Как понять, что ваша продуктивность стала токсичной
Как нанять первого сотрудника: чек-лист предпринимателя
Где искать, как оформлять, кому отчитываться
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Выходя за разумные рамки, лояльность перестаёт быть полезным явлением — она становится вредной, плохо сказывается на работе и мешает развитию. Расскажем, как распознать токсичную лояльность сотрудникам, руководителям и предпринимателям и что делать с ней дальше.
Возможно, в детстве у вас был друг, который принимал вашу сторону, несмотря ни на что, или член семьи, который «прикрывал» вас, когда вы совершали неблаговидные поступки. В обиходе такие отношения описывают как «верность до гроба» или «собачья преданность». В мире бизнеса преданность к делу, которая сопровождается негативными эмоциями или действиями, тоже существует — и считается «токсичной».
Преданность может идти со знаком минус, если вы держитесь за то, что не соответствует вашим принципам или убеждениям, будь то человек, идея или работа.
Токсичная лояльность проявляется, когда человек игнорирует собственные негативные эмоции и реакции, чтобы скрыть растерянность или страх. Он молча терпит переработки, несправедливость или давление, считая, что так демонстрирует преданность.
Здоровая лояльность | Токсичная лояльность | |
---|---|---|
В основе | Доверие, уважение, взаимная выгода | Страх, чувство долга, эмоциональная привязанность, манипуляции |
Отношение к работе | Включённость, инициативность | Смирение, терпение, безразличие |
Границы | Человек знает свои права и ценность для коллектива | Готов жертвовать собой ради компании |
Реакция на проблемы | Говорит о сложностях, ищет решения | Молчит, терпит, делает вид, что всё нормально. Иногда вслух оправдывает руководство и компанию |
Причина ухода | Если работа перестала устраивать, уходит осознанно | Остаётся, даже если работа разрушает его жизнь |
Влияние на бизнес | Развивает компанию, повышает эффективность | Тормозит развитие, создаёт токсичную среду |
Проявлений у токсичной лояльности много, но результат один: потери для бизнеса. Например, сотрудник остаётся, но работает без энтузиазма, выгорает, становится пассивным. Руководитель тоже может испытывать токсичную лояльность и в результате цепляется за неэффективных людей и поддерживает заведомо неудачные решения. Разберём причины, по которым возникает токсичная лояльность.
Искренняя эмоциональная привязанность
Привязанность может возникнуть, если долго работать на одном месте, хорошо узнать коллег и руководителей. Это создаёт почти семейную атмосферу и влечёт проблемы с личными границами, которые часто встречаются в настоящих семьях.
Анна работает в компании 8 лет. Коллектив стал для неё второй семьёй: коллеги поддерживают друг друга в трудные моменты и вместе переживают успехи. Однако последние три года Анна чувствует, что её карьерный рост остановился. Недовольство растёт, но девушка продолжает отказывается от предложений других компаний. Ей не хочется бросать коллектив, который она считает родным.
Чувство долга
Сотрудник многого добился в компании, получил повышение, и теперь ему неловко за желание просить больше. Он чувствует себя обязанным своему руководству, не может высказать недовольство, молча принимает не всегда позитивные изменения в работе.
Манипуляции со стороны руководителей
Те сознательно используют риторику «мы все тут большая семья, а из семьи не уходят». Используют нечестные приёмы, чтобы удержать сотрудников: обещают больше, чем выполняют, создают искусственные барьеры для увольнения — например, отказывают в рекомендациях.
Отсутствие альтернатив
Человек остаётся в компании несмотря на недовольство, так как боится не найти новую работу, потерять стабильность и статус. Иногда альтернативы есть, но сотрудник убеждён, что другая работа окажется такой же или хуже.
Дмитрий работает в компании 10 лет. Он начинал с позиции менеджера и с годами стал старшим специалистом. Дмитрий скучает на работе, давно перерос свои обязанности, но не ищет новое место. Парень не уверен, что его опыт будет нужен где-то ещё. Он остаётся на привычной должности, несмотря на отсутствие перспектив.
Низкая самооценка и зависимость от одобрения
Сотрудник не уверен в своих силах и считает, что важно угождать начальнику и подстраиваться под него. Он так сильно нуждается в похвале или признании, что готов терпеть дискомфорт ради слов «ты молодец». Жертвует собой и проявляет токсичную лояльность, чтобы доказать, что достоин места в команде.
