Бестселлер

Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами

Что такое токсичная лояльность и почему с ней нужно бороться

Иконка человека

Выходя за разумные рамки, лояльность перестаёт быть полезным явлением — она становится вредной, плохо сказывается на работе и мешает развитию. Расскажем, как распознать токсичную лояльность сотрудникам, руководителям и предпринимателям и что делать с ней дальше.

Что такое токсичная лояльность

Возможно, в детстве у вас был друг, который принимал вашу сторону, несмотря ни на что, или член семьи, который «прикрывал» вас, когда вы совершали неблаговидные поступки. В обиходе такие отношения описывают как «верность до гроба» или «собачья преданность». В мире бизнеса преданность к делу, которая сопровождается негативными эмоциями или действиями, тоже существует — и считается «токсичной».

Преданность может идти со знаком минус, если вы держитесь за то, что не соответствует вашим принципам или убеждениям, будь то человек, идея или работа.

По этой теме

Как понять, что ваша продуктивность стала токсичной

Прочитать

Токсичная лояльность проявляется, когда человек игнорирует собственные негативные эмоции и реакции, чтобы скрыть растерянность или страх. Он молча терпит переработки, несправедливость или давление, считая, что так демонстрирует преданность.

 Здоровая лояльностьТоксичная лояльность
В основеДоверие, уважение, взаимная выгодаСтрах, чувство долга, эмоциональная привязанность, манипуляции
Отношение к работеВключённость, инициативностьСмирение, терпение, безразличие
ГраницыЧеловек знает свои права и ценность для коллективаГотов жертвовать собой ради компании
Реакция на проблемыГоворит о сложностях, ищет решенияМолчит, терпит, делает вид, что всё нормально. Иногда вслух оправдывает руководство и компанию
Причина уходаЕсли работа перестала устраивать, уходит осознанноОстаётся, даже если работа разрушает его жизнь
Влияние на бизнесРазвивает компанию, повышает эффективностьТормозит развитие, создаёт токсичную среду

Почему возникает токсичная лояльность

Проявлений у токсичной лояльности много, но результат один: потери для бизнеса. Например, сотрудник остаётся, но работает без энтузиазма, выгорает, становится пассивным. Руководитель тоже может испытывать токсичную лояльность и в результате цепляется за неэффективных людей и поддерживает заведомо неудачные решения. Разберём причины, по которым возникает токсичная лояльность.

Может быть интересно

Как стать стрессоустойчивым: 5 способов

Прочитать

У сотрудников

Искренняя эмоциональная привязанность

Привязанность может возникнуть, если долго работать на одном месте, хорошо узнать коллег и руководителей. Это создаёт почти семейную атмосферу и влечёт проблемы с личными границами, которые часто встречаются в настоящих семьях.

Анна работает в компании 8 лет. Коллектив стал для неё второй семьёй: коллеги поддерживают друг друга в трудные моменты и вместе переживают успехи. Однако последние три года Анна чувствует, что её карьерный рост остановился. Недовольство растёт, но девушка продолжает отказывается от предложений других компаний. Ей не хочется бросать коллектив, который она считает родным.

Чувство долга

Сотрудник многого добился в компании, получил повышение, и теперь ему неловко за желание просить больше. Он чувствует себя обязанным своему руководству, не может высказать недовольство, молча принимает не всегда позитивные изменения в работе. 

Манипуляции со стороны руководителей

Те сознательно используют риторику «мы все тут большая семья, а из семьи не уходят». Используют нечестные приёмы, чтобы удержать сотрудников: обещают больше, чем выполняют, создают искусственные барьеры для увольнения — например, отказывают в рекомендациях.

Отсутствие альтернатив

Человек остаётся в компании несмотря на недовольство, так как боится не найти новую работу, потерять стабильность и статус. Иногда альтернативы есть, но сотрудник убеждён, что другая работа окажется такой же или хуже.

Дмитрий работает в компании 10 лет. Он начинал с позиции менеджера и с годами стал старшим специалистом. Дмитрий скучает на работе, давно перерос свои обязанности, но не ищет новое место. Парень не уверен, что его опыт будет нужен где-то ещё. Он остаётся на привычной должности, несмотря на отсутствие перспектив.

