Бестселлер

Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами

7 задач бизнеса, с которыми не справится ИИ

Робот

К 2025 году искусственный интеллект (ИИ) стал чуть ли не обязательным инструментом для бизнеса — компании наперегонки внедряют чат-боты, нейросети и системы автоматизации. Но хотя технологии стремительно развиваются, ИИ всё ещё не способен полностью заменить человека. В этой статье мы рассмотрим семь задач, с которыми ИИ не справится.

ИИ в современном бизнесе

Искусственный интеллект — это система, которая обучается и принимает решения на основе анализа данных. Команда AIPRM опросила 6000 респондентов и выяснила, что чаще всего искусственный интеллект используют в бизнесе, чтобы обслуживать клиентов (56%). При этом четверть опрошенных отмечает, что благодаря новым технологиям им удалось оптимизировать работу и сократить расходы.

Популярность ИИ легко объяснить: он не устаёт, может работать круглосуточно, быстро обрабатывает огромные массивы данных и не допускает ошибок в рутинных задачах. 

может быть интересно

Как использовать нейросети продавцам на маркетплейсах

Прочитать

1. Эмоциональная связь с клиентами

Современные чат-боты умеют быстро реагировать на типовые запросы клиентов. Но как только ситуация выходит за рамки шаблона или требует эмоционального участия, искусственный интеллект пасует.

По этой теме

Чат-боты для общения с клиентами: когда помогают, а когда могут навредить

Прочитать

В бизнесе часто возникают ситуации, когда нужно проявить эмпатию. Например, когда нужно сгладить конфликт, проработать претензию или обсудить индивидуальные условия. ИИ не воспроизведёт живые эмоции, если будет общаться сам. 

Покупатель расстроился из-за того, что долгожданный подарок для ребёнка не доставили вовремя. ИИ может вежливо извиниться и предложить компенсацию по протоколу, но не способен проявить искреннее сожаление. Только живой менеджер разделит разочарование покупателя и предложит решение, которое поможет сгладить неприятный опыт.

2. Способность принимать стратегические решения 

ИИ способен анализировать огромные массивы данных, но не может принимать стратегические решения в бизнесе. Причина проста: искусственному интеллекту не хватает понимания причинно-следственных связей и контекста, в котором работает бизнес.

Более того, успешные бизнес-решения часто основываются на интуиции руководителя, его опыте и глубоком понимании отрасли. ИИ может быть отличным помощником: он сможет собрать данные для анализа и просчитать различные сценарии, но финальное решение должен принимать человек. Только он сможет увидеть полную картину и учесть все нюансы.

ИИ может проанализировать рыночные тренды и предложить открыть магазин в конкретном районе города. Он будет основываться на статистике проходимости и демографических данных, но не учтёт грядущий ремонт дороги, который перекроет доступ к локации.

Может быть интересно

7 задач в работе с карточками, которые решает искусственный интеллект

Прочитать

3. Творческие задачи с нуля и прорывные идеи

Существуют нейросети, которые генерируют тексты, изображения, музыку. Но есть нюанс: они работают как продвинутый комбинатор, который соединяет и перерабатывает уже готовые идеи и решения. Создать что-то принципиально новое искусственный интеллект не способен.

Может быть интересно

12 полезных Telegram-ботов для предпринимателей

Прочитать

Инновации появляются, когда вы понимаете человеческие потребности, умеете мыслить нестандартно и у вас есть технологическая возможность реализовать идею. ИИ может проанализировать тренды и предложить варианты улучшений, но не придумает действительно революционный продукт.

Если поручить ИИ разработать новый продукт, он не справится. Ему под силу проанализировать готовые товары на рынке и предложить их улучшенные версии. Придумать революционный продукт, который изменит привычки потребителей (как это сделали однажды в Apple), он не сможет. Для этого нужно человеческое воображение, способность мыслить нестандартно и видеть возможности там, где на первый взгляд их нет.

4. Нестандартные ситуации и кризис-менеджмент

В бизнесе часто возникают ситуации, которые невозможно предусмотреть заранее и для которых нет готовых алгоритмов решения. Здесь ИИ оказывается бессилен — ему не хватает гибкости мышления и способности быстро адаптироваться к новым обстоятельствам.

В нестандартных ситуациях необходимо учитывать интересы клиентов, репутацию компании и возможные юридические риски. Искусственный интеллект не способен оценить эмоции и ожидания людей, спрогнозировать их реакцию или предложить стратегию, которая поможет сохранить лояльность клиентов.

Поставщик отгрузил партию свитеров с небольшим браком: на каждом есть зацепка у горловины. Если продавец решит отправить товар назад, то ИИ сможет подсчитать убытки от простоя в продажах. Но если компания решит продавать товар как есть, то технология не примет во внимание репутационные риски, финансовые последствия и действующее законодательство.

5. Долгосрочные отношения и крепкие связи 

Бизнес — это прежде всего отношения между людьми. Ведёте ли вы переговоры с партнёрами, обслуживаете клиентов или управляете командой — успех зависит от того, как вы строите и поддерживаете связи. И здесь искусственный интеллект сильно ограничен.

Искусственный интеллект не в силах проникнуться атмосферой в переговорной комнате, уловить невербальные сигналы собеседника или почувствовать «химию», которая возникает при личном общении. Он не способен понять мотивы и ценности другого человека, найти индивидуальный подход и выстроить эмоциональную связь.

Для важной сделки ИИ может собрать всю нужную аналитику и подготовить документы, но вести не шаблонную переписку с потенциальным клиентом сможет только человек. Только он почувствует подходящий момент, чтобы решить спорный вопрос, найти компромисс или наладить отношения в неформальной беседе.

6. Этические решения и моральные дилеммы

В бизнесе порой возникают ситуации, где нужно делать сложный выбор, а единственно правильного ответа не существует. И хотя ИИ может просчитать финансовые последствия каждого варианта, он не учтёт этическую сторону и не сможет принять взвешенное решение.

Бизнес переживает временные трудности, и предпринимателю необходимо решить — сократить зарплаты всем сотрудникам или уволить часть команды. ИИ рассчитает экономическую выгоду каждого сценария, но не сможет учесть такие аспекты, как лояльность сотрудников, судьбы конкретных людей или влияние на корпоративную культуру в долгосрочной перспективе.

7. Культурная адаптация продукта

В глобальном бизнесе успех часто зависит от того, учитывают ли его владельцы особенности разных культур и менталитетов. И хотя ИИ может выучить правила этикета, он не способен понять и прочувствовать такие детали.

При выходе на азиатский рынок недостаточно просто перевести маркетинговые материалы. Важно понимать, как местная культура воспримет новинку, адаптировать стиль общения и даже сам продукт под местные традиции и ценности. ИИ соберёт статистику о предпочтениях потребителей, но не сможет понять культурный код. А ведь именно это часто определяет успех или провал на новом рынке.

Используйте искусственный интеллект там, где он уместен. ИИ умеет обрабатывать данные, упрощать рутинные задачи и предлагать варианты решений, но финальное слово должно оставаться за человеком.

Подпишитесь на наши сообщества ВКонтакте и Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.

Подписаться на сообщество в Telegram

Подписаться на сообщество ВКонтакте

Поделиться:

Содержание статьи

Микаил Фидан

Микаил Фидан

автор «Бестселлера»

Поделиться:

Читать также