Культура компании
Сверхурочная работа или безоговорочное подчинение считаются нормой, а токсичная лояльность становится частью системы. Сотрудников ещё при устройстве на работу предупреждают, что «лентяям здесь не место» и затем хвалят за «преданность делу», а не за результат.
Искренняя лояльность к вышестоящему руководству
Руководитель среднего звена слепо выполняет распоряжения топ-менеджмента, например, соглашается на нереалистичные KPI (показатели, по которым измеряется и оценивается эффективность работы). Он осознаёт, что это может навредить команде или бизнесу, но молчит, потому что боится потерять статус или хочет угодить.
Привязанность к компании
Человек настолько предан бренду или миссии, что закрывает глаза на негативные внутренние процессы и неблаговидные действия компании. Оправдывает их особенностями бизнеса.
Максим управлял небольшим агентством и называл команду семьёй. Когда клиент задержал оплату, он решил, что сотрудники должны проявить лояльность: согласиться на задержку зарплаты и поработать «за идею». Вместо того, чтобы решить вопрос с заказчиком, Максим выяснял отношения с работниками и увольнял тех, кого считал нелояльными. В итоге компания лишилась ценных специалистов, а бизнес понёс убытки.
Перфекционизм
Некоторые руководители, стремясь к идеалу, требуют от себя и подчинённых слишком многого, что приводит к переработкам, стрессу и выгоранию.
Низкая самооценка
Человек не уверен в себе и занимает должность руководителя. Чтобы не лишиться власти и статуса, он готов терпеть переработки, унижения или абсурдные требования.
Личная симпатия или дружба
Человек на руководящей должности эмоционально привязан к подчинённому из-за общих интересов или долгой истории знакомства. Возможно, сотрудник часто выручал руководителя в сложных ситуациях, и теперь благодарность мешает объективно оценивать его работу и профессиональные качества.
Зависимость от ключевого сотрудника
Если руководитель считает кого-то из подчинённых незаменимым, он закрывает глаза на его недостатки и недочёты в работе, проявляя тем самым токсичную лояльность, — даже если это демотивирует остальных.
Марина несколько лет назад открыла ПВЗ, и Иван стал первым сотрудником, которого она взяла на работу и обучила. Пунктов выдачи у Марины с тех пор стало больше, а Иван стал её правой рукой. Вот только в последнее время он перестал приходить на работу вовремя, а другие сотрудники жалуются на его грубость. «Нет, увольнять точно не стану! Он просто устал, ему нужен отпуск и поддержка с моей стороны», — рассуждает Марина, хотя бизнесу поведение Ивана вредит.
Разберём подробнее последствия токсичной лояльности для сотрудников и бизнеса.
В любом проявлении токсичную лояльность можно считать миной замедленного действия. Сначала кажется, что с командой и бизнесом всё в порядке, но в итоге люди выгорают и увольняются, а процессы становятся менее эффективными.
Отметьте утверждения, с которыми согласны, и подсчитайте их количество.
Выберите пункты, которые соответствуют вам, и подсчитайте их количество.
0–1 совпадение — всё в порядке, токсичная лояльность вам не грозит.
2–3 совпадения — задумайтесь, не мешает ли привязанность к работе замечать реальные проблемы. Возможно, пришло время внимательно присмотреться к тому, что происходит.
4 и больше — есть риск, что вы застряли в неудобной или даже вредной для вас ситуации. Пора пересмотреть своё отношение к работе и установить границы. Как это сделать — расскажем дальше.
Если вы подозреваете, что ваша лояльность по отношению к компании и коллективу нездоровая, присмотритесь к рекомендациям из списка ниже.
Содержание статьи
Что такое токсичная лояльность
Почему возникает токсичная лояльность
Чем опасна токсичная лояльность
Как избавиться от токсичной лояльности
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Как нанять первого сотрудника: чек-лист предпринимателя
Где искать, как оформлять, кому отчитываться
Как создать корпоративную
базу знаний
И не терять ценную информацию
Бумеры, иксы, миллениалы и зумеры: как общаться на работе
И чему друг у друга поучиться
7 привычек, которые
приводят к выгоранию
Как ИП тратить деньги с расчётного счёта на себя
И какие могут быть подводные камни
Тайм-менеджмент из прошлого: что взять на заметку
Подготовьте настенный календарь
и песочные часы
Кто такой менеджер маркетплейсов
Чем он занимается и сколько зарабатывает