Низкая самооценка и зависимость от одобрения

Сотрудник не уверен в своих силах и считает, что важно угождать начальнику и подстраиваться под него. Он так сильно нуждается в похвале или признании, что готов терпеть дискомфорт ради слов «ты молодец». Жертвует собой и проявляет токсичную лояльность, чтобы доказать, что достоин места в команде.

Культура компании

Сверхурочная работа или безоговорочное подчинение считаются нормой, а токсичная лояльность становится частью системы. Сотрудников ещё при устройстве на работу предупреждают, что «лентяям здесь не место» и затем хвалят за «преданность делу», а не за результат.

У руководителей

Искренняя лояльность к вышестоящему руководству

Руководитель среднего звена слепо выполняет распоряжения топ-менеджмента, например, соглашается на нереалистичные KPI (показатели, по которым измеряется и оценивается эффективность работы). Он осознаёт, что это может навредить команде или бизнесу, но молчит, потому что боится потерять статус или хочет угодить.

Привязанность к компании

Человек настолько предан бренду или миссии, что закрывает глаза на негативные внутренние процессы и неблаговидные действия компании. Оправдывает их особенностями бизнеса.

Максим управлял небольшим агентством и называл команду семьёй. Когда клиент задержал оплату, он решил, что сотрудники должны проявить лояльность: согласиться на задержку зарплаты и поработать «за идею». Вместо того, чтобы решить вопрос с заказчиком, Максим выяснял отношения с работниками и увольнял тех, кого считал нелояльными. В итоге компания лишилась ценных специалистов, а бизнес понёс убытки.

Перфекционизм

Некоторые руководители, стремясь к идеалу, требуют от себя и подчинённых слишком многого, что приводит к переработкам, стрессу и выгоранию. 

По этой теме

Что такое эмоциональное выгорание и как его не допустить

Прочитать

Низкая самооценка

Человек не уверен в себе и занимает должность руководителя. Чтобы не лишиться власти и статуса, он готов терпеть переработки, унижения или абсурдные требования.

Личная симпатия или дружба

Человек на руководящей должности эмоционально привязан к подчинённому из-за общих интересов или долгой истории знакомства. Возможно, сотрудник часто выручал руководителя в сложных ситуациях, и теперь благодарность мешает объективно оценивать его работу и профессиональные качества.

Может быть интересно

Самосаботаж: почему мы вредим сами себе

Прочитать

Зависимость от ключевого сотрудника

Если руководитель считает кого-то из подчинённых незаменимым, он закрывает глаза на его недостатки и недочёты в работе, проявляя тем самым токсичную лояльность, — даже если это демотивирует остальных.

Марина несколько лет назад открыла ПВЗ, и Иван стал первым сотрудником, которого она взяла на работу и обучила. Пунктов выдачи у Марины с тех пор стало больше, а Иван стал её правой рукой. Вот только в последнее время он перестал приходить на работу вовремя, а другие сотрудники жалуются на его грубость. «Нет, увольнять точно не стану! Он просто устал, ему нужен отпуск и поддержка с моей стороны», — рассуждает Марина, хотя бизнесу поведение Ивана вредит.

Чем опасна токсичная лояльность

Разберём подробнее последствия токсичной лояльности для сотрудников и бизнеса.

  • Если сотрудники или руководители постоянно жертвуют собой ради компании или друг друга, это истощает их физически и эмоционально, приводит к выгоранию, увольнениям и дефициту кадров.
  • Продуктивность снижается, а бизнес-результаты ухудшаются. Проблемы замалчиваются, ошибки не исправляются. Фокус смещается с решения задач на демонстрацию лояльности. Слабые сотрудники остаются без обучения, наставничества и контроля.
  • Несправедливость, например, поблажки «любимчикам», подрывает моральный дух.
  • Команда перестаёт верить руководителю или сотруднику, который ставит лояльность выше справедливости и здравого смысла. Потеря доверия приводит к «молчаливому бунту». Из-за него продуктивность работы будет падать, текучесть кадров вырастет, конкурентоспособность компании на рынка снизится.
  • Лояльность к «своим» людям и старым процессам мешает внедрять инновации, бизнес не адаптируется к рыночным условиям и не развивается.
  • Те, кто не готов терпеть несправедливость или перегрузки, увольняются. В компании остаются люди, которые только имитируют активную работу. 

