Как использовать нейросети продавцам на маркетплейсах
Можно ли открыть
ПВЗ на лето?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
К 2025 году искусственный интеллект (ИИ) стал чуть ли не обязательным инструментом для бизнеса — компании наперегонки внедряют чат-боты, нейросети и системы автоматизации. Но хотя технологии стремительно развиваются, ИИ всё ещё не способен полностью заменить человека. В этой статье мы рассмотрим семь задач, с которыми ИИ не справится.
Искусственный интеллект — это система, которая обучается и принимает решения на основе анализа данных. Команда AIPRM опросила 6000 респондентов и выяснила, что чаще всего искусственный интеллект используют в бизнесе, чтобы обслуживать клиентов (56%). При этом четверть опрошенных отмечает, что благодаря новым технологиям им удалось оптимизировать работу и сократить расходы.
Популярность ИИ легко объяснить: он не устаёт, может работать круглосуточно, быстро обрабатывает огромные массивы данных и не допускает ошибок в рутинных задачах.
Современные чат-боты умеют быстро реагировать на типовые запросы клиентов. Но как только ситуация выходит за рамки шаблона или требует эмоционального участия, искусственный интеллект пасует.
В бизнесе часто возникают ситуации, когда нужно проявить эмпатию. Например, когда нужно сгладить конфликт, проработать претензию или обсудить индивидуальные условия. ИИ не воспроизведёт живые эмоции, если будет общаться сам.
Покупатель расстроился из-за того, что долгожданный подарок для ребёнка не доставили вовремя. ИИ может вежливо извиниться и предложить компенсацию по протоколу, но не способен проявить искреннее сожаление. Только живой менеджер разделит разочарование покупателя и предложит решение, которое поможет сгладить неприятный опыт.
ИИ способен анализировать огромные массивы данных, но не может принимать стратегические решения в бизнесе. Причина проста: искусственному интеллекту не хватает понимания причинно-следственных связей и контекста, в котором работает бизнес.
Более того, успешные бизнес-решения часто основываются на интуиции руководителя, его опыте и глубоком понимании отрасли. ИИ может быть отличным помощником: он сможет собрать данные для анализа и просчитать различные сценарии, но финальное решение должен принимать человек. Только он сможет увидеть полную картину и учесть все нюансы.
ИИ может проанализировать рыночные тренды и предложить открыть магазин в конкретном районе города. Он будет основываться на статистике проходимости и демографических данных, но не учтёт грядущий ремонт дороги, который перекроет доступ к локации.
Существуют нейросети, которые генерируют тексты, изображения, музыку. Но есть нюанс: они работают как продвинутый комбинатор, который соединяет и перерабатывает уже готовые идеи и решения. Создать что-то принципиально новое искусственный интеллект не способен.
Инновации появляются, когда вы понимаете человеческие потребности, умеете мыслить нестандартно и у вас есть технологическая возможность реализовать идею. ИИ может проанализировать тренды и предложить варианты улучшений, но не придумает действительно революционный продукт.
Если поручить ИИ разработать новый продукт, он не справится. Ему под силу проанализировать готовые товары на рынке и предложить их улучшенные версии. Придумать революционный продукт, который изменит привычки потребителей (как это сделали однажды в Apple), он не сможет. Для этого нужно человеческое воображение, способность мыслить нестандартно и видеть возможности там, где на первый взгляд их нет.
В бизнесе часто возникают ситуации, которые невозможно предусмотреть заранее и для которых нет готовых алгоритмов решения. Здесь ИИ оказывается бессилен — ему не хватает гибкости мышления и способности быстро адаптироваться к новым обстоятельствам.
В нестандартных ситуациях необходимо учитывать интересы клиентов, репутацию компании и возможные юридические риски. Искусственный интеллект не способен оценить эмоции и ожидания людей, спрогнозировать их реакцию или предложить стратегию, которая поможет сохранить лояльность клиентов.
Поставщик отгрузил партию свитеров с небольшим браком: на каждом есть зацепка у горловины. Если продавец решит отправить товар назад, то ИИ сможет подсчитать убытки от простоя в продажах. Но если компания решит продавать товар как есть, то технология не примет во внимание репутационные риски, финансовые последствия и действующее законодательство.
Бизнес — это прежде всего отношения между людьми. Ведёте ли вы переговоры с партнёрами, обслуживаете клиентов или управляете командой — успех зависит от того, как вы строите и поддерживаете связи. И здесь искусственный интеллект сильно ограничен.
Искусственный интеллект не в силах проникнуться атмосферой в переговорной комнате, уловить невербальные сигналы собеседника или почувствовать «химию», которая возникает при личном общении. Он не способен понять мотивы и ценности другого человека, найти индивидуальный подход и выстроить эмоциональную связь.
Для важной сделки ИИ может собрать всю нужную аналитику и подготовить документы, но вести не шаблонную переписку с потенциальным клиентом сможет только человек. Только он почувствует подходящий момент, чтобы решить спорный вопрос, найти компромисс или наладить отношения в неформальной беседе.
В бизнесе порой возникают ситуации, где нужно делать сложный выбор, а единственно правильного ответа не существует. И хотя ИИ может просчитать финансовые последствия каждого варианта, он не учтёт этическую сторону и не сможет принять взвешенное решение.
Бизнес переживает временные трудности, и предпринимателю необходимо решить — сократить зарплаты всем сотрудникам или уволить часть команды. ИИ рассчитает экономическую выгоду каждого сценария, но не сможет учесть такие аспекты, как лояльность сотрудников, судьбы конкретных людей или влияние на корпоративную культуру в долгосрочной перспективе.
В глобальном бизнесе успех часто зависит от того, учитывают ли его владельцы особенности разных культур и менталитетов. И хотя ИИ может выучить правила этикета, он не способен понять и прочувствовать такие детали.
При выходе на азиатский рынок недостаточно просто перевести маркетинговые материалы. Важно понимать, как местная культура воспримет новинку, адаптировать стиль общения и даже сам продукт под местные традиции и ценности. ИИ соберёт статистику о предпочтениях потребителей, но не сможет понять культурный код. А ведь именно это часто определяет успех или провал на новом рынке.
Используйте искусственный интеллект там, где он уместен. ИИ умеет обрабатывать данные, упрощать рутинные задачи и предлагать варианты решений, но финальное слово должно оставаться за человеком.
Подпишитесь на наши сообщества ВКонтакте и Telegram, чтобы знать всё о бизнесе на Ozon, быть в курсе новостей для предпринимателей и получать полезные лайфхаки для работы и жизни.
Содержание статьи
ИИ в современном бизнесе
1. Эмоциональная связь с клиентами
2. Способность принимать стратегические решения
3. Творческие задачи с нуля и прорывные идеи
4. Нестандартные ситуации и кризис-менеджмент
5. Долгосрочные отношения и крепкие связи
6. Этические решения и моральные дилеммы
7. Культурная адаптация продукта
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Можно ли открыть
ПВЗ на лето?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Можно ли продавать газеты и журналы на Ozon?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Как объединить Ozon и «ВКонтакте»,
чтобы продавать больше
Разбираем кейс
Инвентаризация:
что это и кому нужна
Как нанять сотрудника и получить за это 87 000 ₽ и больше
Условия, ограничения,
пошаговый алгоритм
6 головоломок для предпринимателей
Чтобы находить скрытые закономерности
и мыслить нестандартно
Тайм-менеджмент из прошлого: что взять на заметку
Подготовьте настенный календарь
и песочные часы