётся прочесть не одно резюме и пообщаться со множеством кандидатов.

Ресурсы для поиска:

  1. Рекомендации и сарафанное радио — знакомые предприниматели могут посоветовать специалиста, с которым они уже работали.
  2. Онлайн-школы: можно обратиться к организаторам школ или найти сообщества выпускников.
  3. Telegram-каналы — в них можно опубликовать свою вакансию или подобрать специалистов. Искать в мессенджере подходящие каналы стоит по словам «вакансии на маркетплейсах» или manager marketplace.
  4. Сайты для поиска сотрудников и исполнителей: например, hh.ru, superjob.ru или Profi.ru. 

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Как выбрать обучение по работе с маркетплейсами

Прочитать

В ноябре 2023 года на hh.ru работу искали 59 180 менеджеров маркетплейсов, а на superjob.ru — 12 752. Большинство из них предпочитают трудиться удалённо — если нужен сотрудник в офис, то кандидатов уже значительно меньше.

Столько резюме разместили кандидаты на hh.ru и superjob.ru

Зарплата менеджеров маркетплейсов

Начинающие менеджеры маркетплейсов зарабатывают от 30 000 до 60 000 ₽, специалисты с опытом от года и успешными кейсами — от 60 000 до 120 000 ₽, а иногда и больше.

Размер зарплаты зависит от задач и навыков менеджера: одни специалисты только оформляют карточки и организовывают поставки, другие вдобавок к этому анализируют конкурентов, разрабатывают стратегию развития и занимаются маркетингом. При небольшой загрузке менеджер может курировать сразу несколько магазинов.

Пример стоимости услуг озонолога из базы Ozon Seller (ноябрь 2023 года)

Как оценить менеджера маркетплейсов

Предпринимателю на старте стоит определиться, какие задачи он планирует передать менеджеру, а какие оставить себе. Понять, какие навыки и качества он рассчитывает увидеть у будущего сотрудника, какие деньги готов предложить за эту работу, какой график будет оптимальным, а какой — возможным. А после этого приступить к выбору подходящего менеджера.

1. Изучить отклики и резюме

Не стоит договариваться о работе с первым же специалистом, который предложил услуги, лучше попросить рассказать об опыте или прислать резюме. Идеально, если кандидаты могут уже на этом этапе подтвердить свои достижения, то есть сослаться на реальные кейсы или рекомендации.

2. Провести интервью

Предпринимателю стоит встретиться или созвониться хотя бы с пятью кандидатами, чтобы понять, кто именно ему нужен. Интервью помогают не только выбрать лучшего, но и уточнить требования к помощнику — особенно если это первый менеджер маркетплейсов, которого нанимает продавец.

Следует обращать внимание на технические навыки, то есть hard skills, и на «мягкие» навыки и личностные качества, то есть soft skills. Скорее всего, продавцу придётся общаться с менеджером ежедневно, поэтому важно быть на одной волне.

Какие навыки кандидатов можно проверить:

Hard skillsSoft skills
Знание правил работы маркетплейсов и специфики разных площадокСистемность и организованность
Уверенные навыки копирайтинга, грамотностьУмение работать в команде
Владение основами digital-маркетингаОтветственность за результат
Навыки дизайна, умение работать с графическими программамиМногозадачность
Познания в SEO-продвиженииТайм-менеджмент
Владение бухгалтерскими и учётными программамиАналитический склад ума
Опыт работы с рекламными инструментамиИнициативность
Знание, как оформлять поставки и организовывать логистикуУмение конструктивно решать конфликты
Навыки финансового планированияКлиентоориентированность

Чтобы понять реальный уровень кандидата на собеседовании, полезно вместе разобрать портфолио и задать вопросы по кейсам. Если они реальные, то менеджер быстро ответит и расскажет подробности.

3. Дать тестовое задание

Чтобы проверить компетентность специалиста и подход к работе, можно дать тестовое задание, например:

  • Подготовить карточку товара. Менеджеру нужно составить описание товара, сделать обложку и подобрать ключевые слова. Это базовые навыки даже для начинающего специалиста.
  • Провести аудит магазина. Чтобы определить аналитические задатки кандидата, продавец может попросить изучить собственный магазин. Хороший менеджер оценит ассортимент, возможно, предложит убрать некоторые позиции или добавить новые. 
  • Изучить конкурентов. Без грамотного анализа конкурентов специалист не сможет сформулировать преимущества магазина, за который отвечает он сам, сформировать маркетинговую стратегию и найти точки роста.
  • Решить проблему. Менеджеры маркетплейсов ежедневно сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами. Умение решать рабочие проблемы — важный навык. Полезно дать реальный или выдуманный кейс, чтобы кандидат рассказал, как будет действовать в этой ситуации. Например, что станет делать, если клиент вернул битый заказ или маркетплейс заблокировал карточку товара.

Можно выбрать одно задание или комбинировать несколько, главное, чтобы объём тестового задания не отпугнул толковых менеджеров. Новички готовы хвататься за любую возможность, но опытные специалисты могут пройти мимо.

Выбирая помощника, полезно прислушаться и к интуиции: иногда нюансы подсказывают, сработается ли сотрудник с руководителем и как будет относиться к обязанностям. В любом случае даже с самым надёжным кандидатом сначала необходимо подписать договор и только после этого открывать доступ к кабинету на маркетплейсе и финансовым инструментам.

Поделиться:

Содержание статьи

Микаил Фидан

Микаил Фидан

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также