В любом проявлении токсичную лояльность можно считать миной замедленного действия. Сначала кажется, что с командой и бизнесом всё в порядке, но в итоге люди выгорают и увольняются, а процессы становятся менее эффективными. 

Чек-лист сотрудника: испытываете ли вы токсичную лояльность

Отметьте утверждения, с которыми согласны, и подсчитайте их количество. 

Чек-лист руководителя: проявляете ли вы токсичную лояльность

Выберите пункты, которые соответствуют вам, и подсчитайте их количество. 

0–1 совпадение — всё в порядке, токсичная лояльность вам не грозит.

2–3 совпадения — задумайтесь, не мешает ли привязанность к работе замечать реальные проблемы. Возможно, пришло время внимательно присмотреться к тому, что происходит. 

4 и больше — есть риск, что вы застряли в неудобной или даже вредной для вас ситуации. Пора пересмотреть своё отношение к работе и установить границы. Как это сделать — расскажем дальше.

Как избавиться от токсичной лояльности

Если вы подозреваете, что ваша лояльность по отношению к компании и коллективу нездоровая, присмотритесь к рекомендациям из списка ниже.

Рекомендации для сотрудников

  • Признайте проблему. В этом вам может помочь наш чек-лист из предыдущей главы и откровенный разговор с коллегами. Поговорите с теми, кому доверяете — взгляд со стороны позволит оценить ситуацию. 
  • Подумайте о своих приоритетах и истинной мотивации. Попытайтесь ответить себе на вопрос, чего вы действительно хотите. Оправданы ли жертвы ради работы? Выпишите плюсы и минусы и сравните, какая колонка больше. Так вы поймёте, пришло ли время искать другое место.
  • Научитесь говорить «нет» и устанавливать границы. Это пригодится в ситуациях, когда в компании не ценят ваши усилия и время. Здесь может помочь психолог или тематическая литература. Например: «Личные границы: Как их устанавливать и отстаивать» Дженни Миллер и Виктории Ламберт, «Не работайте с м*даками. И что делать, если они вокруг вас» Роберта Саттона.
  • Определите, в чём заключается ваша ценность для компании. Вы можете сделать это самостоятельно, например, завести «журнал достижений» и записывать туда все успехи на работе. Ещё один вариант — обратиться к карьерному консультанту. 
  • Больше отдыхайте. Старайтесь уделять время личным интересам, чтобы избежать выгорания и научиться слушать себя. Начните с небольших прогулок после работы. 
  • Откликайтесь на вакансии. Изучите рынок труда и сходите на несколько собеседований. Это позволит вам узнать свою стоимость как специалиста, укрепить уверенность и избавиться от иллюзии, что «везде плохо». 

Рекомендации для руководителей

  • Оцените реальное состояние дел. Для этого можно провести анонимное анкетирование сотрудников или запросить у самых смелых откровенную обратную связь. Ещё один полезный инструмент — SWOT-анализ команды: вы вносите в таблицу сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны сотрудников, расписываете возможности для развития (Opportunities) и то, что вам мешает — «угрозы» (Threats), а затем анализируете результат. К оценке ситуации можно привлечь внешних экспертов или коллег старше по должности.
  • Установите чёткие границы в отношениях с сотрудниками. Пересмотрите роли и ответственность в команде: распишите, кто и за что отвечает, и проанализируйте, в каких ситуациях размываются границы между личным и рабочим. Подумайте, какие регламенты могут это предотвратить и внедрите их. 
  • Принимайте конструктивную критику. Стремитесь создать культуру, в которой критика и вежливое «нет» — это нормальная рабочая коммуникация. Если необходимо, пригласите экспертов и проведите корпоративное обучение по конструктивной обратной связи. 
  • Принимайте решения и давайте оценки, опираясь на факты, цифры и результаты, а не на личные отношения с подчинёнными. Организуйте регулярные встречи с сотрудниками один на один: обсуждайте их успехи и проблемы, выясняйте, как на людях сказываются ваши решения и действия.
  • Делегируйте. Оставляйте сотрудникам чёткие инструкции и проговаривайте, в каком случае задача будет считаться выполненной. Это даст людям понять, что хорошие отношения с вами не дают права оставлять работу незавершённой. 

Поделиться:

Содержание статьи

Елена Тимофеева

Елена Тимофеева

автор «Бестселлера»

Поделиться:

Читать также