Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Что нужно знать о бизнесе с родственниками

Руки

Семейные узы могут стать хорошим подспорьем для бизнеса. Но здесь есть нюансы: партнёрам бывает сложно разделить рабочие и личные вопросы, а доверие к близким порой играет злую шутку с предпринимателями. В этой статье разберёмся в особенностях бизнеса с родственниками и расскажем, как сохранить отношения на пути к успеху.

Какие есть плюсы и минусы бизнеса с родственниками

Рассмотрим несколько основных преимуществ и недостатков.

Плюсы бизнеса с родственниками

  • Вы доверяете друг другу. Поэтому с самого начала уверены в благонадёжности компаньона, тогда как привлечь человека со стороны — это всегда риск.
  • Вы хорошо знаете друг друга. Это помогает стать надёжными партнёрами в работе. Например, понимая сильные и слабые стороны каждого, проще распределять роли в компании. Представим, что харизматичный сын взял на себя общение с партнёрами, в то время как педантичный отец контролирует финансовые вопросы.   
  • У вас всегда есть поддержка. Вы будете работать бок о бок с теми, с кем вас связывают крепкие родственные отношения и кто поддержит в трудную минуту. Это поможет преодолевать кризисы и принимать сложные бизнес-решения. А ещё в случае временных финансовых трудностей вы можете рассчитывать на взаимопомощь без опасения потерять партнёра.
  • Вас связывают общие цели. Каждый партнёр одинаково заинтересован в том, чтобы общее дело стало успешным и прибыльным. 

Минусы бизнеса с родственниками

  • Трудно разделить рабочее и личное. Когда бизнес — семейный, есть риск, что за ужином вы будете обсуждать с родными не ближайшую поездку за город, а конфликт с поставщиком товара. На работе — припомните друг другу ссору, которая произошла накануне. Если не расставить границы или не соблюдать их, пострадают сразу и бизнес, и семейные отношения.

По этой теме

Как правильно отдыхать после работы

Подробнее

Супруги Татьяна и Дмитрий решили создать свой мебельный бренд: арендовали помещение, оборудовали цех и склад, начали принимать заказы и открыли свой магазин на маркетплейсе. Супруги были так воодушевлены новым занятием, что могли говорить о нём за завтраком, обедом, ужином. Но вскоре выяснилось, что других тем для разговоров у них практически не осталось, как не стало и поездок за город, посиделок с друзьями — того, что раньше их объединяло. Семейные отношения оказались под угрозой.

  • Сложно быть объективным по отношению к родственникам. Мы не хотим обитдеть тех, кого любим. Поэтому часто прощаем им ошибки или стараемся не замечать погрешностей в работе. Но если речь идёт о бизнесе, такая забота о чувствах родственника может привести к провалу. 

Братья Пётр и Иван с самого детства не разлей вода. Когда Иван решил начать свой обувной бизнес, он сразу предложил Петру стать компаньоном — ведь брат точно не подведёт. Иван взял на себя работу с поставщиками, начал развивать магазин на маркетплейсе, научился запускать рекламу — общее дело стало приносить прибыль. Пётр отвечал за финансы и налоги, но постоянно опаздывал с подачей декларации, допускал ошибки в документах и забывал оплачивать счета. Иван боялся обидеть брата и не стал указывать ему на ошибки. Он верил, что тот исправится. В результате братьям приходилось выплачивать штрафы и пени налоговой, а отношения с партнёрами пошатнулись из-за постоянных задержек с оплатой. 

  • Может появиться напряжение в семье. Рабочие споры могут повлиять на семейные отношения и стать причиной конфликта.

Анна и Валерия — сёстры, которые вместе развивают бренд натуральной косметики. Поначалу их сотрудничество было успешным, но потом оказалось, что взгляды сестёр на распределение прибыли сильно расходятся. Анна предпочитала тратить всё заработанное, тогда как Валерия хотела большую часть прибыли вкладывать в развитие общего дела. Небольшой спор со временем перерос в крупную ссору, после которой сёстры практически перестали общаться. 

  • Отношения в семье могут повлиять на бизнес. Если отношения в семье дали трещину, это может отразиться и на общем бизнесе. 

После долгих лет брака предприниматели Елена и Илья переживают тяжёлый развод. Из-за спора по поводу раздела имущества и опеки над детьми они больше не хотят работать вместе. Елена решает продать свою часть бизнеса, но договориться об условиях у бывших супругов не получается — каждый тянет одеяло на себя и пытается насолить бывшему партнёру, это приводит к кризису в компании. 

Может быть интересно

Что такое ошибка выжившего и как чужие истории успеха могут навредить бизнесу

Прочитать

Как сохранить отношения, занимаясь бизнесом с родственниками

Вот несколько советов, которые в этом помогут:

  1. Заранее распределите роли и обязанности. Убедитесь, что каждый знает, за что он отвечает. Например, если вы открыли магазин на маркетплейсе, один из вас может заниматься закупкой товаров, другой — продвижением, а третий — финансами и налогами, и каждый несёт ответственность за своё направление. 
  2. Ведите дела максимально открыто. Устраивайте летучки, заведите таск-менеджер, откровенно обсуждайте проблемы и говорите о том, что работает хорошо, что требует улучшения.
  3. Управляйте финансами прозрачно. Обсуждайте крупные траты, ведите учёт всех доходов и расходов, формируйте отчёты в бухгалтерских программах, чтобы у каждого из партнёров был к ним доступ в любое время. Это поможет избежать ненужных конфликтов и сохранить доверие.
  4. Разделяйте работу и личную жизнь. Например, договоритесь не приносить рабочие конфликты домой и не обсуждать бизнес за семейным ужином, а все личные проблемы старайтесь решать только во внерабочее время.
  5. Не доводите мелкие споры до конфликтов. Если возникает недопонимание, старайтесь разрешить его сразу же — пока оно не переросло в большую ссору.
  6. Привлекайте внешнего посредника для решения споров. Он объективно посмотрит на ситуацию и поможет найти решение, которое устроит обе стороны. 
  7. Закрепите все договорённости на бумаге. Рекомендуем ещё на старте оформить документы, где вы укажете все значимые аспекты работы: например, порядок распределения прибыли, поиска сотрудников на ключевые должности, свои роли в бизнесе, планы на случай разногласий и другое. О том, какие документы стоит подготовить, расскажем ниже.

Как вести бизнес с родственниками: несколько советов юриста 

Рекомендуем заранее позаботиться о юридических аспектах сотрудничества — даже если вас с родственником связывают самые крепкие отношения. Вот что стоит сделать в первую очередь:

1. Подберите оптимальную форму регистрации бизнеса

Например, нельзя открыть ИП, где два партнёра будут иметь равные права. Эта форма предпринимательства предполагает, что собственник здесь только один человек — сам ИП. Его компаньон может быть только наёмным работником, например коммерческим или исполнительным директором. Если вам важно быть партнёрами на равных, такой вариант ведения бизнеса не подойдёт. Возможно, правильнее в этой ситуации будет открыть ООО или товарищество. Привлеките юриста, если хотите лучше разобраться в нюансах регистрации.

2. Правильно оформите учредительные документы

Это создаст правовую основу для вашей компании, поможет избежать споров о собственности и об обязанностях партнёров. Например, в уставе ООО обычно прописывают: 

  • Права на бизнес: укажите размер взносов в уставный капитал и уточните, какой процент долей в компании принадлежит каждому из партнёров.
  • Роли и обязанности: чётко определите роли и обязанности каждого партнёра, порядок выбора руководителя и принятия важных решений в компании.
  • Порядок распределения прибыли: какой процент полагается вам, а какой — партнёру. Сколько средств вы будете тратить на развитие, содержание офиса, зарплату сотрудников. Как вы поступите, если прибыли не будет. 
  • Механизм разрешения споров: например, с использованием медиации или арбитража. Это поможет быстро и безболезненно урегулировать конфликты, не доводя дело до суда.
  • Порядок выхода из общего дела: согласуйте условия, на которых один из партнёров может выйти из бизнеса: к примеру, приоритетное право выкупа доли для компаньона или возможность покинуть компанию при определённых обстоятельствах. Например, в случае смены профиля бизнеса или прихода новых собственников.

3. Задокументируйте права на интеллектуальную собственность 

Заранее договоритесь, может ли партнёр после выхода из бизнеса пользоваться общими наработками и на каких условиях. Это позволит исключить ситуации, когда экс-компаньон без разрешения использует ваши технологии в пользу конкурирующей компании или продаёт под созданным вами брендом товары низкого качества. И наоборот: бывший партнёр сможет пользоваться своими наработками самостоятельно — если стороны об этом предварительно договорились.

4. Отнеситесь серьёзно к финансовым обязательствам 

В семейном бизнесе многое строится на доверии, но деньги часто становятся причиной раздора. Если привлекаете кредит на развитие семейного дела, передаёте в залог личное имущество или берёте на себя другие материальные обязательства — не относитесь к этому как к формальности и не подписывайте документы только потому, что неудобно отказать родственнику. 

Семейное дело может стать успешным — главное, знать о рисках и о том, как избежать неприятных ситуаций. В этом случае вы сможете получать прибыль и сохранить тёплые отношения с родными, которые работают с вами бок о бок. 

Начните семейный бизнес на Ozon

Зарегистрируйтесь бесплатно на маркетплейсе, загрузите первые товары и начните продавать

Поделиться:

Содержание статьи

Анастасия Гусенкова

Анастасия Гусенкова

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также